Решение по делу № 2-348/2012 ~ М-372/2012 от 19.06.2012

копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 августа 2012 года гор. Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Китова А.В., при секретаре ФИО7, с участием заявителя, его представителя ФИО8 и представителя должностного лица ФИО5 в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению подполковника ФИО4 об оспаривании действий начальника отдела №5 ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО9 обратился в суд с заявлением, в котором указал, что несмотря на то, что решением жилищной комиссии воинской части от 22 октября 2007 года он, на основании решения Черняховского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2007 года с 5 декабря 2006 года был поставлен на учет военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий, решением начальника отдела № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ от 23 апреля 2012 года он был снят с учёта военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку ранее уже был обеспечен жильем от Министерства обороны РФ, которым распорядился по своему усмотрению.

Полагая, что данное решение начальника отдела № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ нарушает его права, ФИО9 просил суд признать его незаконным, обязать данное должностное лицо его отменить и восстановить его в списках военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях предоставляемым по договору социального найма в городе Калининграде.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении и при этом пояснил, что факт того, что на март 2012 года он по прежнему состоял на вышеуказанном учете, подтверждается и поступившими в его адрес из отдела №5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ уведомлениями от 7 марта 2012 года, согласно которым за ним было признано право на получения жилья по договору социального найма, по избранному им после увольнения с военной службы месту жительства в городе Калининграде, с учетом дополнительной жилой площади и во внеочередном порядке.

После чего в соответствии с решением начальника 5 отдела (г. Калининград) ФГУ «ЗРУЖО» № от 23 апреля 2012 года, он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма.

Представитель заявителя ФИО8 заявленные ФИО9 требования поддержал и просил их полностью удовлетворить.

Представитель должностного лица ФИО5 требования Фетеева не признал, и пояснил, что заявитель снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку ФИО9 в 2000 году на состав семьи 4 человека был обеспечен от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением для постоянного проживания - квартирой общей площадью 83 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> которую после развода с супругой, он не сдал, а оставил семье, то при переводе к новому месту службы он имел право на обеспечение только служебным жилым помещением.

Вместе с тем, после регистрации в 2006 году брака с гражданкой ФИО3 у которой в собственности имеется жилое помещение общей площадью 55,2 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>, в нарушении действующего законодательства решением жилищной комиссии ФИО9 был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма.

В связи с чем, права на повторное получение жилого помещения для постоянного проживания от Министерства обороны ФИО9 не имеет.

Из оглашенного в суде свидетельства о расторжении брака от 18 мая 2006 года усматривается, что брак между заявителем и его супругой ФИО2 расторгнут.

Согласно осмотренным в суде ордера №, поквартирной карточки, копии лицевого счета, ФИО9 на состав семьи 4 человека от Министерства обороны РФ по договору социального найма была предоставлена трехкомнатная квартира общая площадь квартиры составляет 83 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, после расторжения брака заявитель выехал из данной квартиры.

Как следует из копии паспорта заявителя, последний с регистрационного учета по вышеуказанному адресу снялся 4 марта 2011 года, после чего зарегистрировался по месту прохождения военной службы в городе Правдинске.

28 июня 2011 года снявшись с регистрационного учета в городе Правдинске, вновь зарегистрировался в вышеуказанной квартире, а 1 ноября 2011 года вновь зарегистрировался в городе Правдинске, по месту службы.

Согласно копии свидетельства о заключении брака , копии справки данной директором Гусевского Филиала ДФГУП КГЦИУОН от 25 октября 2006 года №, а также копии паспорта на имя ФИО3 у гражданки ФИО3 имеется в собственности однокомнатная квартира общей площадью 55,2 кв.м. расположенная по адресу: <адрес>, в которой последняя была зарегистрирована до 27 июня 2006 года.

С указанной даты ФИО3 зарегистрирована по адресу мужа- заявителя ФИО9, в <адрес>

Актом проверки жилищных условий ФИО3 подтверждается, что в квартире расположенной по адресу: <адрес>, владельцем которой является ФИО3, зарегистрированы и проживают ее две дочери 1988 и 1992 года рождения.

По сообщению начальника Гусевского отделения Калининградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 11 мая 2006 года №, заявитель в списках собственников, зарегистрировавших право собственности на квартиры и домовладения в городе Гусеве и Гусевском районе, не значится.

Вступившим в законную силу решением Гусевского городского суда Калининградской области от 12 сентября 2011 года заявитель выселен из квартиры в <адрес> и снят с регистрационного учета. При этом, как следует из текста данного решения, заявитель иск ФИО9 полностью признал.

Выпиской из послужного списка заявителя, подтверждается, что заявитель, имеет выслугу лет военной службы в календарном исчислении более 32 лет.

Согласно справке данной начальником штаба войсковой части от 13 февраля 2006 года №, в личном деле заявителя записан сын – ФИО10 1988 года рождения.

Решением Черняховского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2007 года на командира войсковой части возложена обязанность признать заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить его в очередь с 5 декабря 2006 года.

Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от 22 октября 2007 года ФИО9 на основании решения Черняховского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2007 года был признан нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи один человек с 5 декабря 2006 года.

Вступившим в законную силу решением Гусевского городского суда Калининградской области от 17 июля 2005 года ФИО9 отказано в иске об изменении договора социального найма жилого помещения квартиры , <адрес>.

Из оглашенного в суде свидетельства о расторжении брака от 15 июня 2012 года усматривается, что брак между заявителем и его супругой ФИО3 расторгнут.

Согласно решения начальника отдела №5 (г.Калининград) ФГУ «Западрегионжилье» от 23 апреля 2012 года № в связи с выявлением в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, ФИО9 снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Заслушав объяснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующему.

Порядок реализации военнослужащими права на жильё и порядок их обеспечения им определен статьями 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закона), а также приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", которым введена в действие «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма".

Ранее, до 8 ноября 2010 года порядок реализации военнослужащими права на жильё регламентировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80.

Согласно пунктам 1 и 14 статьи 15 вышеупомянутого Закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. При этом, право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений МО РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Аналогичные положения закреплены и в вышеупомянутой «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящем военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма». Более того, согласно пункту 18 указанной инструкции, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи занимаемого жилого помещения.

Как следует из разъяснений Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 5 января 2001 года № 147/3/4/26/4, военнослужащие обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путём принудительного обмена, в соответствии с положениями ЖК РФ.

Анализ положений вышеупомянутых статей 15 и 23 Закона, а также нормативно-правовых актов, позволяет суду сделать вывод о том, что обеспечение вышеуказанной категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, жилым помещением для постоянного проживания в собственность бесплатно или по договору социального найма является обязанностью Министерства обороны РФ, но возможно только один раз за всё время прохождения ими военной службы, и при обязательном условии сдачи ранее занимаемого ими жилого помещения по месту прохождения военной службы с предоставлением документов, подтверждающих данный факт. Каких-либо исключений для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения ими военной службы, не предусмотрено.

Таким образом, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьёй 15 Закона, даже по истечении срока, предусмотренного статьёй 53 ЖК РФ.

Вместе с тем, это не лишают военнослужащего права претендовать на обеспечение жильём на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа самоуправления по избранному военнослужащим после увольнения с военной службы месту жительства, но не Министерством обороны РФ.

Как следует из материалов дела, и данное обстоятельство признаётся сторонами, в 2000 году ФИО9 на состав семьи 4 человека от Министерства обороны РФ по договору социального найма была предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 83 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>, где они зарегистрировались и совместно проживали.    

В соответствии с постановлением Главы администрации городского округа Муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области № 1205 от 30 ноября 2005 года и решением городского Совета депутатов Калининграда от 30 ноября 2005 года № 408, в г. Гусеве и в г. Калининграде, соответственно, учётная норма для постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.

Таким образом, ФИО9 и члены его семьи, с учетом внука были обеспечены жилым помещением по установленным нормам (по 16,6 кв.м.) и в улучшении жилищных условий не нуждались.

В 2006 году брак между супругами ФИО9 был расторгнут.

Согласно решению Гусевского городского суда Калининградской области от 17 июля 2005 года ФИО9 отказано в иске об изменении договора социального найма жилого помещения квартиры <адрес>.

Несмотря на данный факт, ФИО9 после расторжения брака не принял иных мер к получению причитающейся ему части жилья, обмену либо разделу спорного жилого помещения, в том числе в принудительном судебном порядке в соответствии с нормами ЖК РФ, и не сдал его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам.

Кроме того, как установлено судом, ФИО9 не обращался и к командованию с просьбой о предоставлении ему и бывшим членам его семьи других жилых помещений, для обеспечения возможности сдачи им своей доли жилого помещения, как это предусматривал пункт 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от-15 февраля 2000 года № 80, действовавшей до 8 ноября 2010 года.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что выехав из ранее предоставленной трехкомнатной квартиры в г. Гусеве, и не приняв должных мер к выделению причитающейся ему доли из спорного жилого помещения, и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам, ФИО9 добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны РФ жильём, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге и двум детям, что исключает признание его нуждающимся в получении жилых помещений от Министерства обороны РФ по договору социального найма.

Оценивая заявления ФИО9 о том, что он был обеспечен в г. Гусеве жилым помещением менее учётной нормы, поскольку вместе с его бывшей семьей в предоставленной квартире в данном населённом пункте проживала и его супруга ФИО3, суд находит его ошибочным, поскольку как пояснил в суде сам заявитель, в настоящее время уже бывшая супруга хоть и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако по указанному адресу никогда не проживала и имеет в собственности жилое помещение общей площадью 55,2 кв.м.

Что касается регистрации в квартире , в <адрес>, гражданки ФИО3, то по мнению суда, данный факт какого-либо влияния на законность принятого начальником отдела № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ решения о снятии заявителя с учёта нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, оказать не может, поскольку у последней имеется в собственности жилое помещение общей площадью 55,2 кв.м.

Ошибочными, по мнению суда, являются и ссылки на вступившее в законную силу решение Черняховского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2007 года о наложении на командира войсковой части обязанности признать ФИО9 нуждающимся в жилом помещении, как на обязательное, в соответствии со статьёй 13 ГПК РФ, для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и организаций.

Так, согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.    

Как видно из текста вышеупомянутого решения Черняховского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2007 года, в качестве противной стороны при рассмотрении дела участвовал командир войсковой части , на которого и была возложена обязанность признать ФИО9 нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить его в очередь на получения жилого помещения с 5 декабря 2006 года.

Поскольку в настоящее время в качестве стороны в деле участвует начальник отдела № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ, которому на основании положения приказов МО РФ от 30 сентября № 1280, от 3 ноября 2010 года № 1455, приказа начальника ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 21 января 2011 года № 01-05/01, положения о территориально обособленном отделе № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ а также Устава ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, делегированы полномочия, в том числе и по проверке обоснованности признания военнослужащих нуждающимися в получении жилья, а данное должностное лицо в рассмотрении гражданского дела об оспаривании ФИО9 действий командира войсковой части , связанных с отказом в его постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещении, не участвовало, то в данном случае правила вышеприведенной статьи 61 ГПК РФ не применимы.

При таких обстоятельствах, суд считает решение начальника отдела № 5 ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ о снятии ФИО9 с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления подполковника ФИО4 об оспаривании действий начальника отдела №5 ФГУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    

Верно: подлинное за надлежащей подписью,

председательствующий по делу А.В. Китов

Секретарь судебного заседания

                             ФИО7

2-348/2012 ~ М-372/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фатеев Николай Владимирович
Ответчики
ФГУ "ЗРУ ЖО МО РФ"
Другие
МО РФ
Клапоцкий Павел Федорович
Суд
Калининградский гарнизонный военный суд (Калининградская область)
Судья
Китов Алексей Валерьевич
Дело на сайте суда
kaliningvs--kln.sudrf.ru
19.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2012Передача материалов судье
20.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2012Судебное заседание
29.06.2012Судебное заседание
18.07.2012Судебное заседание
02.08.2012Судебное заседание
16.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2012Дело оформлено
16.10.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее