Мировой судья Аникина И.М. Дело №12-780/2016
Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении
г.Йошкар-Ола 24 октября 2016 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Бочкарева С.В. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №3 (мирового судьи судебного участка №7) Йошкар-Олинского судебного района от 29 сентября 2016 года, которым
Бочкарев С.В., <данные изъяты>, не привлекавшийся к административной ответственности за однородное правонарушение,
привлечен к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Бочкарев С.В., занимая должность главного врача ГБУ РМЭ «<данные изъяты>», умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленные федеральным законом, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ. Так, 03 июня 2016 года Марийским транспортным прокурором в ГБУ РМЭ <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес>, направлен запрос о предоставлении до 22 июня 2016 года сведений о наличии среди перечисленных в приложенном к запросу списку лиц, имеющих удостоверения на право управления маломерными судами, граждан состоящих на наркологическом учете в ГБУ РМЭ «<данные изъяты>». 15 июня 2016 года в Марийскую транспортную прокуратуру поступил ответ главного врача ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» Бочкарева С.В. от 15.06.2016 №, согласно которому в предоставлении запрашиваемых сведений было отказано. 17 июня 2016 года Марийской транспортной прокуратурой в ГБУ РМЭ <данные изъяты> направлен повторный запрос о предоставлении до 30 июня 2016 года указанных сведений. Запрашиваемые сведения в установленный срок до 30 июня 2016 года представлены не были.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №3 (мирового судьи судебного участка №7) Йошкар-Олинского судебного района от 29 сентября 2016 года Бочкарев С.В. привлечен к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Бочкарев С.В. обратился в суд жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что мировому судье представлено письмо ГБУ РМЭ «<данные изъяты>», направленное на имя прокурора Марийской транспортной прокуратуры (исх.№709 от 28.09.2016), с предложением представителям прокуратуры выйти в ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» с целью изучения требуемой базы данных. Данное предложение основано на положении пункта 15 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в соответствии с которым при проведении плановых, внеплановых проверок необходимо исключить случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место. Не допускать факты возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных. На основании указанного выше ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу об административном производстве за отсутствием состава административного правонарушения. Отказ в предоставлении сведений по запросу прокуратуры не может являться умышленным невыполнением главным врачом ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» требований прокурора. На основании положений федерального законодательства главным врачом ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» подготовлен мотивированный ответ с указанием причин, по которым представление сведений не представляется возможным. Указанная позиция подтверждалась постановлением мирового судьи судебного участка №3 Йошкар-Олинского судебного района от 3 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении по факту непредставления информации в отношении лиц, состоящих на учете больных наркоманией, токсикоманией. Производство по указанному делу постановлением мирового судьи судебного участка №3 Йошкар-Олинского судебного района от 3 декабря 2013 года прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Решением Йошкар-Олинского городского суда от 14 января 2014 года указанное выше постановление мирового судьи оставлено без изменения. В процессе разбирательства ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» направило на имя прокурора Марийской транспортной прокуратуры письмо с предложением представителям прокуратуры выйти в ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» с целью изучения требуемой базы данных. И.о. мирового судьи судебного участка №3 Йошкар-Олинского судебного района данное письмо, а также и ходатайство о прекращении дела о прекращении производства по делу об административном производстве за отсутствием состава административного правонарушения было проигнорировано. В связи с тем, что письмом ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» от 28.09.2016 исх. №709 представителям прокуратуры предложено выйти в ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» с целью изучения требуемой базы данных, в действиях главного врача не может усматриваться умышленное невыполнение требований прокурора, а соответственно, не может быть применено положение статьи 17.7. КоАП, так как отсутствует состав административного правонарушения.
Бочкарев С.В. при рассмотрении дела доводы жалобы поддержал.
Защитники лица, привлекаемого к административной ответственности, Ф.Г.А. (доверенность № от 28.09.2016) и К.М.П. (доверенность № от 14.06.2016) просили отменить постановление и.о. мирового судьи судебного участка №3 (мирового судьи судебного участка №7) Йошкар-Олинского судебного района от 29 сентября 2016 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях Бочкарева С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, поскольку запросы марийского транспортного прокурора являются не законными, необходимо было проверить более 7 тыс. человек. Прокурору предложено с выходом в ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» изучить требуемую информацию, о чем направлено Марийскому транспортному прокурору письмо 28.09.2016 №709.
Ст. помощник Марийского транспортного прокурора С.В.В. считает, что постановление и.о. мирового судьи судебного участка №3 Йошкар-Олинского судебного района от 29 сентября 2016 года, которым главный врач ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» привлечен к административной ответственности, является законным и обоснованным. Сотрудниками Марийской транспортной прокуратуры не нарушались требования п.15 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» об исключении при проведении плановых, внеплановых проверок случаев истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место, не допущении фактов возложения на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных. В данном случае в соответствии с заданием Приволжской транспортной прокуратуры от 06.04.2016 сделан запрос в ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» о предоставлении сведений о постановке на учет лиц, имеющих право на управление маломерными судами, в наркологическом диспансере, список которых был приложен к запросу. Главным врачом ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» дважды было отказано прокурору в получении данных сведений. До настоящего времени запрос не исполнен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Нормы ст.26.1 КоАП РФ обязывают судью определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Мировым судьей установлено, что 03 июня 2016 года Марийским транспортным прокурором в ГБУ РМЭ <данные изъяты> был направлен запрос о предоставлении до 22 июня 2016 года сведений о наличии среди перечисленных в приложенном к запросу списке лиц, имеющих удостоверения на право управления маломерными судами, граждан состоящих на наркологическом учете в ГБУ РМЭ «<данные изъяты>».
15 июня 2016 года в Марийскую транспортную прокуратуру поступил ответ главного врача ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» Бочкарева С.В. от 15.06.2016 №459, согласно которому в предоставлении запрашиваемых сведений отказано.
17 июня 2016 года Марийской транспортной прокуратурой в ГБУ РМЭ <данные изъяты> направлен повторный запрос о предоставлении до 30 июня 2016 года указанных сведений.
Запрашиваемые сведения в установленный срок до 30 июня 2016 года представлены не были.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05 июня 2016 года следует, что во втором квартале 2016 года проводилась проверка соблюдения законодательства при выявлении правонарушений, а также пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, рассмотренных судами уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Приволжской транспортной прокуратурой поручено Марийскому транспортному прокурору проверить наличие фактов постановки имеющих право управления маломерными судами лиц на учет в наркологическом или психиатрическом диспансере.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.45 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в целях защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства в РФ устанавливаются ограничения на занятие отдельными видами профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, для больных наркоманией.
Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения, указанные в п.1 настоящей статьи, определяется Правительством РФ.
Согласно положениям ст.ст.6, 21, 22, 27 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации», предметом прокурорского надзора являются соблюдение и исполнение законов, действующих на территории РФ, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу положений ст.6 ФЗ «О прокуратуре в Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст.9.2, 22, 27, 30, 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно п.2.1 ст.4 ФЗ «О прокуратуре в Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим ФЗ прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством РФ случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Указанные требования прокурора предъявлены в рамках осуществления прокурорского надзора и основаны на положениях действующего законодательства. Круг лиц, в отношении которых запрашивалась информация, является определенным. Предоставление таких сведений диспансером исключительно в отношении конкретных лиц из смысла положений ст.13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» не вытекает.
В силу ст.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 1.3 Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры РФ персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 22.11.2013 №506, персональными данными в настоящей инструкции признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), получаемая в связи с осуществлением прокурорского надзора, реализацией прокурорами иных полномочий, предусмотренных законодательством РФ.
При осуществлении установленных законодательством РФ полномочий прокуроры вправе получать, в т.ч. следующую информацию о субъекте персональных данных: сведения о состоянии здоровья и наличии заболеваний, о нахождении на различных медицинских учетах.
Как следует из письма Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2013 года №, при законных требованиях органов прокуратуры о предоставлении необходимой информации при проведении надзора за соблюдением закона либо прав и свобод человека и гражданина, в отношении конкретных лиц, состоящих на учете у врача психиатра-нарколога, или иных обстоятельств, они подлежат немедленному исполнению наркологическими учреждениями.
Согласно запросу Марийского транспортного прокурора, сведения были необходимы в связи с проводимой Марийской транспортной прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности плавания при эксплуатации маломерных судов с приложенным списком лиц, т.е. запрашиваемые сведения составлены в отношении конкретных лиц.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РМЭ от 19.07.1999 № лс, Бочкарев С.В. назначен на должность главного врача ГБУ РМЭ «<данные изъяты>».
Указанные выше обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05 августа 2016 года; запросом и.о. прокурора Марийской транспортной прокуратуры от 03.06.2016; ответом главного врача ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» Бочкарева С.В. от 15.06.2016 №459; запросом прокурора Марийской транспортной прокуратуры от 17.06.2016; ответом главного врача ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» Бочкарева С.В. от 29.06.2016 №491; заданием о проведении проверки от 06.04.2016.
Статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, состоит в невыполнении законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Мировым судьей установлено, что невыполнение требования прокурора носило умышленный характер, то есть имела место вина субъекта административного правонарушения (Бочкарева С.В.) в форме умысла.
В связи с этим, вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП Российской Федерации в отношении Бочкарева С.В. являлось правомерным, так как данная статья устанавливает ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
При указанных обстоятельствах умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, а потому обоснованность привлечения Бочкарева С.В. к административной ответственности сомнений не вызывает.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что в действиях Бочкарева С.В. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьи17.7 КоАП РФ.
Доводы защитника Ф.Г.А. о том, что на основании письма ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» от 28.09.2016 исх. №709 представителям прокуратуры предложено выйти в ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» с целью изучения требуемой базы данных, поэтому в действиях главного врача не может усматриваться умышленное невыполнение требований прокурора, а соответственно, не может быть применено положение ст.17.7. КоАП, так как отсутствует состав административного правонарушения, является несостоятельным, поскольку дважды – 03 июня 2016 года и 17 июня 2016 года Марийской транспортной прокуратурой в ГБУ РМЭ <данные изъяты> направлялся запрос о предоставлении в срок до 22 июня 2016 года, а затем до 30 июня 2016 года указанных сведений. Запрашиваемые сведения в установленные сроки в Марийскую транспортную прокуратуру представлены не были.
С учетом изложенного привлечение Бочкарева С.В. к административной ответственности по статьи 17.7 КоАП РФ является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи в минимальном размере, оснований для отмены или изменения постановления от 29 сентября 2016 года не имеется.
При назначении наказания мировым судьей учтены требования ст.4.1 КоАП РФ, наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного и других заслуживающих внимание обстоятельств, в связи с чем оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №3 (мирового судьи судебного участка №7) Йошкар-Олинского судебного района от 29 сентября 2016 года о привлечении главного врача ГБУ РМЭ «<данные изъяты>» Бочкарева С.В. к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу Бочкарева С.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения.
Судья - Т.Н. Касаткина