Дело №
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2022 года пгт. Февральск
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Василенко О.В.,
при секретаре Сютик С.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Селемджинского района Цеона А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Селемджинского района Амурской области - о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении изменений в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования сведений о зонах затопления и обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Селемджинского района обратился в суд с данным административным иском к администрации Селемджинского района, поданным в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Селемджинского района были выявлены нарушения градостроительного и иного законодательства определяющего порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования на территории Селемджинского района в части указания зон затопления. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории Селемджинского района в 2021 году уполномоченным органом определено десять зон затопления, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Вместе с тем, администрацией района до настоящего времени изменения в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования в части указанных зон затопления не внесены. По данному факту прокуратурой района 01.07.2021 года главе Селемджинского района внесено представление. Однако до настоящего времени выявленные прокуратурой района нарушения не устранены. Не внесением изменений зон затопления в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования, ущемляются права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования на защиту от негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Ссылаясь в административном иске на нормы ст.ст. 1, 8, 9, 18, 23, 30, 33, 51.1, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ затопления, подтопления», прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Селемджинского района в части невнесения изменений в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования с учетом внесенных в 2021 году в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах затопления; обязать администрацию Селемджинского района внести изменения в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования с учетом внесенных в 2021 году в Единый государственный реестр недвижимости сведениях о зонах затопления.
Помощник прокурора Селемджинского района Цеона А.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Администрации Селемджинского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен надлежаще, возражений на административный иск не представил, ходатайств об отложении судебного заседания, а также иных ходатайств не заявил.
При указанных обстоятельствах, учитывая надлежащее извещение административного ответчика, а также то, что его явка не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица.
Выслушав помощника прокурора Селемджинского района Цеона А.С., исследовав материалы административного дела, исследовав имеющиеся в административном деле письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 2 ст. 7 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствие со ст. 67.1 ВК РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (ч. 1).
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами (ч. 6 ст. 67.1 ВК РФ).
Как следует из п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны затопления, подтопления, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п. 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ: документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Согласно ч.ч. 1 - 4 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя, в том числе, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат, в том числе, схему границ зон с особыми условиями использования территории.
Из п. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ следует, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствие с пп. 7, 15 ст. 15 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2013 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 6 п. 9, 17, 17.1 Устава МО Селемджинский район к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района; утверждение схем территориального планирования района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Приказами Амурского бассейнового водного управления от 12.01.2021 №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 утверждены границы зоны затопления (1% обеспеченности) на территории, соответственно: с. Бысса, с. Златоустовск, с. Коболдо, с. Норск, с. Огоджа, пгт. Февральск, с. Селемджинск, с. Февральское, с. Стойба, пгт. Экимчан и соответственно установлены ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления.
Согласно уведомлению Филиала ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области» от ДД.ММ.ГГГГ за №, в ЕГРН внесены сведения о зонах затопления, подтопления на территориях населенных пунктов Селемджинского района Амурской области: с. Февральское, с. Бысса, с. Норск, пгт. Экимчан, пгт. Коболдо, с. Стойба, с. Селемджинск, пгт. Февральск, пгт. Златоустовск, пгт. Огоджа.
01.07.2021 года прокурором Селемджинского района главе Селемджинского района ФИО5 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое выразилось в невнесении администрацией района изменений в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования указанных зон затопления и предписано принять меры к устранению выявленных нарушений.
В ответе от 04.08.2021 года на указанное представление главой Селемджинского района ФИО5 указано, что согласно пункту 3 вопроса 1 Протокола рабочего совещания губернатора Амурской области ФИО6 по вопросам реализации мер, направленных на обеспечение жильем лиц, пострадавших в результате паводка 2019 года на территориях Мазановского и Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, главам муниципальных образований в целях недопущения нового жилищного строительства было рекомендовано определить перечень населённых пунктов, подвергающихся подтоплению, подготовить и утвердить дорожные карты и определить объёмы необходимого финансирования, для реализации мероприятий по корректировке документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Отделом градостроительства проведена работа по подготовке и утверждению дорожной карты, а также определены объёмы необходимого финансирования, для реализации мероприятий по корректировке документов территориального планирования и градостроительного зонирования и направлено в Министерство строительства и архитектуры Амурской области. Необходимое финансирования, исходя из коммерческих предложений, составляет 2250000 рублей. Учитывая высокую степень дотационности своего бюджета, администрация Селемджинского района не может самостоятельно провести корректировку документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
В судебном заседании установлено, что несмотря на внесенное прокуратурой 01.07.2021 года представление, административным ответчиком до настоящего времени не внесены изменения в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования.
Данный факт ответчиком не оспорен, доказательств, опровергающих установленный факт, в деле не имеется.
При этом доводы главы администрации Селемджинского района, изложенные в письменном ответе прокурору, из которых следует, что выявленное прокуратурой нарушение невозможно устранить самостоятельно в связи с высокой дотационностью бюджета администрации, не могут служить основанием для освобождения администрации Селемджинского района от исполнения обязанности по внесению соответствующих изменения в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования.
Таким образом, учитывая, что установлены границы зон с особыми условиями использования территории (затопления, подтопления), сведения о которых не внесены административным ответчиком в генеральные планы и правила землепользования и застройки, что может привести к размещению в их пределах новых населенных пунктов, а также к строительству объектов капитального строительства и иных объектов, запрещенных ст. 67.1 ВК РФ, что, в свою очередь, может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об обоснованности административного иска прокурора, в связи с чем данный административный иск подлежит удовлетворению.
На основании ст. 178 КАС РФ суд считает необходимым устранить вышеуказанное нарушение путём обязания административного ответчика - администрации Селемджинского района Амурской области внести изменения в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования МО "Селемджинский район" сведения о границах зон затопления, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, так как данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Селемджинского района Амурской области, выразившееся в невнесении изменений в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования, с учетом внесенных в 2021 году в Единый государственный реестр недвижимости сведении о зонах затопления.
Обязать администрацию Селемджинского района Амурской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу внести изменения в правила землепользования и застройки, генеральные планы и схемы территориального планирования, с учетом внесенных в 2021 году в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах затопления.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.
Судья О.В.Василенко
Решение суда в окончательной форме принято 20 января 2022 года.