Дело № 12-345/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
гор. Псков, ул. Петровская, д. 24
Резолютивная часть оглашена 21 октября 2020 года.
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2020 года.
Судья Псковского городского суда Псковской области Тесёлкина С.М., рассмотрев жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Псковский перинатальный центр» на постановление заместителя главного государственного инспектора города Пскова по пожарному надзору о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности № 74 от 14 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Пскова по пожарному надзору № 74 от 14 июля 2020 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области «Псковский перинатальный центр» (далее – ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Будучи не согласным с данным постановлением, ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» обратилось в суд с жалобой, в которой поставило вопрос об его отмене.
В обоснование жалобы указано, что новое здание перинатального центра мощностью 110 коек, расположенное по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д. 22А, 2018 года ввода в эксплуатацию, в соответствии с договором подряда от 20.11.2014 № PT/1447-10110 с госкорпорацией «Ростех», находится на гарантийном обслуживании подрядчика - ООО «РТ-СоцСтрой»
Поскольку ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» не имеет права проводить какие-либо работы на объекте в период срока действия гарантийных обязательств, учреждение непрерывно ведет переписку с ООО «РТ-СоцСтрой» о необходимости устранения недостатков строительства, приведших к нарушению требований пожарной безопасности. Однако общество никаких мероприятий не осуществляет.
В старом здании перинатального центра, расположенном по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д. 22 учреждением разработана рабочая документация для устранения нарушений требований пожарной безопасности в корпусе В, разработчик - ОАО институт «Псковгражданпроект».
В связи с тем, что учреждение финансируется исключительно за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования и не имеет возможности самостоятельно, в отсутствие целевого финансирования из средств областного бюджета, выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» неоднократно направлялись запросы в Комитет по здравоохранению Псковской области о выделении денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности. На что были получены ответы об отсутствии денежных средств в областном бюджете.
Отмечено, что учредителем и собственником учреждения является субъект РФ - Псковская область, функции и полномочия которой осуществляют Комитет по здравоохранению Псковской области и Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области.
ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» является некоммерческой организацией и не вправе заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью взамен или в ущерб основной деятельности. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются, в том числе средства областного бюджета Псковской области на исполнение публичных обязательств. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета Псковской области.
Таким образом, ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» является бюджетной организацией, которая не вправе расходовать на устранение нарушений требований пожарной безопасности средства, полученные от оказания платных услуг, а исполнение предписаний государственных органов зависит от объема выделяемых средств со стороны учредителей.
В связи с чем, вина учреждения в невыполнении требований пожарной безопасности отсутствует.
Кроме того, с января текущего года ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» находится на контроле Прокуратуры г. Пскова, так как имеет просроченную задолженность по принятым обязательствам (контракты, договоры) за 4 месяца, поэтому наложение штрафных санкций еще более усугубит непростое материальное положение учреждения.
В судебном заседании представители ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» Николаева С.Е. и Кунгурцев А.В. доводы жалобы поддержали. Добавили, что при устранении нарушения связанного с нерабочим состоянием системы дымоудаления выяснилось о необходимости проведения проектно-изыскательских и монтажно-наладочных работ, в связи с чем, в государственную корпорацию «Ростех» и в Комитет по здравоохранению Псковской области было направлено очередное письмо о принятии мер в рамках гарантийных обязательств по устранению данных нарушений.
Представитель Главного управления МЧС России по Псковской области Онищук М.Ю. полагал постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав представителей ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» Николаеву С.Е. и Кунгурцева А.В., представителя Главного управления МЧС России по Псковской области Онищука М.Ю., исследовав материалы дела, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что постановлением заместителя главного государственного инспектора города Пскова по пожарному надзору № 74 от 14 июля 2020 года ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание с применением частей 3.2 и 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Следовательно, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающие требования пожарной безопасности, установленные нормами и правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, которые за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Как следует из протокола об административном правонарушении 23 июня 2020 г. в 15 час. 30 мин. в помещениях перинатального центра, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, 22А ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» нарушило требования Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст.ст 3, 4, 53, 54, 83, 84, 85, 88, 89, ч. 4 ст. 145, таблицы 21, 29); СП 4.13130.2013 (пункты 5.1.2, 7.6); СП 3.13130.2009 (п. 4.4); СП 1.13130.2009 (пункты 4.2.6, 4.2.7, 4.3.3, 4.3.4, 4.4.1 а, 5.1.1, 5.2.2, 5.2.12, 5.2.14, 5.2.26,5.3.21); СП 5.13130.2009 (приложение А п. А4, табл.А.1 п.9, пункты 13.3.2, 13.3.8, 13.4.1 таблица 13.3*, таблица А.4, п. 8, таблица А3, п.25.1); СП 12.13130.2009 (приложение Б); СП 7.13130.2013 (пункты 7.2, 7.2.в, 7.14 р, 7.15, 8.2, 8.5); СП 59.13330.2016 (пункты 6.2.25, 6.2.27, 6.5.1); СП 2.13130.2013 (п. 6.7.19); Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (пункты 20, 22, 36 (г), 61); нормы пожарной безопасности «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования. НПБ 250-97», утвержденные приказом ГУГПС МВД РФ от 30.12.1997 № 82 (п. 5.1.7); п. 3 приложения п. 8 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».
Поскольку в соответствии с уставом, ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя (субъекта Российской Федерации Псковская область), Государственным комитетом Псковской области по имущественным отношениям и назначением имущества (п. 1.12, п. 4.2.3), заместитель главного государственного инспектора города Пскова по пожарному надзору, учитывая то, что согласно заключению эксперта № 58 от 10.07.2020 выявленные при проведении внеплановой проверки 23 июня 2020 года несоответствия требований норм и правил по пожарной безопасности в здании перинатального центра по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д.22 А, создают угрозу жизни или здоровью людей при возникновении пожара, обосновано пришел к выводу о совершении учреждением административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Оценивая доводы жалобы в обоснование отсутствия вины учреждения в невыполнении требований пожарной безопасности, судья учитывает, что в силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из договора подряда на проведение работ по строительству, оснащению и вводу в эксплуатацию перинатального центра в г. Псков № PT/1447-10110 от 20.11.2014 следует, что Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (заказчик) поручила, а ООО «РТ-СоцСтрой» (генеральный подрядчик) приняла на себя обязательство по выполнению работ по строительству перинатального центра, мощностью 110 коек, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, д. 22, вводу его в эксплуатацию на условиях, предусмотренных техническим заданием, в соответствии с проектной и рабочей документацией, по оснащению оборудованием, в срок установленный договором, а также по эксплуатационному содержанию объекта от его ввода в эксплуатацию до передачи от заказчика в государственную собственность Псковской области (л.д. 48-58).
В соответствии с условиями договора после окончания строительства производится сдача объекта генеральным подрядчиком заказчику. Уведомление о сроке сдачи объекта в эксплуатацию должно быть направлено генеральным подрядчиком заказчику не позднее, чем за 30 дней до сдачи объекта (п. 5.1.4).
При получении уведомления от генерального подрядчика с указанием даты сдачи объекта заказчик создает приемочную комиссию с участием представителей заказчика, генерального подрядчика, пользователя (представителя медицинского учреждения, в дальнейшем осуществляющего эксплуатацию объекта) и других заинтересованных организаций (п. 5.1.5).
По результатам работы приемочной комиссии и получения генеральным подрядчиком заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации стороны подписывают акт приемки объекта капитального строительство (п. 5.1.7)
Таким образом, представитель ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» должен был участвовать в составе приемочной комиссии при сдаче перинатального центра, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, 22А.
Договором подряда также предусмотрено, что генеральный подрядчик гарантирует: возможность безаварийной эксплуатации объекта на протяжении гарантийного срока; бесперебойное функционирование инженерных систем, смонтированных генеральным подрядчиком, при эксплуатации объекта в гарантийный срок; высокое качество всех работ, смонтированного генеральным подрядчиком оборудования, систем, установок, механизмов, инженерных сетей; достижение объектом указанных в проектной документации показателей и возможность нормальной эксплуатации объекта в период гарантийного срока и несет ответственность за отступления от них; своевременное устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных в период гарантийного срока (п. 10.1).
Гарантийный срок на качество выполненных работ и материалов для их выполнения с даты получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию составляет 60 месяцев (п. 10.2).
Если в течение гарантийного срока выявится, что работы (отдельные виды работ) или оборудование имеют дефекты и недостатки, которые являются следствием ненадлежащего выполнения генеральным подрядчиком (его субподрядными организациями и поставщиками) принятых им на себя обязательств, стороны с привлечением представителя пользователя (представителя медицинского учреждения, в дальнейшем осуществляющего эксплуатацию объекта) составляют акт о недостатках, обнаруженных в гарантийный срок, где кроме прочего определяются даты устранения дефектов и недостатков (п. 10.4).
Для участия в составлении акта о недостатках, обнаруженных в гарантийный срок, фиксирующего выявленные дефекты, согласования порядка и сроков их устранения генеральный подрядчик обязан в течение 2 дней с момента получения извещения о выявленных дефектах направить своего представителя, при этом гарантийный срок продлевается на период устранения дефектов (10.5).
При отказе генерального подрядчика от составления или подписания акта о недостатках, обнаруженных в гарантийный срок, заказчик составляет односторонний акт с привлечением представителей пользователя (п. 10.6).
Разрешение на ввод перинатального центра мощностью 110 коек по адресу: выдано Администрацией города Пскова 28.02.2018 (л.д. 39-41).
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о составлении Государственной корпорацией по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» с участием представителей ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» акта о недостатках объекта, в том числе по гарантированному обязательству ООО «РТ-СоцСтрой» по достижению перинатального центра указанных в проектной документации показателей.
Направление в адрес ООО «РТ-СоцСтрой» заявок-рекламаций о нарушении требований пожарной безопасности с приложением фотоматериалов и ссылками на предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и писем в адрес Государственной корпорации «Ростех» с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и способствовать в скорейшем устранении дефектов в рамках гарантийных обязательств не свидетельствует о принятии ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, установленных нормами и правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Доводы жалобы о финансировании ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» исключительно за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования и отсутствии денежных средств не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности.
Поэтому судья полагает, что, выводы уполномоченного должностного лица органа пожарного надзора о доказанности виновности ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, являются правильными и подтверждаются представленными в дело доказательствами.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюден. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечают требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.
Наказание ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» назначено в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с применением частей 3.2 и 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья, учитывая правильное применение и толкование норм материального права, отсутствие нарушений норм процессуального права и доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению учреждением требований пожарной безопасности и принятия им всех зависящих мер по недопущению совершения вменяемого правонарушения, не усматривает оснований для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении и отказывает ГБУЗ ПО «Псковский перинатальный центр» в удовлетворении жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора города Пскова по пожарному надзору № 74 от 14 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Псковский перинатальный центр» оставить без изменения, а жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области «Псковский перинатальный центр» – без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Судья С.М. Тесёлкина