РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
26 июня 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-3331/19 по заявлению Сторчак Н. Г. об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Сторчак Н. Г. приказ Министерства строительства Самарской области от 24.08.2018 г. №108-п в части включения заявительницы в список четвёртой очереди дольщиков.
Обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявительницы, приняв решение по её заявлению от 23.08.2017 г. о включении её в очерёдность участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов на предоставление жилых помещений вне соответствующих проблемных объектов за счёт инвесторов, которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты с условием обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства вне проблемных объектов, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок истице и в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-4292/19 по заявлению Сторчак Н. Г. об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области,
установил:
Сторчак Н.Г. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании бездействия Министерства строительства Самарской области. В обоснование заявления указывает, что ею 23.09.2014 г. она обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Письмом №3/5094 от 22.11.2016 г. ей сообщалось, что по результатам рассмотрения заявления во включении её в реестр было отказано. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 28.03.2017 г. по делу №2а-930/2017 решение признано незаконным. Из письма №01-05/107 от 5.09.2017 г. следует, что ей отказано во включении в очередь на получение жилья, поскольку она до 1.12.2016 г. не подала отдельное заявление о включении в очерёдность участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов. Просила признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении в очерёдность участников долевого строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены.
В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от 30.09.2016 г. Белова Т.Ю. заявила ходатайство о принятии изменения предмета иска. Просила признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 24.08.2018 г. №108-п в части включения её в 4 очередь участников долевого строительства.
Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению в силу ст.46 КАС РФ.
Представитель ответчика по доверенности от 24.05.2019 г. № Таркина Ю.А. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 130-135).
Изучив материалы дела, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. №684 была утверждена Государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2021 г.». В её состав в качестве приложения №5 включена подпрограмма «Оказание государственной поддержки гражданам - участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков, до 2020 г.». Данной подпрограммой предусматривается, в частности, предоставление в соответствии со ст.10.1 Закона Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях обеспечения жилыми помещениями граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, включенных в перечень проблемных объектов, который определен Правительством Самарской области, и (или) сведения о которых содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированном в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 г. №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
В рамках данного мероприятия предполагается осуществлять:
- выявление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены юридическим лицам в соответствии со ст.10.1 Закона Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» в целях обеспечения жилыми помещениями граждан - участников долевого строительства, пострадавших от действий застройщиков;
- проведение работы с юридическими лицами в целях определения условий их участия в обеспечении жилыми помещениями граждан - участников долевого строительства, пострадавших от действий застройщиков, при условии предоставления таким юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- определение очерёдности участников долевого строительства многоквартирных домов, включенных в перечень проблемных объектов, который определен Правительством Самарской области, и (или) сведения о которых содержатся в реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, сформированном в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 г. №560/пр, которым необходимо предоставить жилые помещения вне соответствующих проблемных объектов за счет юридических лиц (независимо от их организационно-правовых форм), которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов вне соответствующих многоквартирных домов. Требования к определению указанной очерёдности и порядку её ведения установлены в приложении №10 к подпрограмме;
- издание в соответствии с ЗК РФ и ст.10.1 Закона Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» распоряжений Губернатора Самарской области о реализации масштабных инвестиционных проектов в целях обеспечения жилыми помещениями граждан - участников долевого строительства, пострадавших от действий застройщиков.
В соответствии с вышеупомянутыми Требованиями к определению и порядку ведения очерёдности (приложение №10 к подпрограмме) очерёдность участников долевого строительства определяется исходя из следующих признаков:
1) дата включения проблемного объекта в перечень либо в случае, если проблемный объект не был включен в перечень, – дата включения участника долевого строительства в реестр;
2) дата государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в соответствии с ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» или дата заключения договора участия в долевом строительстве (иной сделки) с целью приобретения участником долевого строительства жилого помещения, если соответствующий договор (сделка) не был зарегистрирован;
3) количество и общая площадь жилых помещений, с целью приобретения которых были заключены договоры участия в долевом строительстве (иные сделки) проблемных объектов;
4) размер оплаты стоимости жилого помещения, с целью приобретения которого был заключен договор участия в долевом строительстве (иная сделка) проблемного объекта.
Общая очерёдность участников долевого строительства включает в себя 4 очереди участников долевого строительства. Участники долевого строительства каждой очереди определяются по каждому проблемному объекту (п.2.1, 2.2 Требований).
Приказом Министерства строительства Самарской области от 24.08.2018 г. №108-п (л.д. 79-82) был утверждён список четвёртой очереди участников долевого строительства. В указанный список по объекту ЗАО «ДСПМК «Сызранская»» по адресу: <адрес>, включена истица.
Решение Министерства строительства Самарской области по включению истицы в четвёртую очередь является актом органа государственной власти, содержащим властное волеизъявление, порождающим правовые последствия для заявителя, непосредственно нарушающим его законные интересы, в связи с чем оно может быть оспорено ею в порядке, предусмотренном гл.22 КАС РФ.
