Дело № 2 –78/2017 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2017 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Зубовой Е.А.,
при секретаре Кочкуровой Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Коса гражданское дело по иску З к Администрации <данные изъяты> муниципального района, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании членами семьи Г, А, М, Б
у с т а н о в и л :
З обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований указала на то, что является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». <адрес> не признает членами ее семьи внука Г, супругу внука А, правнука М, правнучку Б, которые прописаны и вселены в дом как члены семьи и проживают с ней совместно. У них сложились семейные отношения, несут общие расходы, живут совместным хозяйством. Совместное проживание подтверждается паспортами о регистрации, выпиской из лицевого счета, копией домовой книги.
В судебном заседании истица в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело с участием представителя.
Представитель истца Т заявленные требования поддержала; поскольку Г являются членами семьи З и желают участвовать в программе по получению жилищного сертификата гражданам, выезжающим из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, просит заявленные требования удовлетворить.
Третье лицо на стороне истца Г заявление поддержал, суду пояснил, что постоянно проживает с бабушкой в доме по адресу: <адрес>, с 2013 года он работает в городе Перми, там же он и женился, в Перми у них родились дети, жена до декрета тоже работала в Перми, но жили всегда в <адрес>. В <адрес> в квартире тещи Ж по адресу: д.Песьянка <адрес> они не проживают, приезжают только в гости. На работу он ездит из <адрес> в <адрес> по графику сутки через трое. Желают участвовать в программе вместе с бабушкой, т.к. живут с ней одной семьей, в одном доме. Он ремонтировал в доме крышу, работает в огороде, заготавливает дрова.
Третье лицо на стороне истца А в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала.
Представитель администрации <данные изъяты> муниципального района Т с иском не согласна, суду пояснила, что З является участником программы «Жилище на 2011-2015 годы» с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек, в категории «пенсионеры» в 2017 году под №. В июле 2016 года от нее поступило заявление о включении в состав семьи внука Г, супруги внука А, правнука М, правнучки Б В соответствии со ст.5 ФЗ 125-ФЗ от 25.10.2002 года ДД.ММ.ГГГГ комиссия пришла к выводу об отказе З в включении в состав ее семьи указанных лиц, было предложено доказать факт совместного проживания и ведения общего хозяйства в суде. На сегодня полагает, что данный факт в судебном заседании не подтвердился, поскольку установлено, что Г на протяжении длительного периода времени постоянно живет и работает в <адрес>, там же он вступил в брак с А, его супруга также постоянно живет и работает в <адрес>, их дети также родились и живут в <адрес>. К бабушке они приезжают лишь периодически для оказания помощи.
Представитель 3 лица – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание И не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с иском не согласна, полагает, что вселение Г в 2015 году в жилое помещение З направлено на получение жилищной субсидии в большем размере, поскольку размер жилищных субсидий предоставляется в том числе исходя из состава семьи участника программы. Кроме этого, полагает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не принимало решение об отказе в признании членами семьи.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
В соответствии с п. "з" п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с редакцией ст.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" признаются:
- постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;
- другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;
- в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ч. 2 ст. 20 ГК РФ).
Судом установлено, что З с ДД.ММ.ГГГГ является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с составом семьи 1 человек. С 2015 года в качестве членов семьи она стала указывать внука Г, жену внука А, правнука М.
Согласно выписки из протокола № заседания комиссии по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по обеспечению жильем категорий граждан установленной целевой программы «Жилище» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) на заседании комиссии было рассмотрено заявление З о включении в состав семьи внука Г, супруги внука А, правнука М и отказано во включении указанных лиц в состав семьи в связи с необходимостью установления данного факта в судебном порядке.
Со ссылкой на копии паспортов, выписку из лицевого счета жилого помещения, копию домовой книги и показания свидетелей истцом З заявлены требования о признании внука Г, супруги внука А, правнука М, правнучки Б членами ее семьи для совместного участия в программе по получению жилищного сертификата.
Согласно положениям действующего законодательства (Семейного Кодекса РФ и Жилищного Кодекса РФ) возможность признания в качестве члена семьи зависит от таких условий, как вселение в жилое помещение на постоянное жительство в качестве членов семьи, проживание в нем и совместное ведение общего хозяйства.
Из Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимной заботой членов семьи, ответственностью друг перед другом, а также ведением общего хозяйства.
В силу ст. ст. 67, 55, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств не подтверждается факт совместного проживания семьи Г и истца З.
Как следует из представленных суду лицевых счетов, до 2010 года Г был зарегистрирован по адресу: <адрес> значился в составе семьи своих родителей У и В, после чего выехал в <адрес> на учебу в колледж, в 2011 году возвратился из армии, с 2012 году в составе семьи Г не числится. С ДД.ММ.ГГГГ указан прописанным в жилом помещении З по адресу: <адрес>, вместе с ним с этого времени зарегистрированы также его супруга А и их сын М.
На основании сведений о регистрации в жилом помещении соответствующие отметки внесены в лицевые счета и домовую книгу.
Между тем, из трудовой книжки Г следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он постоянно работает в <адрес> в ГКУ <адрес> «<адрес>вая служба спасения» в должности спасателя поисково-спасательного отряда. Согласно трудового договора с Г, он заключен на неопределенный срок, установлен суммированный учет рабочего времени, исходя из 40часовой рабочей недели при учетном периоде один год, работа по графику сменности.
Согласно свидетельства о браке (л.д.7) ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в отделе ЗАГС администрации Пермского муниципального района зарегистрирован брак Г и Е, с присвоением общей фамилии Г.
Из трудовой книжки А (л.д.7072) следует, что с 2007 года по настоящее время она осуществляет трудовую деятельность в <адрес>, в частности с ДД.ММ.ГГГГ работает в ООО «<данные изъяты>» в должности фасовщика. Согласно трудового договора местом постоянной работы А является здание магазина по адресу: <адрес> д<адрес>.
Согласно свидетельств о рождении у Г и А в <адрес> родились дети М ДД.ММ.ГГГГ и Б ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ А находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с рождением двоих детей.
Согласно информации ГБУЗ <адрес> «<данные изъяты> ЦРБ» (л.д.77) малолетние М и Б уроженцы <адрес> у педиатра <данные изъяты> ЦРБ не наблюдаются.
Из справки <данные изъяты> ЦРБ, представленной истцом, следует, что Б 2016 года рождения консультировалась в <данные изъяты> ЦРБ один раз.
Из истории развития ребенка Б ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что она наблюдается по месту жительства <адрес>89 <адрес>.
Согласно сведений ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> собственником квартиры по <адрес>89 <адрес> является Д, уроженка <адрес>, которой мать Г - В ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение данного жилого помещения.
Согласно сведений ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> собственником квартиры, расположенной по адресу: д.<адрес> является мать А - Н,. Там же значится и А.
Допрошенные по ходатайству истца свидетели Л и С подтвердили, что Г действительно работает в <адрес>, постоянно приезжает к бабушке в <адрес>, помогает ей по хозяйству, ремонтирует дом, работает в огороде, колет дрова. Где работает А, им неизвестно. У Г есть маленькие дети, они все вместе живут у З в <адрес>.
Допрошенные по ходатайству ответчика свидетели Д и Г суду пояснили, что проживают по соседству с истцом, им известно, что З живет одна в доме, к ней приезжают ее дочь В и зять У, которые помогают ей по дому, в огороде, недавно отремонтировали дом. У дома бывает стоит только автомашина зятя У. За все это время внука и маленьких детей у З они никогда не видели, она им про них не говорила.
Согласно показаниям свидетеля Т специалиста <данные изъяты> сельского поселения, ДД.ММ.ГГГГ для проверки факта совместного проживания совместно с участковым полиции Р они посещали семью З. На момент проверки в доме находились З и Г.
Согласно информации участкового пункта полиции <адрес> П (л.д.61), ДД.ММ.ГГГГ была посещена З по адресу: <адрес>, которая на момент посещения находилась одна. При этом З пояснила, что внук Г со своим сыном должны вернуться из <адрес>, его супруга после недавнего рождения дочери находится в <адрес>, проходят врачей, тоже должна вернуться сегодня.
Из справки ИП О от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с 2015 года по июнь 2016 года пользователем холодного водоснабжения по адресу: <адрес> является З в количестве 1 человека, с июня 2016 года установлен счетчик учета воды.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что факт постоянного совместного проживания З и Г одной семьей в одном доме и ведения совместного хозяйства, в судебном заседании не установлен. Суду не представлено достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих совместное проживание указанных лиц.
При отсутствии указанного обстоятельства оказание какой-либо помощи по дому и т.д. основаниями для признания членами семьи не являются.
Из представленных суду письменных документов усматривается, что Г после создания своей семьи проживает по иному адресу, отличному от адреса регистрации по месту жительства. Все значимые события в жизни семьи Г происходят именно в <адрес>, а не в <адрес> (трудоустройство, регистрация брака, рождение детей и т.д.).
Наличие регистрации в одном жилом помещении, указание Г в выписке из лицевого счета в качестве членов семьи З и совместное проживание в течение определенного периода времени (после обращения в суд) не свидетельствует о ведении совместного хозяйства и постоянного совместного проживания. Доказательств того, что в какой-либо период времени с момента регистрации истец проживала совместно с Гойновыми, осуществляя ведение совместного хозяйства, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
Ссылки представителя истца и третьего лица на стороне истца о том, что Г осуществлялся ремонт дома за свой счет, следует признать несостоятельными, поскольку данное обстоятельство достоверными и допустимыми доказательствами не подтверждено. При этом, как пояснил представитель истца, семья Г является малоимущей.
Показаниями свидетелей С и Л не подтвержден факт ведения совместного хозяйства истца с Г, поскольку указанные пояснения подтверждают лишь их нахождение в данном жилом помещении в определенный период времени, а в остальном выражают их личную оценку определенным действиям Г.
Тот факт, что Г работает в <адрес> по графику сутки через трое, не свидетельствует о его постоянном проживании в <адрес>. Доказательств, подтверждающих факт его постоянного выезда (практически через день) именно из <адрес> в <адрес> на работу и обратно на протяжении всего времени регистрации в <адрес>, суду не представлено.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований З не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
З в удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес> муниципального района, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании членами семьи Г, А, М, Б – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Косинский районный суд в течение месяца.
Федеральный судья-подпись
Верно.
Федеральный судья
Косинского районного суда Е.А.Зубова