Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6125/2014 ~ М-5563/2014 от 10.11.2014

                                                                                              РЕШЕНИЕ

                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          29 декабря 2014 года        город Самара

          Кировский районный суд г.Самары в составе:

          председательствующего судьи - Кузнецовой Е.Ю.,

          с участием прокурора                - Черновой О.С.,

          при секретаре                              - Жарковой И.А.,

с участием представителя истца Департамента управления имуществом г.о. Самара (по доверенности № 3786 от 22.12.2013 года) Геворгян О.С., ответчика Кошкиной Т.В., представителя ответчика Волковой В.В. (по доверенности № 4-6215 от 03.12.2014 года) Кошкина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6125/14 по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Волковой В.В., Кошкиной Т.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

          Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском к ответчикам Волковой В.В., Кошкиной Т.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, указав, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Вышеуказанный дом включен в долгосрочную целевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011-2015 годы, утвержденную Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ . Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств бюджетов городского округа Самара, Самарской области и федерального бюджета. В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной Программы был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений у застройщика в жилых домах, расположенных в <адрес>. В соответствии с условиями данного контракта, на основании технического задания строились квартиры конкретного метража, рассчитанного для обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, входящих в Программу, с учетом действующих строительных норм. Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ , выданной службой по учёту потребителей ЖКУ № 3, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, являются: Кошкина Т.В. и Волкова В.В. В целях реализации вышеуказанной Программы, Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил ответчикам заключить договор мены, по которому: Кошкина Т.В. и Волкова В.В. обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение, а Департамент, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчикам жилое помещение -двухкомнатную изолированную квартиру, общей площадью 50,3 кв. м., жилой площадью 28,0 кв. м. расположенную по адресу: <адрес>. От предложенного жилого помещения ответчики отказались, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ Департаменту рекомендовано осуществить снос дома, расположенного по адресу: <адрес> До настоящего времени собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не осуществлен снос указанного дома, что свидетельствует о невыполнении Распоряжения. Собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, должен осуществить совместно с иными собственниками жилых помещений на данном земельном участке постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Необходимо оформление права собственности ответчиков на долю земельного участка, на котором расположен <адрес>, для определения выкупной цены, подлежащей возмещению ответчикам. При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена независимым оценщиком по правилам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Согласно статье 8 указанного закона проведение оценки объектов оценки является обязательным при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, использование услуг независимого оценщика является в данном случае обязательным в силу императивного требования статьи 8 указанного Федерального закона. Однако проведение данных мероприятий является нецелесообразно длительным процессом и требует значительных финансовых затрат для собственников жилых помещений. Проживание в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, представляет угрозу жизни и здоровью собственникам таких жилых помещений. Вместе с тем, изъятие земельного участка для муниципальных нужд в порядке статьи 32 ЖК РФ является процессом, пролонгированным во времени - 2-3 года. В связи с чем наиболее целесообразным является заключение договоров мены аварийных жилых помещений на другие благоустроенные жилые помещения муниципального жилищного фонда на основании статьи 567 ГК РФ. Правомерность заключения подобных договоров подтверждена Постановлением ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 14974/10. Просит выселить Волкову В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Кошкину Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлениемдругого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, посредством заключения договора мены жилого помещения, расположенного поадресу: <адрес> на жилое помещение, расположенноепо адресу: <адрес>.

          В судебном заседании представитель истца по доверенности Геворгян О.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснила, что дом, в котором проживают ответчики, признан аварийным и подлежит сносу - распоряжением от 02.10.2009г. Так же <адрес> включен в долгосрочную целевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара» на 2011 - 2015г. Они предлагали ответчикам квартиру двухкомнатную благоустроенную, с ремонтом и установленной сантехникой в <адрес>. Ответчиками подана в адрес Департамент управления имуществом г.о. Самара жалоба. Стоимость квартиры, которую они предлагают ответчикам примернооценивается в 1 600 000 рублей.

         Ответчик Кошкина Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Дополнительно суду пояснила, что она и ее сестра Волкова В.В. являются сособственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Им действительно предлагает Департамент управления имуществом г.о. Самара квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. площадью 50, 5 кв.м. В данной квартире жилая площадь меньше чем у них на 0,06 м. Так же их не устраивает метраж комнат, он не является равноценным.

          Представитель ответчика Волковой В.В. по доверенности Кошкин А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основания, изложенным в отзыве на исковое заявление. Волкова В.В. не хочет заселяться в предоставляемую квартиру. Со слов экспертов, квартира, которая находится в собственности у ответчиков, примерно оценивается в 1 900 000 рублей. В предлагаемой квартире жилая площадь меньше чем у них. Так же их не устраивает метраж комнат, он не является равноценным.

          Представитель третьего лица Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен правильно и своевременно, причине неявки суду не известна.

        Суд, выслушав представителя истца, ответчика Кошкину Т.В., представителя ответчика Волковой В.В., заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска Департамента управления имуществом г.о. Самара отказать, поскольку ответчики являются собственниками квартиры, приходит к следующему.

Судом установлено, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 18).

Согласно Выписки из ЕГРП (л.д.45) сособственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> являются Кошкина (Дмитриева) Т.В. и Волкова В.В.

В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной Программы был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ , на приобретение жилых помещений у застройщика в жилых домах, для периселения граждан из аварийного жилищного фонда (л.д. 23-24).

В целях реализации вышеуказанной Программы, Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил ответчикам заключить договор мены, по которому: Кошкина Т.В. и Волкова В.В. обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение, а Департамент, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчикам жилое помещение - двухкомнатную изолированную квартиру, общей площадью 50,3 кв. м., жилой площадью 28,0 кв. м. расположенную по адресу: <адрес>. От предложенного жилого помещения ответчики отказались, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

Лицевой счет открыт на имя Дмитриевой Т.В. (л.д.19), согласно лицевому счету фактически в квартире проживают 0 человек.

Квартира, расположенная по адресу: <адрес> поставлена на кадастровый учёт, ей присвоен кадастровый номер 63:01:0336002:5332 (л.д. 14-15).

Согласно техническому паспорту квартиры по адресу: <адрес>, квартира является изолированной, благоустроенной, имеет следующие технические характеристики: общая площадь 50,3 кв.м., жилая площадь 28,0 кв.м. (л.д. 10-13).

Жилой дом, расположенный по адресу <адрес> введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 21-22).

Судом также установлено, что жилая площадь квартиры, предлагаемой Департаментом управления имуществом ответчикам для заключения договора мены составляет 28,0 кв.м., тогда как жилая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности Кошкиной Т.В., Волковой В.В. составляет 28,60 кв.м. (л.д. 37-41).

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно разъяснениям п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В силу ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи.

Из норм частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ следует, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

Аналогичная позиция отражена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.

Поскольку данных о том, что Волковой В.В., Кошкиной Т.В. предлагалось выкупить принадлежащую им на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, в материалы дела не представлено, доказательств, подтверждающих, что между сторонами было достигнуто соглашение о предоставлении Волковой В.В., Кошкиной Т.В. другого жилого помещения взамен изымаемого, также не представлено, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

         Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара к Волковой В.В., Кошкиной Т.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара к Волковой В.В., Кошкиной Т.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения отказать.

        Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

       Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

       Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой, представлением и поступившими возражениями относительно них.

    Председательствующий:                                    подпись                                                 Е.Ю.Кузнецова

Решение изготовлено в окончательной форме 31.12.2014 года.

Решение вступило в законную силу:

Копия верна:

Судья:                              Е.Ю.Кузнецова

Секретарь:                 И.А.Жаркова

.

    

2-6125/2014 ~ М-5563/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Ответчики
Кошкина Т.В.
Волкова В.В.
Другие
Администрация г.о. Самара
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Кузнецова Е. Ю.
Дело на странице суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
10.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2014Передача материалов судье
12.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2014Подготовка дела (собеседование)
29.12.2014Судебное заседание
27.11.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.12.2014Предварительное судебное заседание
31.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее