копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 августа 2012 года гор. Калининград
Калининградский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Китова А.В., при секретаре ФИО7, с участием заявителя, его представителя ФИО8 и представителя должностного лица ФИО5 в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению подполковника ФИО4 об оспаривании действий начальника отдела №5 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что несмотря на то, что решением жилищной комиссии воинской части № от 22 октября 2007 года он, на основании решения Черняховского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2007 года с 5 декабря 2006 года был поставлен на учет военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий, решением начальника отдела № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ от 23 апреля 2012 года он был снят с учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку ранее уже был обеспечен жильем от Министерства обороны РФ, которым распорядился по своему усмотрению.
Полагая, что данное решение начальника отдела № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ нарушает его права, ФИО9 просил суд признать его незаконным, обязать данное должностное лицо его отменить и восстановить его в списках военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях предоставляемым по договору социального найма в городе Калининграде.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении и при этом пояснил, что факт того, что на март 2012 года он по прежнему состоял на вышеуказанном учете, подтверждается и поступившими в его адрес из отдела №5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ уведомлениями от 7 марта 2012 года, согласно которым за ним было признано право на получения жилья по договору социального найма, по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства в городе Калининграде, с учетом дополнительной жилой площади и во внеочередном порядке.
После чего в соответствии с решением начальника 5 отдела (г. Калининград) ФГУ «ЗРУЖО» №№ от 23 апреля 2012 года, он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма.
Представитель заявителя ФИО8 заявленные ФИО9 требования поддержал и просил их полностью удовлетворить.
Представитель должностного лица ФИО5 требования Фетеева не признал, и пояснил, что заявитель снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку ФИО9 в 2000 году на состав семьи 4 человека был обеспечен от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением для постоянного проживания - квартирой общей площадью 83 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> которую после развода с супругой, он не сдал, а оставил семье, то при переводе к новому месту службы он имел право на обеспечение только служебным жилым помещением.
Вместе с тем, после регистрации в 2006 году брака с гражданкой ФИО3 у которой в собственности имеется жилое помещение общей площадью 55,2 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>, в нарушении действующего законодательства решением жилищной комиссии ФИО9 был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма.
В связи с чем, права на повторное получение жилого помещения для постоянного проживания от Министерства обороны ФИО9 не имеет.
Из оглашенного в суде свидетельства о расторжении брака от 18 мая 2006 года № усматривается, что брак между заявителем и его супругой ФИО2 расторгнут.
Согласно осмотренным в суде ордера №№, поквартирной карточки, копии лицевого счета, ФИО9 на состав семьи 4 человека от Министерства обороны РФ по договору социального найма была предоставлена трехкомнатная квартира общая площадь квартиры составляет 83 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, после расторжения брака заявитель выехал из данной квартиры.
Как следует из копии паспорта заявителя, последний с регистрационного учета по вышеуказанному адресу снялся 4 марта 2011 года, после чего зарегистрировался по месту прохождения военной службы в городе Правдинске.
28 июня 2011 года снявшись с регистрационного учета в городе Правдинске, вновь зарегистрировался в вышеуказанной квартире, а 1 ноября 2011 года вновь зарегистрировался в городе Правдинске, по месту службы.
Согласно копии свидетельства о заключении брака №, копии справки данной директором Гусевского Филиала ДФГУП КГЦИУОН от 25 октября 2006 года №№, а также копии паспорта на имя ФИО3 у гражданки ФИО3 имеется в собственности однокомнатная квартира общей площадью 55,2 кв.м. расположенная по адресу: <адрес>, в которой последняя была зарегистрирована до 27 июня 2006 года.
С указанной даты ФИО3 зарегистрирована по адресу мужа- заявителя ФИО9, в <адрес>
Актом проверки жилищных условий ФИО3 подтверждается, что в квартире № расположенной по адресу: <адрес>, владельцем которой является ФИО3, зарегистрированы и проживают ее две дочери 1988 и 1992 года рождения.
По сообщению начальника Гусевского отделения Калининградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 11 мая 2006 года №№, заявитель в списках собственников, зарегистрировавших право собственности на квартиры и домовладения в городе Гусеве и Гусевском районе, не значится.
Вступившим в законную силу решением Гусевского городского суда Калининградской области от 12 сентября 2011 года заявитель выселен из квартиры № в <адрес> и снят с регистрационного учета. При этом, как следует из текста данного решения, заявитель иск ФИО9 полностью признал.
Выпиской из послужного списка заявителя, подтверждается, что заявитель, имеет выслугу лет военной службы в календарном исчислении более 32 лет.
Согласно справке данной начальником штаба войсковой части № от 13 февраля 2006 года №№, в личном деле заявителя записан сын – ФИО10 1988 года рождения.
Решением Черняховского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2007 года на командира войсковой части № возложена обязанность признать заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить его в очередь с 5 декабря 2006 года.
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 22 октября 2007 года ФИО9 на основании решения Черняховского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2007 года был признан нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи один человек с 5 декабря 2006 года.
Вступившим в законную силу решением Гусевского городского суда Калининградской области от 17 июля 2005 года ФИО9 отказано в иске об изменении договора социального найма жилого помещения квартиры №, <адрес>.
Из оглашенного в суде свидетельства о расторжении брака от 15 июня 2012 года № усматривается, что брак между заявителем и его супругой ФИО3 расторгнут.
Согласно решения начальника отдела №5 (г.Калининград) ФГУ «Западрегионжилье» от 23 апреля 2012 года №№ в связи с выявлением в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, ФИО9 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав объяснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующему.
Порядок реализации военнослужащими права на жильё и порядок их обеспечения им определен статьями 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закона), а также приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", которым введена в действие «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма".
Ранее, до 8 ноября 2010 года порядок реализации военнослужащими права на жильё регламентировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80.
Согласно пунктам 1 и 14 статьи 15 вышеупомянутого Закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. При этом, право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений МО РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Аналогичные положения закреплены и в вышеупомянутой «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящем военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма». Более того, согласно пункту 18 указанной инструкции, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи занимаемого жилого помещения.
Как следует из разъяснений Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 5 января 2001 года № 147/3/4/26/4, военнослужащие обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путём принудительного обмена, в соответствии с положениями ЖК РФ.
Анализ положений вышеупомянутых статей 15 и 23 Закона, а также нормативно-правовых актов, позволяет суду сделать вывод о том, что обеспечение вышеуказанной категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, жилым помещением для постоянного проживания в собственность бесплатно или по договору социального найма является обязанностью Министерства обороны РФ, но возможно только один раз за всё время прохождения ими военной службы, и при обязательном условии сдачи ранее занимаемого ими жилого помещения по месту прохождения военной службы с предоставлением документов, подтверждающих данный факт. Каких-либо исключений для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения ими военной службы, не предусмотрено.
Таким образом, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьёй 15 Закона, даже по истечении срока, предусмотренного статьёй 53 ЖК РФ.
Вместе с тем, это не лишают военнослужащего права претендовать на обеспечение жильём на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа самоуправления по избранному военнослужащим после увольнения с военной службы месту жительства, но не Министерством обороны РФ.
Как следует из материалов дела, и данное обстоятельство признаётся сторонами, в 2000 году ФИО9 на состав семьи 4 человека от Министерства обороны РФ по договору социального найма была предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 83 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>, где они зарегистрировались и совместно проживали.
В соответствии с постановлением Главы администрации городского округа Муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области № 1205 от 30 ноября 2005 года и решением городского Совета депутатов Калининграда от 30 ноября 2005 года № 408, в г. Гусеве и в г. Калининграде, соответственно, учётная норма для постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Таким образом, ФИО9 и члены его семьи, с учетом внука были обеспечены жилым помещением по установленным нормам (по 16,6 кв.м.) и в улучшении жилищных условий не нуждались.
В 2006 году брак между супругами ФИО9 был расторгнут.
Согласно решению Гусевского городского суда Калининградской области от 17 июля 2005 года ФИО9 отказано в иске об изменении договора социального найма жилого помещения квартиры № <адрес>.
Несмотря на данный факт, ФИО9 после расторжения брака не принял иных мер к получению причитающейся ему части жилья, обмену либо разделу спорного жилого помещения, в том числе в принудительном судебном порядке в соответствии с нормами ЖК РФ, и не сдал его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам.
Кроме того, как установлено судом, ФИО9 не обращался и к командованию с просьбой о предоставлении ему и бывшим членам его семьи других жилых помещений, для обеспечения возможности сдачи им своей доли жилого помещения, как это предусматривал пункт 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от-15 февраля 2000 года № 80, действовавшей до 8 ноября 2010 года.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что выехав из ранее предоставленной трехкомнатной квартиры в г. Гусеве, и не приняв должных мер к выделению причитающейся ему доли из спорного жилого помещения, и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам, ФИО9 добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны РФ жильём, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге и двум детям, что исключает признание его нуждающимся в получении жилых помещений от Министерства обороны РФ по договору социального найма.
Оценивая заявления ФИО9 о том, что он был обеспечен в г. Гусеве жилым помещением менее учётной нормы, поскольку вместе с его бывшей семьей в предоставленной квартире в данном населённом пункте проживала и его супруга ФИО3, суд находит его ошибочным, поскольку как пояснил в суде сам заявитель, в настоящее время уже бывшая супруга хоть и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако по указанному адресу никогда не проживала и имеет в собственности жилое помещение общей площадью 55,2 кв.м.
Что касается регистрации в квартире №, в <адрес>, гражданки ФИО3, то по мнению суда, данный факт какого-либо влияния на законность принятого начальником отдела № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ решения о снятии заявителя с учёта нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, оказать не может, поскольку у последней имеется в собственности жилое помещение общей площадью 55,2 кв.м.
Ошибочными, по мнению суда, являются и ссылки на вступившее в законную силу решение Черняховского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2007 года о наложении на командира войсковой части № обязанности признать ФИО9 нуждающимся в жилом помещении, как на обязательное, в соответствии со статьёй 13 ГПК РФ, для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и организаций.
Так, согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как видно из текста вышеупомянутого решения Черняховского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2007 года, в качестве противной стороны при рассмотрении дела участвовал командир войсковой части №, на которого и была возложена обязанность признать ФИО9 нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить его в очередь на получения жилого помещения с 5 декабря 2006 года.
Поскольку в настоящее время в качестве стороны в деле участвует начальник отдела № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ, которому на основании положения приказов МО РФ от 30 сентября № 1280, от 3 ноября 2010 года № 1455, приказа начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 21 января 2011 года № 01-05/01, положения о территориально обособленном отделе № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ а также Устава ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, делегированы полномочия, в том числе и по проверке обоснованности признания военнослужащих нуждающимися в получении жилья, а данное должностное лицо в рассмотрении гражданского дела об оспаривании ФИО9 действий командира войсковой части №, связанных с отказом в его постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещении, не участвовало, то в данном случае правила вышеприведенной статьи 61 ГПК РФ не применимы.
При таких обстоятельствах, суд считает решение начальника отдела № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ о снятии ФИО9 с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления подполковника ФИО4 об оспаривании действий начальника отдела №5 ФГУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Верно: подлинное за надлежащей подписью,
председательствующий по делу А.В. Китов
Секретарь судебного заседания
ФИО7