Дело № 2-3411 (2014г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 11 ноября 2014 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.
при секретаре Поповой Т.В.
с участием представителя истца Анохина П.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова С.А. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решения в предоставлении земельного участка в аренду, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду
У С Т А Н О В И Л :
Степанов С.А. (далее – истец) обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – ответчик) о признании незаконным решения в предоставлении земельного участка в аренду, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
В исковом заявлении истец указал на то, что он является инвалидом <данные изъяты> группы. Он обратился к ответчику с просьбой предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером № по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства на срок десять лет. Письмом от 21.08.2014 года ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка. Истец считает отказ незаконным, так как его право на предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в части первоочередного предоставления земельных участков прямо закреплено в федеральном законе.
Просит суд признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми в предоставлении истцу в аренду земельного участка. Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми заключить с истцом договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер № по адресу <адрес> для индивидуального жилищного строительства сроком на десять лет.
Истец Степанов С.А. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца Анохин П.Ю., действующий на основании доверенности (л.д.11а) в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала, поддержав доводы искового заявления.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил. Ранее предоставлялся отзыв, в котором указано на то, что ответчик с исковыми требованиями не согласен; на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на территории г.Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ; истцом не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий исходя из критериев, установленных ст. 51 ЖК РФ (л.д.38-40).
Представитель 3-го лица - Управления жилищных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явились, представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что Степанов С.А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, заявления о признании участником не подавал.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Судом по делу установлены следующие юридически значимые обстоятельства:
Истец Степанов С.А. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждено Справкой МСЭ-2011 № от 16.06.2011 года (л.д.9);
24.07.2014 года Анохин П.Ю., действующий по доверенности от Степанова С.А., обращался в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства на срок десять лет (л.д.10);
21.08.2014 года Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом № отказал Степанову С.А. в предоставлении указанного земельного участка В качестве обоснования отказа департаментом было указано следующее: на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства; на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; заявителем не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий; спорный земельный участок сформирован для выставления на торги(л.д. 11);
Истец Степанов С.А. не согласен с указанным решением и просит суд признать его незаконным.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
На основании ч.1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Суд считает, что доводы Департамента земельных отношений не обоснованы, поскольку реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма урегулирования данного вопроса, отсутствия правил предоставления инвалидам земельных участков.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Анализируя содержание указанного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 21.08.2014 года № не соответствует закону.
Вместе с тем, суд считает, что указанное решение не нарушило прав истца Степанова С.А. по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Так, действительно, статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу п.17 данных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, из анализа норм Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ЖК РФ следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Согласно п.2 ч. 1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 года утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (пункт 1 Решения).
В данной части правового вопроса судом по делу установлены следующие обстоятельства.
По сведениям из Управления Росреестра по Пермскому краю истец Степанов С.А. не имеет на праве собственности жилого помещения, однако имеет регистрацию в двухкомнатной квартире по адресу <адрес>; площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д.50). Данная квартира на праве собственности принадлежит сыну истца С.Е.С., что подтверждено Выпиской из ЕГРП от 23.09.2014 года (л.д.31). Согласно Справки № ТСЖ «<данные изъяты>» от 29.09.2014 года в выше указанной квартире кроме истца зарегистрированы сыновья истца С.Д.С., С.Е.С., внучка – С.Д.Д., племянник В.А.А.. Также судом установлено, что внучка истца С.Д.Д. зарегистрирована в квартире с 27.04.2013 года, а племянник В.А.А. – с 19.09.2014 года, что следует из представленных карточек формы № 9. Кроме того, судом установлено, что С.Д.Д. является долевым собственником, доля в праве <данные изъяты>, квартиры по адресу <адрес>, а В.А.А. – долевым собственником, доля в праве ?, квартиры по адресу <адрес>. В силу выше изложенного, суд считает, что поскольку С.Д.Д. и В.А.А. имеют на праве собственности иные жилые помещения, то в квартире, в которой зарегистрирован истец, они самостоятельного права на жилую площадь не имеют. Следовательно, при подсчете обеспеченности жилой площадью истца, суд данных лиц не учитывает. С учетом того, что истец Степанов С.А. является родственником (отцом) собственника квартиры по адресу <адрес> – С.Е.С., вселен в жилое помещение с его согласия, право пользования жилым помещением у него не прекращено, то суд приходит к выводу, что истец является членом семьи собственника выше указанного жилого помещения. С учетом общей площади квартиры <данные изъяты> кв.м. и количества лиц, зарегистрированных в квартире – трех, то на каждого из них приходится <данные изъяты> кв.м.
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что обеспеченность истца общей площадью жилого помещения составляет больше учетной нормы – 12 кв.м., установленной решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 года № 103, оснований для признания Степанова С.А. нуждающимся в жилом помещении не имеется.
При этом, судом также учитывается то обстоятельство, что внучка С.Д.Д. и племянник В.А.А. были зарегистрированы в квартире по адресу <адрес> 27.04.2013 года и 19.09.2014 года соответственно, что и привело к ухудшению жилищных условий.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу ст. 53 ЖК РФ значимым является сам факт совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий лица, мотив совершения этих действий не имеет правового значения.
Таким образом, поскольку судом было установлено совершение действий по ухудшению жилищных условий, то в настоящее время истец, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, не вправе считаться нуждающимся в жилом помещении, поскольку с данного времени не прошло пять лет.
При этом судом учитывается, что по смыслу ст. 53 ЖК РФ значимым является сам факт совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий, мотив совершения этих действий не имеет правового значения.
Исходя из изложенного, сейчас истец не вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, полагающейся для категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании выше изложенного, поскольку суд ранее пришел к выводу, что истец не вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, полагающейся для категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает, что отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 21.08.2014 года № прав истца Степанова С.А. не нарушает. Оснований для предоставления истцу в аренду испрашиваемого земельного участка не имеется. В удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Степанову С.А. в удовлетворении исковых требований к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решения в предоставлении земельного участка в аренду, о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий : подпись
Копия верна
Председательствующий О.В.Нигаметзянова
Секретарь:
Решение суда не вступило в законную силу
Секретарь: