63RS0039-01-2020-001679-20
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении административного искового заявления
14 мая 2020 года г. Самара
Судья Ленинского районного суда г. Самара Иванова А.И., изучив административное исковое заявление ООО "СтройАльянс" о признании незаконным распоряжения Губернатора Самарской области,
установил:
ООО "СтройАльянс" обратилось в Ленинский районный суд г.Самары с административным иском, в котором просит признать незаконным распоряжение Губернатора Самарской области от 20.06.2017 №367-р «О создании охранных зон памятников природы регионального значения» в части включения земельного участка с кадастровым номером № в охранную зону памятника природы регионального значения «Древостой дуба» и исключить указанный земельный участок из охранной зоны.
Изучив заявление и приложенные документы, судья полагает, что оно подлежит возвращению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. N 17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" содержатся разъяснения, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Согласно статье 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ определено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 11).
Распоряжением Губернатора Самарской области от 20.06.2017 №367-р создана охранная зона памятника природы регионального значения «Древостой дуба» и утверждено Положение о его охранной зоне. Согласно п. 1.1 Положения оно определяет цели и задачи образования, порядок организации, режим охраны и иные элементы охранной зоны. Описание границ и их координированное отображение на картографической основе приводится в карте (плане) охранной зоны памятника природы. Положением определены запрещенные и разрешенные виды деятельности на территории охранной зоны, ответственность за нарушение режима охраны охранной зоны, установлен бессрочный срок функционирования охранной зоны памятника природы.
Таким образом, оспариваемое распоряжение имеет нормативно-правовой характер, поскольку издано компетентным органом исполнительной власти по предмету своего ведения, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Рассмотрение дела об оспаривании данного нормативного правового акта неподсудно Ленинскому районному суду г.Самары.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке в случае устранения указанного нарушения. Заявителю следует обратиться в Самарский областной суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.129 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административное исковое заявление ООО "СтройАльянс" о признании незаконным распоряжения Губернатора Самарской области возвратить административному истцу.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья