УИД 66RS0009-01-2020-006226-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2021 года г. Нижний Тагил
Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Шушаковой В.В.,
с участием истца Данилова А.Ю.,
представителя истца Макаровой Е.Н.,
представителя ответчика Самохваловой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-287/2021 по исковому заявлению Данилова А. Ю. к обществу с ограниченной ответственностью «Компания Рифей» о возложении обязанности заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Данилов А.Ю., обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Рифей», в котором просит понудить ответчика заключить с истцом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с условием оплаты услуг по тарифам ответчика по факту вывоза объемом ТКО в соответствии с заявкой истца.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Для складирования твердых коммунальных отходов истцом был приобретен контейнер объемом 0,75 куб.м., который установлен на земельном участке истца.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «Рифей» с заявкой о заключении договора на обращение с ТКО с условием вывоза с контейнерной площадки истца по адресу: <адрес>. Ответа на заявку не поступило, однако ответчиком продолжают выставляться счета за не оказанные услуги.
В силу ч. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Истец Данилов А.Ю., представитель истца Макарова Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что до настоящего времени истец в Администрацию города Нижний Тагил, Роспотребнадзор для постановки контейнерной площадки в реестр не обращался, поскольку полагает, что сначала необходимо заключить договор. На заявки о заключении договора ответчик не реагирует, однако производит начисление за услуги по вывозу ТКО, которые фактически им не оказываются. Истец имеет минимальное накопление ТКО, поскольку приобретает продукцию в картонных упаковках, которые впоследствии сжигает в печи.
Представитель ответчика ООО «Рифей» Самохвалова Э.Н. в судебном заседании возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в письменном возражении. Суду пояснила, что на заявление истца о заключении договора на вывоз ТКО региональным оператором направлен ответ, согласно которому Данилову А.Ю. разъяснено о необходимости обратиться в органы местного самоуправления с заявлением об организации контейнерной площадки. Заявлений от истца с приложением необходимых документов для заключения договора на вывоз ТКО с его контейнерной площадки не поступало. Ответчик не отказывается от заключения договора, однако в настоящее время оснований для заключения договора не имеется, поскольку истцом не представлено доказательств включения в реестр организованной им в соответствии с СанПиН контейнерной площадки. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 4 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления", уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 12 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.08.2017 № 77-ПК "Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Свердловской области (за исключением МО "город Екатеринбург")" норматив накопления ТКО для индивидуальных жилых домов на 1 проживающего установлен в размере 0,190 руб. за куб. м в месяц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Также названным постановлением утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Так, в соответствии п. 8(17) указанных Правил в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 148 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домов», предоставление коммунальной услуги по
обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на
основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении
коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа
договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил обращения с ТКО.
В соответствии с п. 148(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148(2).
Согласно п. 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 п. 30 Правил N 354).
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч.5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения
договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными
отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и
иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование,
обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные
операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Данилов А.Ю. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между уполномоченным органом - Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и ООО Компания "РИФЕЙ", ответчик является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и оказывает данную услугу истцу и третьему лицу с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Компания "РИФЕЙ" и ООО "ТагилСпецТранс" заключен договор №-Т/2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в соответствии с которым ООО "ТагилСпецТранс" принял на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в границах Зоны деятельности подрядчика, а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с агентским договором N 256А-15/06/18 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО "Компания "РИФЕЙ" и ООО "Региональный информационный центр", ООО "Региональный информационный центр принимает на себя обязательство в интересах принципала организовывать свою работу и работу своих обособленных и структурных подразделений для совершения от имени и за счет принципала в зоне деятельности принципала в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Свердловской области в Северном административно-производственном объединении в части услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе действий по начислению стоимости услуг, проведения перерасчетов, оформления, выставления, предоставления потребителям счетов, счетов-фактур, платежных документов, платежных требований.
На официальном сайте регионального оператора rif.ecotko.ru ООО "Компания "РИФЕЙ" опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
В типовой форме, размещенной на официальном сайте региональный оператор
выбрал способ учета только расчетным способом исходя из нормативов накопления
твердых коммунальных отходов, поскольку иные способы возможны только в случае
раздельного накопления отходов.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными
отходами носит публичный характер, то он признается заключенным не только в случае
оплаты потребителем услуг, но и в случае фактического потребления. Таким образом,
между собственником дома находящемуся по адресу <адрес>
<адрес> ООО «Компания «Рифей» имеются договорные отношения, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ услуга по адресу <адрес> <адрес> оказывалась собственнику.
Сбор и транспортировка твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>
<адрес> осуществляется помешочным (бесконтейнерным) способом, в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарные требования к содержанию территорий муниципальных образований» и СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Данная услуга по вывозу отходов оказывается бесконтейнерным способом с периодичность вывоза: каждое воскресение, согласно представленному ответчиком графику.
Истец проживает в индивидуальном жилом доме в процессе его жизнедеятельности
образуются твердые коммунальные отходы. В силу положений закона вывоз твердых
коммунальных отходов является обязательным. Общеизвестным фактом является то, что в
результате жизнедеятельности любого лица происходит образование и накопление
бытовых отходов, которые данное лицо объективно вынуждено передавать для вывоза с
места своего проживания для дальнейшей утилизации. Таким образом, договор на вывоз
твердых коммунальных отходов между сторонами заключен и является действительным,
поскольку был заключен путем совершения потребителем конклюдентных действий,
направленных на присоединение к публичному договору. Истец Данилов А.Ю. самостоятельно не вправе утилизировать ТКО.
В материалы дела истцом представлено заявление на имя ООО «Рифей», в котором Данилов А.Ю. просит заключить с ним договор на обращение с ТКО с вывозом с его контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>.
Письмом №-№ от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор ООО «Рифей» разъяснил Данилову А.Ю. о необходимости обратиться в органы местного самоуправления с заявлением об организации контейнерной площадки.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок по адресу: <адрес> имеет вид разрешенного использования - для строительства индивидуального жилого дома.
В соответствии с Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 5 декабря 2019 г. № 20 «Об утверждении санитарно-
эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-
эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований
,на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой
обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места
накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь
подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и
дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение
распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а расстояние от
контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков
под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок,
дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест
массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
Как следует из ч. 1 ст. 13.4., ч. 2 ст. 24.7. Закона № 89-ФЗ, а также п. 2 Правил № 1156, накопление ТКО осуществляется исключительно с использованием контейнерных
площадок. При этом организация накопления твердых коммунальных отходов не относится к компетенции Регионального оператора.
Указанная компетенция, обязанность и полномочия отнесены законодательством
Российской Федерации к ведению органов местного самоуправления (согласно
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 14-19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»).
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу положений действующего законодательства региональный оператор
осуществляет вывоз ТКО с контейнерных площадок, которые организованы органами
местного самоуправления или иными лицами, предусмотренными законодательством РФ,
которые зарегистрированы и включены в реестр мест (площадок) сбора ТКО.
Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ региональный оператор
осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание,
захоронение твердых коммунальных отходов.
Контейнерные площадки создаются муниципальными властями. Если земельный
участок, на котором планируется разместить контейнеры для мусора, расположен на
придомовой территории, обязанность по организации контейнерной площадки возложена
на собственников. От лица жителей площадку организует ТСЖ или управляющая
компания. Собственник земли обязан согласовать место расположения площадки с
местными властями. Согласование происходит по письменному заявлению. Его структуру
и тип утверждает Департамент ЖКХ или другой ответственный орган. Заявления
принимаются в течение 12 месяцев. У органов местного самоуправления есть 10 дней на
рассмотрение заявки с момента её регистрации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест
(площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестры контейнерных площадок размещены в открытом доступе в сети Интернет, на официальном сайте администрации города Нижний Тагил. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ст. 13.4 № 89-ФЗ от 24.06.2019).
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец Данилов А.Ю. в установленной форме с указанием всех необходимых реквизитов и представлением необходимых документов к ответчику с заявлением о заключении с ним договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, не обращался.
Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ним договора на оказание услуги по обращению с ТКО, не следует, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к его оформлению.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящее время ответчик оказывает истцу соответствующие услуги по обращению с ТКО на основании типового договора, проект которого был опубликован в средстве массовой информации "Областная газета", договор считается заключенным с выставлением платежного документа начиная с января 2019 года.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств, что на принадлежащем ему земельном участке им организована контейнерная площадка для накопления ТКО в соответствии с требованиями СанПиН, а также доказательств, что организованная площадка включена в реестр мест накопления ТКО.
Поскольку истец Данилов А.Ю. до настоящего времени к ответчику с заявлением, оформленным надлежащим образом с приложением необходимых документов не обращался, отсутствуют основания для понуждения ответчика ООО "Рифей" к заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО на обозначенных истцом условиях.
Доводы истца о том, что типовой договор ООО "Компания "РИФЕЙ" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами нарушает его права, являются несостоятельными.
Доводы истца о том, что ответчиком услуга по вывозу ТКО не оказывается, находятся за пределами исковых требований. Указанные обстоятельства не являются юридически значимыми для разрешения настоящего спора, учитывая, что истец обратился в суд с требованием о возложении обязанности заключить договор.
Давая оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, учитывая установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Данилова А. Ю. к обществу с ограниченной ответственностью «Компания Рифей» о возложении обязанности заключить договор отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
В окончательной форме решение принято 15 января 2021 года.
<...>
<...>
Судья – Т.Е. Ершова