№ 2-17458/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2016 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Черновой Т.Л.,
при секретаре Малащенко Е.П.,
с участием истца Лыткиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыткиной С.В. к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка» о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Лыткина С.В. обратилась в суд с иском к АО «НПФ Сбербанка», в котором просила признать действия ответчика по прекращению договора об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ и передаче средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете истца накопительной пенсии в АО «НПФ Сбербанка» в размере <данные изъяты> в ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» незаконными; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы в размере 6 000 рублей.
Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ заключила договор с АО «НПФ Сбербанка» об обязательном пенсионном страховании №. ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление от АО «НПФ Сбербанка» о прекращении ДД.ММ.ГГГГ договора об обязательном пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ в связи с заключением ею нового договора об обязательном пенсионном страховании, и передаче средств пенсионных накоплений, учтенных на ее пенсионном счете накопительной пенсии, в размере <данные изъяты> в ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления». Между тем заявления о прекращении договора с АО «НПФ Сбербанка» и о переводе средств пенсионных накоплений она не писала, договор об обязательном пенсионном страховании с другим пенсионным фондом не заключала. Считает, что ее пенсионные накопления были перечислены АО «НПФ Сбербанка» в ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» в отсутствие на то ее согласия, чем полагает были нарушены ее пенсионные права.
В судебном заседании истец Лыткина С.В. заявленные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика АО «НПФ Сбербанка» - Савин К.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что пенсионные накопления Лыткиной С.В. были переданы ДД.ММ.ГГГГ последующему страховщику ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» в соответствии с Уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц № от ДД.ММ.ГГГГ, а потому полагает, что нарушений прав истца со стороны АО «НПФ Сбербанка» не имеется. Кроме того считает, что АО «НПФ Сбербанка» является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком, по мнению представителя, является ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления».
Представитель третьего лица ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав истца, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, одним из видов деятельности которой является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения.
Согласно части 5 статьи 36.4 Федерального закона от 10 января 2003 года N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" при заключении договора об обязательном пенсионном страховании застрахованным лицом, реализующим право на переход из одного фонда в другой, должен соблюдаться следующий порядок: договор об обязательном пенсионном страховании заключается в простой письменной форме; уведомление о заключении договора об обязательном пенсионном страховании направляется застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации для внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц не ранее 1 июля и не позднее 1 октября текущего года; в случае, если договор об обязательном пенсионном страховании заключен ненадлежащими сторонами и (или) заключен с нарушениями законодательства Российской Федерации, изменения в единый реестр застрахованных лиц не вносятся.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 статьи 36.5 Федерального закона от 07.05.1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае внесения в соответствии со статьей 36.4 настоящего Федерального закона Пенсионным фондом Российской Федерации изменений в единый реестр застрахованных лиц в связи с заключением застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании;
Как следует из абзаца первого п. 1 ст. 36.6 Федерального закона от 07.05.1998 года №75-ФЗ средства пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии подлежат передаче из одного фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 36.5 настоящего Федерального закона - в фонд, с которым застрахованным лицом заключен новый договор об обязательном пенсионном страховании.
Статье 36.11 Федерального закона от 07 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" предусмотрен порядок перехода застрахованного лица из одного фонда в другой, согласно которого застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход из фонда в фонд не чаще одного раза в год путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании с новым фондом и направления в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления о переходе (заявления о досрочном переходе) из фонда в фонд.
Заявление застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) из фонда в фонд направляется им в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря текущего года. Застрахованное лицо может подать указанное заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или направить иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, либо направить заявление через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг).
Пенсионный фонд Российской Федерации уведомляет застрахованное лицо и фонд, с которым застрахованным лицом заключен договор об обязательном пенсионном страховании, о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц или об отказе во внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц с указанием причин отказа не позднее 31 марта года, в котором Пенсионным фондом Российской Федерации рассмотрено заявление застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) из фонда в фонд.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «НПФ Сбербанка» и Лыткиной С.В. заключен договор об обязательном пенсионном страховании №., по условия которого АО «НПФ Сбербанка» приняло на себя обязательства осуществлять деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплачу накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, а также выплат правопреемникам застрахованного лица (л.д. 16 – 19).
