7-1203-2014; 12-485/2014
РЕШЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев 08 октября 2014 года в судебном заседании в г. Перми при секретаре Покровской Д.А. с участием переводчика К. жалобу Аржанцевой Т.Л. в интересах гражданина Республики **** Чориева Я.М.о. на постановление судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
установил:
23 сентября 2014 года старшим инспектором ОУФМС России по Пермскому краю в г. Лысьва в отношении гражданина Республики **** Чориева Я.М.о. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в соответствии с которым в вину Чориеву Я.М. вменялось выявленное 23 сентября 2014 года в 16 часов 40 минут нарушение режима пребывания в Российской Федерации в период с 06 августа 2013 года по 06 марта 2014 года, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, что является нарушением ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
При рассмотрении дела об административном правонарушении в Лысьвенском городском суде Пермского края Чориев Я.М. с протоколом об административном правонарушении согласился.
Постановлением судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 сентября 2014 года Чориев Я.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе защитник Чориева Я.М. - адвокат Аржанцева Т.Л., действующая на основании ордера, просит об изменении постановления в части назначенного наказания в виде административного выдворения, указав, что на территории РФ Чориев Я.М. проживает совместно с женой, являющейся гражданином России, которая ожидает их общего ребенка.
В судебном заседании в краевом суде Чориев Я.М. на доводах жалобы настаивал. Его защитник Аржанцева Т.Л., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Г., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда находит постановление судьи городского суда подлежащим изменению в части назначенного административного наказания.
В соответствии с частью 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики **** Чориев Я.М. въехал на территорию Российской Федерации 07 мая 2013 года в порядке, не требующем получения визы, был поставлен на миграционный учет в ОУФМС в г. Лысьва на срок до 05 августа 2013 года, срок его временного пребывания не продлялся. Между тем, Чориев Я.М. обязанность выехать за пределы Российской Федерации не исполнил, выехал из Российской Федерации только 06 марта 2014 года, чем нарушил правила пребывания в Российской Федерации. В июне 2014 года Чориев Я.М. вновь въехал на территорию России. Допущенное им нарушение было выявлено 23 сентября 2014 года и правонарушителем не оспаривалось.
Факт совершения Чориевым Я.М. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 23 сентября 2014 года (л.д. 3), сведениями из базы данных иностранных граждан (л.д. 7-10), письменным объяснением Чориева Я.М. от 23 сентября 2014 года (л.д. 4).
При таких обстоятельствах действия Чориева Я.М., выразившиеся в нарушении им режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, установленного Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно материалам дела, Чориев Я.М. с 15 сентября 2014 года состоит в браке с гражданкой России Г. которая зарегистрирована по месту жительства в Российской Федерации по адресу: ****. Фактически Чориев Я.М. проживает совместно с Г. с мая 2013 года, что подтверждается справкой начальника Кыновского территориального управления администрации города Лысьвы. Указанные обстоятельства в ходе судебного заседания в краевом суде подтверждены также показаниями Г.
Признавая Чориева Я.М. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, судья городского суда обстоятельства дела, связанные с семейным положением Чориева Я.М. в должной степени не исследовал, в постановлении не указал о проживании Чориева Я.М. в России с супругой, являющейся гражданином Российской Федерации. При назначении Чориеву Я.М. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации правовой оценки указанным обстоятельствам не дано.
Вместе с тем, такая необходимость имелась, потому что исполнение указанного наказания в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет невозможность получения Чориевым Я.М. в течение пяти лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации, что не исключает вмешательства в право на семейную жизнь Чориева Я.М., а также его супруги, являющейся гражданином Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 г., в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.
В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
Таким образом, выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Между тем, из материалов данного дела не усматривается, что необходимость применения к Чориеву Я.М. административного выдворения за пределы Российской Федерации является единственно возможным способом достижения целей административного наказания и соответствует принципу баланса публичных и частных интересов. Так, ранее он не привлекался к административной ответственности, после совершения административного правонарушения самостоятельно покинул Российскую Федерацию. При таком положении постановление судьи районного суда подлежит изменению путем исключения примененного к Чориеву Я.М. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
изменить постановление судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 24 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении в отношении гражданина Республики **** Чориева Я.М.о., исключив из него указание на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Судья – Е.В. Спиридонов