Дело №2-116/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кваркено 28 апреля 2021 года
Кваркенский районный суд Оренбургской области в лице председательствующего судьи Тарасенко А.Г.,
при секретаре Шмелевой Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора Кваркенского района Оренбургской области Рамзаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кваркенского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бриентский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области о возложении обязанности постановки на учёт бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с названным иском к указанному ответчику.
Указал, что на территории МО Бриентский сельсовет имеется ГТС по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ответчик подал в Росреестр заявление о постановке ГТС на учет, как бесхозяйное. Росреестр ДД.ММ.ГГГГ регистрацию приостановил, так как заявитель не представил документы, подтверждающие прием ГТС в эксплуатацию; декларация о ГТС составлена с нарушением. Кадастровый учет приостановлен до устранения причин приостановления, но не более чем на 3 месяца, истекших ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик меры для устранения причин приостановления регистрации не принял. Непринятие мер по постановке ГТС, как бесхозяйного может повлечь его ненадлежащее содержание, что влияет на его безопасность, создает угрозу жизни населения, живущего в МО. В отсутствие собственника невозможны обеспечение сохранности ГТС, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды.
Просил обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела к участию в деле привлечены Правительство Оренбургской области и администрация МО Кваркенский район Оренбургской области.
Представители ответчиков представили письменные возражения на иск.
Представитель Правительства Оренбургской области в своих возражениях просил в удовлетворении иска к Правительству Оренбургской области отказать, поскольку обязанность содержать ГТС законом возложена на администрации поселений.
Представитель администрации МО Кваркенский район Оренбургской области в своих возражениях указал, что законом не установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений в области безопасности гидротехнических сооружений. Такими полномочиями наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Требование возложить на орган местного самоуправления обязанность зарегистрировать недвижимую вещь в качестве бесхозяйной незаконно и не обосновано, поскольку принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи носит заявительный характер и осуществляется органом государственной регистрации прав, но не органом местного самоуправления. Ст. 12 ГК РФ не содержит способа защиты гражданских прав по понуждению и возложению обязанности на орган местного самоуправления совершить действия по регистрации бесхозяйного недвижимого имущества. Прокурор вправе обратиться в суд с иском, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Но, прокурор не доказал, что отсутствие регистрации ГТС, как бесхозяйного объекта, нарушает права и свободы значительного числа граждан. Прокурор вправе обратиться в суд только после того, как наступило обстоятельство, нарушающее права и свободы значительного числа граждан. Прокурор должен доказать, что отсутствие регистрации ГТС, как бесхозяйного объекта, нарушает права и свободы значительного числа граждан. Отсутствие таких доказательств является основанием для оставления иска без рассмотрения по основанию отсутствия подписи в заявлении или подачи лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска. Просит одновременно иск прокурора оставить без рассмотрения и отказать в удовлетворении иска.
Представитель администрации МО Бриентский сельсовет Кваркенский район в своем возражении указал, что ст. 5 ФЗ от 21.07.1997 N117-ФЗ «О безопасности ГТС» устанавливает полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности ГТС совместно с органами местного самоуправления. К таким полномочиям относится разработка и реализация региональных программ обеспечения безопасности, в том числе и ГТС, которые не имеют собственника, а также находящихся в собственности субъектов РФ. Законом «О безопасности ГТС» не установлены полномочия органов местного самоуправления в области безопасности ГТС. Ст. 5 этого Закона исключает из компетенции субъектов РФ лишь решение вопросов безопасности ГТС, находящихся в муниципальной собственности. ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решение вопросов безопасности ГТС, находящихся в муниципальной собственности, не входит в перечень вопросов местного значения поселений, городских округов и муниципальных районов, поэтому обязанность по обеспечению безопасности ГТС, включая те ГТС, которые не имеют собственника, лежит на исполнительной власти субъекта. Исключение составляют лишь те ГТС, которые находятся в муниципальной собственности. В этой связи оснований для возложения именно на сельсовет обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного спорного ГТС не имеется. Отсутствие собственника не делает невозможным выполнение ФЗ от 21.07.1997 N117-ФЗ «О безопасности ГТС». Полагает ссылку прокурора на ФЗ «О противодействии терроризму» не относящейся к делу. Требование о возложении обязанности на сельсовет поставить спорное ГТС на учет в качестве бесхозяйной вещи понимается истцом не как цель, направленная на упорядочение ситуации в части безопасности ГТС, но является этапом для возложения на сельсовет обязанности регистрации в последующем права муниципальной собственности на это ГТС в принудительном порядке. При этом, нормы закона, обязывающие орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимой вещь, отсутствуют. Основываться лишь на территориальном принципе расположения спорной ГТС на территории Бриентского сельсовета и отсутствия надлежащей регистрации ГТС для возложения обязанности на МО недопустимо. Просил в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании, сославшись на мотивы иска, старший помощник прокурора Кваркенского района Рамзаева О.А. заявленные по делу требования поддержала, просила эти требования удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим способом своевременно. В соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В письмах должностных лиц администрации МО Кваркенский район, адресованных главе администрации МО Бриентский сельсовет Кваркенского района, указано, что выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, не представляется возможным ввиду отсутствия необходимых документов. Названное имущество в реестре муниципального имущества МО Кваркенский район не числится.
Согласно письму должностного лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области гидротехническое сооружение, расположенное в <адрес> не учтено в реестре государственного имущества Оренбургской области.
Из писем должностных лиц БТИ и Отдела водных ресурсов по Оренбургской области, Росимущества следует, что сведения о гидротехническом сооружении, расположенном в <адрес> отсутствуют. Такое имущество не учтено в качестве государственного федерального имущества.
В соответствии с уведомлением Росреестра с ДД.ММ.ГГГГ кадастровый учет сооружения, расположенного по адресу: <адрес> приостановлен.
В своем представлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор потребовал от главы МО Бриентский сельсовет устранить нарушения закона в части не совершения действий, направленных на регистрацию права собственности в отношении рассматриваемого объекта.
В соответствии со смыслом писем главы администрации МО Бриентский сельсовет Кваркенского района, уведомления Росреестра право собственности в отношении объекта недвижимости, гидротехнического сооружения, расположенного <адрес> не зарегистрировано.
Из смысла уведомления Росреестра следует, что право собственности в отношении объекта недвижимости, гидротехнического сооружения, расположенного <адрес> не зарегистрировано ни за кем.
Ответчик не представил возражений относительно того, что рассматриваемый объект расположен на территории МО Бриентский сельсовет.
Согласно пунктам 3, 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В силу общих правил ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 ч. 1 этой статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 этой статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Согласно ч. 1 ст. 49 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В силу правил частей 1, 5 ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
П. 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации, в числе прочих, подлежит право собственности.
Правилами пунктов 1 и 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" определяет гидротехнические сооружения, как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Согласно общим правилам ст. 5 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности ГТС: на основе общих требований к обеспечению их безопасности, решают вопросы безопасности ГТС на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности ГТС, находящихся в муниципальной собственности; участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности ГТС; разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности ГТС, в том числе ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался; обеспечивают безопасность ГТС при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий; принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности ГТС; участвуют в ликвидации последствий аварий ГТС; информируют население об угрозе возникновения аварий ГТС, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; обеспечивают безопасность ГТС, находящихся в собственности субъектов РФ, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов РФ.
В силу общих правил ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 N 117-ФЗ собственник ГТС обязан: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС, регулярную оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС, правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти; развивать системы контроля за состоянием ГТС; систематически анализировать причины снижения безопасности ГТС, своевременно разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; обеспечивать проведение регулярных обследований ГТС; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, в порядке, установленном Правительством РФ для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организовывать эксплуатацию ГТС в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение надзора в области безопасности ГТС, правилами эксплуатации ГТС; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на ГТС; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности ГТС; финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий его аварий; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о ГТС; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности ГТС. Собственник ГТС несет ответственность за его безопасность.
В судебном заседании установлено, что рассматриваемое гидротехническое сооружение, находящиеся на территории МО Бриентский сельсовет, не имеет собственника.
Фактическая бесхозность названного имущества свидетельствует о неисполнении ответчиком требований закона.
Отсутствие собственника указанного объекта влечет неисполнение предусмотренных законом обязанностей по обеспечению надлежащего содержания названного имущества, организации его эксплуатации, что может повлечь приведение имущества в не надлежащее состояние, что, в совою очередь, может сказаться на паводковой и иной безопасности сельского поселения, влекущей возможность нарушения прав и законных интересов неограниченного круга лиц, жителей МО Бриентский сельсовет и иных лиц.
Таким образом, требование прокурора подлежит удовлетворению, поскольку непринятие администрацией МО Бриентский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области мер, направленных на приобретение права собственности на бесхозяйный гидротехнический объект может привести к возникновению ситуации, опасной для жизни и здоровья людей, нарушению хозяйственной деятельности, иным неблагоприятным последствиям.
В силу смысла приведенных выше установленных законами правил обязанность зарегистрировать спорное имущество в качестве бесхозяйного надлежит возложить именно на МО Бриентский сельский совет Кваркенского района, соответственно, единственный фактический довод возражений на иск прокурора, представленный представителем Правительства Оренбургской области, судом принимается.
В силу смысла указанных норм доводы возражений представителей иных ответчиков о том, что закон не установил полномочия органов местного самоуправления районов и поселений в части безопасности ГТС, такими полномочиями наделен субъект РФ, требование возложить на орган местного самоуправления обязанность зарегистрировать ГТС в качестве бесхозяйного незаконно, не обосновано, суд не принимает.
Из совокупного смысла вышеприведенных норм следует, что вопросы, связанные с содержание и обслуживанием ГТС, обязаны разрешать исполнительные органы государственной власти субъекта РФ только в случае отсутствия собственника.
Прокурор же в настоящем иске фактически просит обязать сторону ответчика совершить действия, направленные на устранение правовой неопределенности судьбы опасного объекта, но не просит возложить на сторону ответчика обязанности, связанные с содержание и обслуживанием ГТС.
Довод о том, что принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи носит заявительный характер и осуществляется Росреестром, но не органом местного самоуправления, судом не принимается. Суждения суда основаны на том, что Росреестр не является субъектом инициирования принятия бесхозяйной недвижимой вещи на учет в качестве таковой.
Довод возражений на иск о том, что ст. 12 ГК РФ не содержит способа защиты гражданских прав по понуждению и возложению обязанности на орган местного самоуправления совершить действия по регистрации бесхозяйного недвижимого имущества, судом не принимается.
Суждения суда основаны на том, что в силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, хотя прямо названной нормами не установленными.
Суждения возражений о том, что отсутствие регистрации ГТС, как бесхозяйного объекта, в настоящее время непосредственно не нарушает прав и свобод граждан, прокурор вправе обратиться в суд только после того, как права и свободы граждан нарушены, приняты быть не могут, поскольку прокурор требует совершить действия, которые впоследствии могут предотвратить негативные последствия бесхозяйного содержания ГТС.
Установленных законом оснований, вопреки доводам возражений, для оставления иска без рассмотрения не имеется.
Также, вопреки требованию возражений об одновременном отказе в удовлетворении иска и его оставлении без движения, оба таких действия в отношении неделимого предмета иска одновременно совершены быть не могут в силу совокупного смысла гражданского процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.