ДД.ММ.ГГГГ АО «НПФ Сбербанка» письмом уведомило Лыткину С.В. о том, что согласно Уведомлению Пенсионного Фонда Российской Федерации о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено действие договора об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с заключением последней нового договора об обязательном пенсионном страховании, а также о том, что средства пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете Лыткиной С.В. накопительной пенсии в размере 108 654,61 руб. переведены в ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» (л.д. 14).
Полагая данные действия ответчика АО «НПФ Сбербанка» незаконными Лыткина С.В. обратилась в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства ОПФ РФ по Красноярскому краю по запросу суда были представлены сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ в ОПФР по Карачаево-Черкесской Республике от имени Лыткиной С.В. поступило заявление о выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию № о переходе из АО «НПФ Сбербанка» в ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» (л.д. 69).
Согласно представленной в материалы дела копии заявления застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ поданной от имени Лыткиной С.В. в ГУ ОПФР по КЧР, Лыткина С.В. сообщила о своем намерении со следующего года осуществлять дальнейшее формирование ее накопительной пенсии в негосударственном пенсионном фонде ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» (л.д. 72).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» и застрахованным лицом Лыткиной С.В. заключен договор об обязательном пенсионном страховании №, согласно которому ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» обязуется осуществлять деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, а также выплаты правопреемника застрахованного лица (л.д. 76 – 77).
На основании указанных заявления застрахованного лица Лыткиной С.В. и договора об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ, Пенсионным фондом Российской Федерации в единый государственный реестр застрахованных лиц были внесены соответствующие изменения об осуществлении инвестирования и учета пенсионных накоплений Лыткиной С.В. ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» (л.д. 59), о чем в АО «НПФ Сбербанка» было направлено Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанного Уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации АО «НПФ Сбербанка» прекратило действие договора об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ передало пенсионные накопления Лыткиной С.В. последующему страховщику ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления», что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60).
Постановлением Начальника ОП № 9 МУ МВД России «Красноярское» от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по заявлению Лыткиной С.В. о привлечении к уголовной ответственности неустановленных лиц ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» отказано за отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 159 УК.
Разрешая при данных обстоятельствах заявленные Лыткиной С.В. требования, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что со стороны АО «НПФ Сбербанка» отсутствуют нарушения пенсионных прав Лыткиной С.В. на распоряжение средствами пенсионных накоплений, на выбор пенсионного фонда, с которым истец как застрахованное лицо желал бы заключить договор обязательного пенсионного страхования. Доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
При этом суд учитывает, что информация в Единый реестр застрахованных лиц была внесена Пенсионным Фондом Российской Федерации на основании заявления Лыткиной С.В. о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) из фонда в фонд; при получении уведомления Пенсионного фонда Российской Федерации о внесении изменений в Единый реестр застрахованных лиц, ответчик выполнил предусмотренные Федеральным законом от 07 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" обязанность и процедуру по прекращению действия договора об обязательном пенсионном страховании и направлении средств пенсионных накоплений последующему страховщику – ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления»; представленные в материалы дела заявление от имени истца от ДД.ММ.ГГГГ и договор от ДД.ММ.ГГГГ, какими-либо доказательствами истцом не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания действий ответчика по прекращению договора об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ и передаче средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете истца накопительной пенсии в АО «НПФ Сбербанка» в размере 108 654 рубля 61 копейка в ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» незаконными, в связи с чем, отказывает в удовлетворении исковых требований Лыткиной С.В. в указанной части.
При этом суд отмечает, что истец не лишена возможности перевести средства пенсионных накоплений в ПФР либо иной НПФ в порядке, установленном в законе, путем подачи соответствующего заявления в установленные сроки.
Поскольку доводы истца о нарушении ответчиком АО «НПФ Сбербанка» ее пенсионных прав при прекращению договора об обязательном пенсионном страховании и передаче средств пенсионных накоплений в ОАО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» своего подтверждения не нашли, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая, что Лыткиной С.В. в удовлетворении исковых требований отказано, требования о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 6 000 рублей удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Лыткиной С.В. к акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка» о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Л.Чернова