В силу пп.3 п.9 ст.226 КАС РФ, по делам рассматриваемой категории суд, независимо от доводов административного искового заявления, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Из изложенного выше следует, что оспариваемое решение об отказе во включении заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принято уполномоченным органом в рамках его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, основания для отказа в удовлетворении заявления гражданина, на которые сослался орган государственной власти, предусмотрены соответствующим подзаконным нормативным актом. Таким образом, процедурные нормы при принятии оспариваемого решения ответчиком соблюдены.
В соответствии с п.1, 5, 7 ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Указанный срок не является сроком исковой давности, поэтому последствия его пропуска применяются судом вне зависимости от заявления об этом стороны в процессе. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ.
Ответчиком не представлено доказательств направления истице копии оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь презумпцией добросовестности участников правоотношений, суд должен исходить из того, что о существовании оспариваемого решения заявительница должна была узнать при ознакомлении с материалами настоящего дела, 19.02.2019 г.
Срок для обращения в суд истёк для заявительницы 20.05.2019 г. (с учётом календаря выходных дней). Однако, принимая во внимание, что дело находилось на апелляционном рассмотрении до 11.06.2019 г., в суде второй инстанции изменение предмета иска не допускается, с момента апелляционного рассмотрения дела прошло менее 3 месяцев, суд находит возможным удовлетворить ходатайство заявительницы о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Решение ответчика о включении заявительницы в четвёртую, т.е. последнюю очередь дольщиков, мотивировано тем, что соответствующее заявление подано ею только 23.08.2017 г., а в соответствии с п.2.3, 2.5, 2.7 Требований к определению и порядку ведения очерёдности в первую-третью очереди могли быть включены только те заявители, которые обратились с заявлением о включении в очерёдность ранее 1.12.2016 г.
В ходе судебного разбирательства то обстоятельство, что с заявлением о включении в очерёдность истица обратилась лишь 23.08.2017 г., нашло подтверждение.
Однако в соответствии с действующей редакцией п.2.3, 2.5, 2.7 Требований к определению и порядку ведения очерёдности в первую-третью очереди включаются заявители, обратившиеся ранее 31.12.2018 г., в четвёртую очередь включаются заявители, не вошедшие в первые 3 очереди, т.е. подавшие свои заявления после 31.12.2018 г.
Эта редакция приложения №10 к подпрограмме «Оказание государственной поддержки гражданам - участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков, до 2020 г.» создана постановлением Правительства Самарской области от 18.07.2018 г. №410.
Согласно п.5 указанного постановления положения, касающиеся изменений в приложении №10 к подпрограмме «Оказание государственной поддержки гражданам - участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков до 2020 г.» государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года», вступают в силу со дня официального опубликования постановления и распространяют своё действие на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 25.10.2016 г. №610 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. №684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года»».
Постановление Правительства Самарской области от 25.10.2016 г. №610 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. №684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года»» было официально опубликовано 27.10.2016 г. и вступило в силу по истечение 10 дней, т.е. с 6.11.2016 г.
Иными словами, постановлением Правительства Самарской области от 18.07.2018 г. №410 контрольная дата, до которой участники долевого строительства должны были подать заявления о включении их в очерёдность с тем, чтобы быть включёнными в первую-третью очереди, была изменена с 1.12.2016 г. на 31.12.2018 г. Этим изменениям была придана обратная сила в отношении всех заявлений, поданных после 6.11.2016 г.
Постановление Правительства Самарской области от 18.07.2018 г. №410 было официально опубликовано 18.07.2018 г. на портале Правительства Самарской области (pravo.samregion.gov.ru) и в силу изложенного выше вступило в силу с указанной даты.
Таким образом, на момент принятия ответчиком оспариваемого решения, 24.08.2018 г., уже действовала новая редакция приложения №10 к подпрограмме «Оказание государственной поддержки гражданам - участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков до 2020 г.» и ответчик должен был руководствоваться ею. Ответчик же исходил из утратившей силу редакции Требований к определению и порядку ведения очерёдности, что повлекло принятие незаконного решения о включении заявительницы в четвёртую очередь.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Сторчак Н. Г. приказ Министерства строительства Самарской области от 24.08.2018 г. №108-п в части включения заявительницы в список четвёртой очереди дольщиков.
Обязать Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявительницы, приняв решение по её заявлению от 23.08.2017 г. о включении её в очерёдность участников долевого строительства проблемных многоквартирных домов на предоставление жилых помещений вне соответствующих проблемных объектов за счёт инвесторов, которые обязуются реализовать масштабные инвестиционные проекты с условием обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства вне проблемных объектов, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок истице и в Ленинский районный суд г. Самары.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 1.07.2019 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь