дело № 2а -336/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2019 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Смолиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чуканова А.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, государственному регистратору Корниловой И.А. о признании решения незаконным, обязании совершить действия,
у с т а н о в и л :
Чуканов А.Ю. обратился в суд, мотивируя тем, что хх.хх.хх г. между ним и администрацией Кааламского сельского поселения заключен договор аренды земельного участка с кадастровым №, он направил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия заявление о государственной регистрации договора аренды № от хх.хх.хх г. Уведомлением от хх.хх.хх г. административный ответчик приостановил государственную регистрацию договора, указав, что в распоряжении «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка» указан срок договора аренды 10 лет, однако в договоре аренды указан срок 20 лет; договор аренды содержит другой вид разрешенного использования, отличный от извещения, опубликованного в газете «Вести Приладожья», государственным регистратором поставлено под сомнение предоставление в аренду земельного участка площадью 8000 кв.м. Считая, что данные обстоятельства не являются препятствием для государственной регистрации договора аренды, истец просит признать незаконным приостановление государственной регистрации договора аренды от хх.хх.хх г., обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию договора аренды № от хх.хх.хх г. в отношении земельного участка общей площадью 8000 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: ... согласно поданному заявлению.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор Корнилова И.А., в качестве заинтересованного лица - администрация Кааламского сельского поселения.
В судебном заседании административный истец требования поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Дадакин В.В., действуя на основании доверенности, с административным иском не согласился и пояснил, что государственный регистратор при проведении правовой экспертизы выявил факт несоблюдения процедуры предоставления земельного участка, в связи с чем государственная регистрация договора была приостановлена.
Государственный регистратор Корнилова И.А. в судебном заседании не участвовала, о рассмотрении дела извещена, представлен отзыв о несогласии с заявленными требованиями.
Заинтересованное лицо администрация Кааламского сельского поселения своего представителя в судебное заседание не направила, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что распоряжением администрации Кааламского сельского поселения от хх.хх.хх г. № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 8000 кв.м., расположенного по адресу: ..., в границах кадастрового квартала №, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1); вид разрешенного использования - индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными для ведения личного подсобного хозяйства.
хх.хх.хх г. между администрацией Кааламского сельского поселения и Чукановым А.Ю. заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с которым арендодатель передал арендатору в аренду земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: ..., площадью 8000 кв.м., разрешенное использование - индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными, в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства; территориальная зона Ж - 1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
хх.хх.хх г. Чуканов А.Ю. обратился с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка.
хх.хх.хх г. государственный регистратор сообщил истцу о приостановлении действий по государственной регистрации договора аренды земельного участка на срок до хх.хх.хх г. по тем основаниям, что в ходе правовой экспертизы документов выявлены разночтения, которые не подтверждают соблюдение установленной процедуры предоставления земельного участка.
В соответствии со ст.8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
Исходя из положений п.2 ст.609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 29 указанного федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Исходя из положений п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп.3 п.8 ст.39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
Статья 39.18 ЗК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Исходя из положений п.1 указанной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 указанного Кодекса.
В соответствии с п.5, 6 ст.39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 ЗК РФ.
В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, и подтверждается материалами делами, что предъявленный на государственную регистрацию договор аренды № от хх.хх.хх г. заключен на основании распоряжения администрации Кааламского сельского поселения № от хх.хх.хх г. «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: ..., для индивидуального жилищного строительства». Из распоряжения следует, что земельный участок с кадастровым № предоставляется в аренду без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.17, 39.18 ЗК РФ, сроком на 10 лет с разрешенным использованием - индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными, в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства; территориальная зона Ж- 1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. При этом в договоре аренды № от хх.хх.хх г. указан иной срок аренды - с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. (20 лет), отличный от срока, указанного в распоряжении. Сведений о внесении изменений в распоряжение не имеется.
Представленная в орган регистрации прав в целях подтверждения установленного ст.39.18 ЗК РФ порядка предоставления в аренду земельного участка копия публикации извещения в газете «Вести Приладожья» № от хх.хх.хх г. содержит информацию о возможности предоставления в аренду земельного участка на землях населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства ориентировочной площадью 8000 кв.м. по адресу: ... в кадастровом квартале №.
Предусмотренное законом требование о заблаговременном информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков направлено на создание равных условий для реализации гражданами возможностей участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, на выявление граждан, которые также заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, в связи с чем впоследствии организуется аукцион. При этом, продажа земельных участков через аукцион является приоритетной формой предоставления земельных участков государственной или муниципальной собственности. Отсутствие извещения, некорректность его содержания указывает на нарушение порядка предоставления земельных участков, нарушает право неопределенного круга лиц на участие в предоставлении земельных участков.
Пункт 2 ст. 39.18 ЗК РФ предусматривает требования к содержанию извещения. В извещении указываются информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления, адрес или иное описание местоположения земельного участка.
В извещении в газете «Вести Приладожья» содержится информация о земельном участке со ссылкой на населенный пункт, кадастровый квартал и вид разрешенного использования, иной информации, которая бы конкретизировала местоположение земельного участка, не имеется.
Довод истца о том, что Правилами землепользования и застройки Кааламского сельского поселения в зоне Ж - 1 предусмотрен только один вид разрешенного использования - индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, и он указан в договоре аренды земельного участка, не может являться основанием для признания действий по приостановлению государственной регистрации незаконными, поскольку неполная информация о земельном участке создает у лица, являющего инициатором публикации, преимущество перед другими лицами, которым неизвестны достоверные характеристики земельного участка, в связи с чем создаются препятствия для формирования спроса на земельный участок.
Таким образом, государственный регистратор пришел к обоснованному выводу о том, что представленные документы по содержанию не соответствуют нормам законодательства, действующего на момент заключения договора аренды.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Чуканова А.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, государственному регистратору Корниловой Ирине Александровне о признании решения незаконным, обязании совершить действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2019 г.