Дело № 2-186/2020
УИД: 66RS0028-01-2020-000107-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ирбит 18 февраля 2020 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Гаевой Л.В., при секретере судебного заседания Петровой С.В., с участием истца Поповой Л.И., представителя ответчика Митновицкой Н.В., действующей на основании доверенности № 18 от 18.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Поповой Ларисы Ивановны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите Свердловской области (межрайонное) о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, признании права на досрочную страховую пенсию,
у с т а н о в и л:
решением УПФР в г.Ирбите Свердловской области (межрайонное) № от 26.12.2019 Поповой Л.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как медицинскому работнику по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ – 30 лет, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, исключив в этих целях ряд периодов, в том числе период работы в качестве фельдшера инфекционного кабинета поликлинического отделения Муниципального предприятия <данные изъяты> больница, а также фельдшера ясли-сад №
Не согласившись с указанным решением Попова Л.И. обратилась с иском к УПФР в г.Ирбите Свердловской области (межрайонное) о включении спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, указав в обосновании, что изменение организационно правовой формы лечебного учреждения при сохранении прежнего характера профессиональной деятельности не могут являться основанием для невключения этих периодов в стаж на соответствующих видах работ, поскольку ее работа полный рабочий день была связана с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. Просила включить в трудовой стаж периоды работы: с 01.12.1993 по 10.05.1994 (01-01-06) в должности фельдшера инфекционного кабинета поликлинического отделения Муниципального предприятия <данные изъяты> больница; с 14.03.1988 по 15.09.1989 (01-06-02) в должности фельдшера ясли-сад №; признать право на досрочную страховую пенсию со дня обращения – 13.11.2019 года.
В судебном заседании истец Попова Л.И. уточнила заявленные требования и просила включить в стаж лишь период с 05.04.1993 по 10.05.1994 в должности фельдшера инфекционного кабинета поликлинического отделения Муниципального предприятия <данные изъяты> больница; признать право на досрочную страховую пенсию с 16.12.2019 года.
Представитель ответчика УПФР в г.Ирбите Свердловской области (межрайонное) Митновицкая Н.В. уточненные исковые требования не признала, пояснив, что период работы в качестве фельдшера Муниципального предприятия не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, поскольку действующими на тот период Списком должностей и учреждений, а также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, была определена единственная организационно-правовая форма – учреждение. Индивидуальные сведения за этот период сданы работодателем без кода особых условий труда.
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона (женщинам- 55 лет), лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч.2 ст. 30 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частями 3 и 4 данной статьи закреплены гарантии лицам, начавшим трудовую деятельность на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, выражающиеся в том, что эти периоды работы (деятельности) засчитываются в стаж при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшей место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу подп. «н» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяется ранее действовавшее законодательство.
13.12.2019 истец Попова Л.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в Пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите Свердловской области (межрайонное) № от 26.12.2019 истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. С учетом включенных ответчиком периодов работы стаж лечебной деятельности Поповой Л.И. составил 29 лет 04 мес. 22 дня.
Обращаясь с указанным иском, Попова Л.И просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период ее работы с 05.04.1993 по 10.05.1994 (01-01-06) в качестве фельдшера инфекционного кабинета поликлинического отделения Муниципального предприятия «<данные изъяты> больница».
Действовавшим в период до 1 ноября 1999 года Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусмотрено право на досрочную пенсию лиц, занимающих должности врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования должности, включая должности среднего медицинского персонала. Однако данным перечнем как и Законом № 400-ФЗ определена единственная организационно-правовая форма – учреждение, работа в которой включается в стаж на соответствующих видах работ.
Отказывая во включении указанных периодов работы, ответчик исходил из того, что период работы в Муниципальном предприятии Ирбитская центральная городская больница, имевшем иную организационно-правовую форму и не являвшемся учреждением, не подлежит включению в специальный стаж.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем вторым пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно записям в трудовой книжке Попова Л.И. 18.09.1989 была принята заведующей здравпунктом в ПАТО – фельдшером, с 17.01.1992 была переведена фельдшером инфекционного кабинета, с 01.11.1999 фельдшером амбулаторно-поликлинического отделения <данные изъяты> больницы (л.д. 11-12).
Как следует из представленных документов, Ирбитская ЦГБ зарегистрирована в муниципальное предприятие «<данные изъяты> больница» на основании Постановлением главы администрации № 122 от 05.04.1993. В дальнейшем, постановлением главы администрации № 221 от 11.05.1994 МП «<данные изъяты> больница» реорганизована в Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> больница», которое является правопреемником всех прав и обязанностей предприятия, цели и задачи деятельности учреждения при этом не изменились (л.д.6-7).
В настоящее время МУЗ «<данные изъяты> больница» переименована в ГАУЗ СО «<данные изъяты> больница» на основании постановления Правительства Свердловской области № 477-ПП от 01.08.2019.
Согласно Уставу ГАУЗ СО «<данные изъяты> больница» является предприятием здравоохранения в соответствии со своими задачами и функциями и на основании имеющихся лицензий и сертификата осуществляет профилактическую, лечебно-профилактическую, диагностическую медицинскую деятельность.
Сторонами не оспаривается, что в период работы муниципального предприятия Ирбитская центральная городская больница являлось лечебно-профилактическим учреждением и предназначено для оказания населению специализированной и квалифицированной медицинской помощи.
Учитывая, что в соответствии с выданной лицензией одним из основных направлений <данные изъяты> больницы остается выполнение медицинской деятельности, смена организационно-правовой формы не влияет на деятельность организации, суд считает «муниципальное предприятие <данные изъяты> больница» тождественным «муниципальному учреждению «<данные изъяты> больница», наименование которого указано в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1991 года № 464.
Истец ссылается на то обстоятельство, что на протяжении всего периода работы в <данные изъяты> ЦГБ она выполняла функции фельдшера, условия труда при смене наименования организации не менялись, специфика ее работы оставалась осуществление лечебной деятельности. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что изменение наименования учреждения, в котором работал истец в спорный период времени, а также смена организационно-правовой формы носила объективный характер, и не зависела от воли истца.
Более того, периоды работы предшествующие и последующие смене организационно-правовой формы были включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, фактически после смены наименования учреждения Попова Л.И. оставалась работать в прежних условиях, на своем рабочем месте, продолжая выполнять лечебную деятельностью. Данное обстоятельство, по убеждению суда, подтверждает отсутствие принципиальной разницы в наименовании лечебного учреждения, а указывают лишь на изменение организационно-правовой формы учреждения, не меняя его ведомственной подчиненности.
Таким образом, совокупность вышеназванных доказательств однозначно свидетельствует о том, что в результате реорганизации <данные изъяты> ЦГБ у Поповой Л.И. сохранился прежний характер ее профессиональной деятельности фельдшера, ее трудовые функции и обязанности в данном предприятии тождественны должностным функциям и обязанностям фельдшера учреждения <данные изъяты> ЦГБ, работа в должности которого включена ответчиком в специальный стаж истца.
Учитывая, что согласно сведений <данные изъяты> больницы должностные обязанности фельдшера инфекционного кабинета поликлинического отделения не менялись с 1993 года, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения периода работы истца с 05.04.1993 по 10.05.1994 (1 год 1 месяц 6 дней) в указанной должности в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии.
Отсутствие в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица кода льготной профессии за указанные периоды не может служить основанием для ограничения права истца на социальное обеспечение, поскольку в силу положений ст. 28 Закона № 400-ФЗ ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования несут страхователи (работодатели).
Таким образом, с учетом периода работы Поповой Л.И. по решению суда (1 год 1 мес. 6 дней) с зачтенным Пенсионным органом (29 лет 04 мес. 22 дн.), при достижении 30-летнего специального стажа право на пенсию у истца возникло 15.06.2019.
В соответствии с ч.1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Закону № 400-ФЗ (в 2019г – не ранее чем за 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости).
Однако в силу ч.3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в ч.1 ст. 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, при возникновении у истца в 2019 г. права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, такая пенсия может быть ему назначена не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на ее получение.
Учитывая положение указанных выше норм права о сроках назначения пенсии, досрочная страховая пенсия не может быть назначена Поповой Л.И. с даты возникновения права (15.06.2019), а лишь по истечении шестимесячного срока, установленного ч.1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, ст. 10 Закона № 350-ФЗ, т.е. не ранее 15.12.2019 года.
Исходя их этого, на момент обращения Поповой Л.И. в Пенсионный орган с заявлением 13.12.2019, истец не мог реализовать свое право на назначение пенсии.
Вместе с тем, на момент принятия решения Пенсионным органом об отказе в назначении пенсии (26.12.2019) истек шестимесячный срок, предусмотренный ч.1.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", ч.3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ, и наступил срок назначения досрочной страховой пенсии 16.12.2019, в связи с чем, именно с этой даты есть основания для возложения на ответчика обязанности по назначению и выплате истцу пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
По мнению суда, данное положение не расходится с нормой ч.1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющей, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, а также разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7.06.2006 и 14.06.2006 (вопрос 29).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
удовлетворить исковые требования Поповой Ларисы Ивановны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ирбите Свердловской области (межрайонное) о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, признании права на досрочную страховую пенсию.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите Свердловской области (межрайонное) включить Поповой Ларисе Ивановне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период работы:
- с 05.04.1993 по 10.05.1994 (01-01-06) в должности фельдшера инфекционного кабинета поликлинического отделения Муниципального предприятия «<данные изъяты> больница»
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ирбите Свердловской области (межрайонное) назначить Поповой Ларисе Ивановне досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 16 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через канцелярию Ирбитского районного суда.
Председательствующий /подпись/
Решение изготовлено в окончательной форме 21 февраля 2020 года
Решение не вступило в законную силу.
Судья Л.В. Гаева
<данные изъяты>
<данные изъяты>