(УИД 61RS0006-01-2020-000567-14)
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
26 мая 2020 года г. Ростов-на-Дону
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе председательствующего судьи Топорковой С.В.,
при секретаре Ватутиной С.А.,
с участием:
представителя истца ГУ Центр по выплате пенсии и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области – Меняйло Я.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика – Корякина С.В.,
представителя ответчика – Корякиной Т.С., допущенной к участию в деле на основании ч.6 ст.53 ГРК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону, Государственного учреждение – Центр по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области к Корякину С.В. о взыскании незаконно полученной пенсии,
установил:
УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону обратилось в суд с иском к Корякину С.В. о взыскании незаконно полученной пенсии.
Истцом указано, что 14 августа 2009 г. Корякиным С.В. в пенсионный орган подано заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При подаче заявления о назначении пенсии Корякин С.В. представил в пенсионный орган паспорт гражданина Российской Федерации, данные о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица, трудовую книжку, справки, подтверждающие стаж подземной работы, при этом указал в своем заявлении, что ранее пенсия по другому основанию или от другого ведомства ему не назначалась, а также дал обязательство безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, в соответствии с пунктом 4 статьи 23, статьей 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».
В соответствии с заявлением Корякина С.В. и представленными им документами пенсионным органом было принято решение о назначении Корякину С.В. с 14 августа 2009 г. трудовой пенсии по старости в размере 5903руб. 39 коп.
Вместе с тем, как отмечает истец, в результате сверки списков, поступивших из ОПФР по Ростовской области, в октябре 2018 г. выяснилось, что Корякин С.В. с 08 декабря 2004 г. также является получателем пенсии за выслугу лет по линии Федеральной таможенной службы, а значит с 14 августа 2009 г., в нарушение, по мнению истца, требований законодательства, он выступал получателем одновременно двух видов пенсионного обеспечения.
УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону полагает, что данное обстоятельство свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика, который ввел пенсионный орган в заблуждение относительно права на трудовую пенсию по старости и без законных на то оснований получил пенсионные выплаты, общий размер которых составляет 1161333 руб. 87 коп.
Распоряжением УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону выплата Корякину С.В. пенсии по старости была приостановлена с 01 октября 2018 года. Часть денежных средств возвращена ответчиком в бюджет в добровольном порядке, однако оставшуюся сумму переплаты ответчик, по утверждению истца, до настоящего времени не возместил.
На основании изложенного, истец первоначально просил суд взыскать с ответчика в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации незаконно полученную сумму трудовой (страховой) пенсии по старости в размере 904333руб. 87 коп.
Впоследствии, протокольным определением от 12 марта 2020 г. по ходатайству УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону процессуальный статус Центра ПФР в Ростовской области, поддержавшего доводы в истца в обоснование иска, изменен с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на соистца, в связи с чем, а также с учетом корректировки выявленных излишне выплаченных сумм пенсии и их дальнейшего частичного погашения Корякиным С.В., уточнив исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, истцы совместно просят суд взыскать с ответчика в пользу Центра ПФР в Ростовской области незаконно полученную сумму пенсии по старости в размере 896 251 руб. 15коп.
Истец УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону, извещенное о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д.102), явку в судебное заседание не обеспечило, ранее представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 66).
Дело рассматривается в отсутствие неявившегося истца по правилам статьи 167 ГПК РФ.
Представитель истца Центра ПФР в Ростовской области Меняйло Я.Д. в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить иск.
Ответчик Корякин С.В. и его представитель Корякина Т.С. в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска.
В обоснование возражений ссылались на отсутствие у ответчика намерения скрыть от истца факт получения пенсии за выслугу лет, поскольку при подаче заявления о назначении страховой пенсии по старости истцу была представлена трудовая книжка, подтверждающая данное обстоятельство. Считали, что в силу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 1102 ипункта3 статьи 1109 ГК РФ излишне выплаченные суммы пенсии по старости и единовременных выплат должны быть возвращены только в случае установления недобросовестности со стороны ответчика, при этом полагали, что опровержение презумпции его добросовестности в настоящем случае лежит на истце. Также просили применить к заявленным требованиям срок исковой давности, полагая, что при надлежащем осуществлении УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону в период с 2009 г. по 2018 г. функций по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, в том числе путем направления межведомственных запросов с целью проверки имеющейся у него информации, пенсионный орган должен был установить предполагаемый факт переплаты значительно ранее октября 2018 года. Кроме того, по мнению ответной стороны, сотрудники таможенных органов Российской Федерации при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости (страховой пенсии по старости) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и трудовой пенсии по старости, за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. – страховой пенсии по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости).
Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 августа 2009 года Корякин С.В. обратился в УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости. В своем заявлении Корякин С.В. указал, что пенсия по другому основанию или от другого ведомства ранее ему не назначалась, а также, что он предупрежден о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемых) документах (л.д. 11-12).
К заявлению о назначении пенсии Корякин С.В., в том числе, приложил копию трудовой книжки и справки, подтверждающие право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, а именно стаж подземной работы.
12 октября 2009 года УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону принято решение о назначении Корякину С.В. в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначена трудовая пенсия по старости в размере 5903 руб. 39 коп. (л.д. 104).
01 января 2017 года пенсионным органом принято решение о выплате Корякину С.В. единовременной выплаты в размере 5 000 руб. в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» (л.д. 34).
В октябре 2018 г. в УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону из Южного таможенного управления поступил запрос о предоставлении выписки из акта освидетельствования Корякина С.В., признанного инвалидом, с приложением справки № от 09 октября 2018 г., согласно которой Корякин С.В. с 08 декабря 2004 г. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (л.д. 13, 14).
Распоряжением начальника УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону от 11 сентября 2018 г. № выплата страховой пенсии по старости Корякину С.В. приостановлена с 01 октября 2018 г. со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 6-оборот).
19 сентября 2018 г. УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии, в котором указано на установление факта излишней выплаты КорякинуС.В. пенсии по старости за период с 14 августа 2009 г. по 30 сентября 2018 г. в размере 1161333 руб. 87 коп. в связи непредставлением сведений о назначении пенсии за выслугу лет ФТС (л.д. 15).
20 сентября 2018 г. УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону в адрес Корякина С.В. направлено уведомление о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии, в котором указано на необходимость его обращения в клиентскую службу для решения вопроса об их возмещении (л.д. 20).
На момент принятия настоящего решения, что следует из уточненных исковых требований, размер излишне выплаченных сумм трудовой (страховой) пенсии по старости, не возвращенных Корякиным С.В., составляет 896 251 руб. 15коп.
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, предопределяет, что по общему каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец ссылается на то, что Корякин С.В. при обращении в УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости скрыл от пенсионного органа факт получения им пенсии за выслугу лет по линии таможенных органов Российской Федерации, что лишало его права на получение трудовой пенсии по старости и единовременных выплат, в связи с чем, по мнению истца, Корякин С.В., действуя недобросовестно, в период с 14 августа 2009 г. по 30 сентября 2018 г. незаконно получал пенсию по старости и единовременно начисляемые пенсионерам выплаты.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
На дату принятия пенсионным органом решения о назначении Корякиным С.В. трудовой пенсии по старости (12 октября 2009 г.) основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
Кроме того, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, следующим лицам мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившем в силу с 1 января 2015 г., закреплены аналогичные положения, определяющие порядок истребования у обратившегося за назначением пенсии гражданина документов для назначения страховой пенсии, а также устанавливающие обязанность пенсионера предоставлять достоверные сведения при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии и сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховой пенсии и прекращение выплаты страховой пенсии по причине утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (пункт 3 части 1 статьи 25, часть 7 статьи 21, часть 5 статьи 26 названного закона).
На дату принятия пенсионным органом решения о назначении Корякину С.В. трудовой пенсии по старости (12 октября 2009 г.) порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб. Эти правила действовали до 01 января 2015 г. и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации № 494п «О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 Правил граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию (пункт 7 Правил).
При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии (подпункты 4, 5 пункта 11 Правил).
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 12 Правил).
Пунктом 13 Правил было предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
Сходные нормативные положения закреплены в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н, вступивших в силу с 1 января 2015 г. и действующих в настоящее время (пункты 3, 18, подпункт «г» пункта 20, пункты 22, 23 названных правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на трудовую пенсию по старости (на дату принятия пенсионным органом решения о назначении такой пенсии Корякину С.В. - 12 октября 2009 г.) имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа, а равно мужчины, достигшие возраста 50 лет, при наличии стажа подземной работы не менее 10 лет, и страхового стажа – не менее 20 лет. Назначение и выплата трудовой (страховой) пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов и юридических лиц, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. При этом на гражданина, обратившегося в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, возлагается обязанность представлять достоверные сведения в подтверждение права на указанную пенсию пенсионному органу, а после принятия пенсионным органом решения о назначении гражданину пенсии – безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Основанием для прекращения выплаты трудовой (страховой) пенсии является в том числе утрата пенсионером права на назначенную ему трудовую (страховую) пенсию по старости вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение пенсии по старости без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
В данной связи, излишне выплаченные суммы пенсионных выплат в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Корякина С.В. – лица, которому эта пенсия по старости была назначена, или счетной ошибки.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону, возражений Корякина С.В. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление недобросовестности в действиях Корякина С.В. при получении им сумм пенсии по старости и единовременных выплат в период с 14 августа 2009 г. по 30 сентября 2018 года.
Учитывая, что добросовестность гражданина (в данном случае Корякина С.В.) по требованиям о взыскании сумм пенсии по старости и единовременных выплат презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Корякина С.В. при получении в период с 14 августа 2009 г. по 30 сентября 2018 г. сумм пенсии по старости и единовременных выплат возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.
Как усматривается из материалов дела, Корякин С.В. при обращении в УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении ему пенсии по старости факт того, что он является получателем пенсии за выслугу лет, не скрывал, поскольку среди прочих документов им в пенсионный орган была представлена трудовая книжка, содержащая сведения (запись №) о прохождении им службы в таможенных органах Российской Федерации, в том числе об увольнении с государственной службы 07 декабря 2004 г. в связи с выходом на пенсию (л.д. 93-оборот).
Указание Корякиным С.В. в заявлении о назначении пенсии на то, что ранее пенсия ему не назначалась, само по себе не может свидетельствовать о его недобросовестности, принимая во внимание, что данная формулировка, изначально включенная в бланковую форму заявления, по существу может восприниматься как имеющая отношение только к тому или иному виду пенсии, назначаемому непосредственно пенсионным фондом. Более того, это не исключает и того обстоятельства, что даже при отсутствии права на пенсионное обеспечение по старости лицо, которое обращается с заявлением о назначении пенсии (в данном случае – Корякин С.В.), может не злонамеренно заблуждаться в наличии у него такого субъективного права.
В данной связи, поскольку надлежащие доказательства недобросовестности Корякина С.В. при обращении в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону в материалах дела отсутствуют, суд исходит из неподтвержденности юридического факта, выступающего обязательным элементом юридического состава неосновательного обогащения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем судом также критически расценивается довод УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону (л.д. 90-оборот) о невозможности на оснований данных сведений сделать вывод о назначении Корякину С.В. пенсии, ввиду того, что уже на следующий день ответчик снова был принят на работу в Южное таможенное управление, поскольку соответствующая запись в трудовой книжке в установленном порядке не исправлена (не признана недействительной) и должна была явиться основанием для проведения пенсионным фондом дополнительных проверочных мероприятий, чего истцом сделано не было.
Так Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.
Однако, как видно из материалов дела (л.д. 81-83, 141) и не отрицается истцом, с 2009 г. до 2018 г. УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону вЮжное таможенное управление с запросом относительно того, является ли Корякин С.В. пенсионером таможенных органов, не обращалось, при том, что еще в декабре 2016 г., в рамках проведения мероприятий по осуществлению единовременной выплаты в размере 5000 руб., установленной частями 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 2016 г. № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию», Южным таможенным управлением по защищенному каналу связи в ОПФР по Ростовской области направлялась информация о 2517 пенсионерах таможенных органов Российской Федерации, состоящих на учете в ЮТУ, в том числе о Корякине С.В. (л.д. 139).
Причины невыполнения до 2018 г. возложенных на пенсионный орган функций по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета в виде запроса в соответствующих органах и организациях (в частности, в Южном таможенном управлении) сведений, позволяющих проверить достоверность имеющейся у пенсионного органа информации, касающейся пенсионеров, а при поступлении соответствующей информации о возможном отсутствии у гражданина права на получение пенсии по старости – приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты пенсионным органом пенсии по старости, истцом не раскрыты.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что УПФР в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону на протяжении длительного периода – с 12 октября 2009 г. (дата принятия пенсионным органом решения о выплате Корякину С.В. трудовой пенсии по старости) по 11 сентября 2018 г. (дата принятия пенсионным органом решения о прекращении (приостановлении) выплаты Корякину С.В. страховой пенсии по старости) не осуществлялся контроль при выплате пенсии по старости Корякину С.В.
В свою очередь, суд также считает обоснованными доводы Корякина С.В. о том, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости (по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), он имел и имеет в настоящее время право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости, за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. – страховой пенсии по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), вследствие чего взыскание с него сумм пенсии по старости и единовременных выплат за спорный период в полном размере нарушает его конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, закрепленное в статье 39 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Корякину С.В. пенсии – 12 октября 2009 г.) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей с 01 января 2015 г. и до 08 января 2019г.) военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (абзац первый пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (название закона приведено в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Корякину С.В. пенсии – 12 октября 2009 г.) определены категории лиц, на которые распространяется действие этого закона.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в редакции, действовавшей на дату принятия пенсионным органом решения о назначении Корякину С.В. пенсии – 12 октября 2009 г.) лица, указанные в статье 1 названного Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в редакции, действующей с 01 января 2015 г.) лица, указанные в статье 1 названного Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названым Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Из изложенного следует, что сотрудники таможенных органов Российской Федерации при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости (страховой пенсии по старости) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 и трудовой пенсии по старости, за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. – страховой пенсии по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости).
Несмотря на то, что Корякин С.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему конкретного вида пенсии, а именно трудовой пенсии по старости, это не означает, что у пенсионного органа не имелось оснований для назначения Корякину С.В. страховой части трудовой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поскольку при наличии у Корякина С.В. права на получение одновременно двух пенсий (пенсии на выслугу лет и трудовой пенсии по старости, за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 г. – страховой пенсии по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) взыскание с него в полном объеме как излишне выплаченной ему трудовой (страховой) пенсии по старости за период с 14 августа 2009 г. по 30 сентября 2018 г. нарушает его право на пенсионное обеспечение, гарантированное ему законом.
Между тем расчет суммы предполагаемой переплаты пенсии, учитывающий действие данных положений в своей взаимосвязи, соистцами в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ суду не представлен.
Ответчиком также заявлено о применении к заявленным требованиям срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 статьи 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии состатьей200 данного Кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.
В данной связи, решая вопрос об исчислении срока исковой давности по рассматриваемому иску, и устанавливая начальный момент течения данного срока, то есть день, когда пенсионный орган узнал или должен был узнать о нарушении Корякиным С.В. предусмотренных нормативными правовыми актами условий, связанных с назначением и выплатой ему пенсии по старости и единовременных выплат, в данном случае о том, что Корякин С.В. является получателем пенсии за выслугу лет, что, по мнению пенсионного органа, влечет прекращение выплаты ему пенсии по старости, суд принимает во внимание компетенцию и полномочия пенсионного фонда, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, и приходит к выводу о том, что о возможном отсутствии у Корякина С.В. права на получение пенсии по старости истец должен был узнать, во всяком случае, не позднее конца 2009 года.
Следовательно, на момент обращения в суд (10 февраля 2020 г.) срок исковой давности не истек по требованиям за период с февраля 2017 г. по сентябрь 2018 г. (месяц принятия пенсионным фондом решения о прекращении выплаты Корякину С.В. страховой пенсии по старости).
Требования о взыскании задолженности за период с августа 2009 г. по январь 2017 г. заявлены истцом за пределами срока исковой давности.
В то же время, поскольку основным обстоятельством, влекущим отказ в удовлетворении уточненного иска в полном объеме, является недоказанность истцами недобросовестности ответчика при получении спорных выплат, соблюдение срока обращения с исковым заявлением в суд в отношении части требований на результат рассмотрения дела не влияет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственного учреждения – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе г.Ростова-на-Дону, Государственного учреждение – Центр по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ростовской области к Корякину С.В. о взыскании незаконно полученной пенсии, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2020 года.
Судья С.В.Топоркова