Дело №2-651/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2018 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Кичеевой Екатерины Ивановны к администрации Минусинского района о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Кичеевой Е.И. обратился в суд с иском к администрации Минусинского района, просил обязать ответчика предоставить Кичеевой Е.И. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками, установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 22 кв.м. и не более 42 кв.м., при предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта не более 66 кв.м.). Свои требования в исковом заявлении и в судебном заседании через своего представителя Глуховерову Г.А. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Кичеева Е.И. 06.10.1992 года рождения осталась без попечения родителей, поскольку ее мать Назыты К.Т. умерла 30.04.2003года, отец Кичеев И.М. умер 05.11.1993года. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 02.10.2017г. истица была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлен на учет нуждающихся в жилье по Минусинском району, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Истица проживает в с.Лугавское Минусинского района, своего собственного жилья не имела и не имеет, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Красноярского края №12-961 от 02.11.2000г. «О защите прав ребенка» администрацией Минусинского района ей должно быть предоставлено жилое помещение.
Истица Кичеева Е.И. в судебное заседание не явилась, о его дате и времени извещена надлежащим образом (л.д.30), просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее участвуя в подготовительном судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив суду, что до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
Представитель ответчика администрации Минусинского района Потапкина Е.А., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие и указала, что оснований для возложения на администрацию Минусинского района в судебном порядке обязанности по предоставлению Кичеевой Е.И. жилого помещения не имеется. Министерство образования и науки Красноярского края ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Кичеева Е.И. на основании решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от 02.10.2017года поставлена на учет нуждающихся в жилье по Минусинскому району, включена в соответствующий список под № 3344, до этой даты сосстояла в очереди в Ермаковском районе. Денежные средства для приобретения жилья истице в 2017году не выделялись. Удовлетворение требований истицы нарушит права и законные интересы других граждан, поставленных ранее истицы на соответствующий учет, в связи с чем исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению ( л.д.21-22).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования Красноярского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д.20) в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица Кичеева Е.И. <данные изъяты> в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее мать Назыты К.Т. умерла <данные изъяты>, отец Кичеев И.М. умер <данные изъяты>. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам, из их числа от 02.10.2017г. истица была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Минусинского района, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, своего собственного жилого помещения до настоящего времени не имела и не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями прокурора, заявлением истицы Минусинскому межрайонному прокурору от 06.02.2018г., паспортом и свидетельством о рождении истицы, свидетельствами о смерти Кичеева И.М. и Назыты К.Т., постановлением администрации Ермаковского района Красноярского края № 354-п от 04.06.2003года.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и правомерными. То обстоятельство, что ФИО1 включена в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье не свидетельствует о том, что ее права не нарушены, так как жилым помещением она до настоящего времени фактически не обеспечена. Каких-либо доказательств, подтверждающих возможность предоставления жилого помещения на территории <адрес> представитель ответчика не представил, более того возражал относительно предъявленных требований, суд считает правомерными и обоснованными исковые требования о возложении на администрацию <адрес> в судебном порядке обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.<адрес> от 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий