РЕШЕНИЕ КОПИЯ
Именем Российской Федерации
05 мая 2010 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Родичевой Г.В.,
при секретаре Б,
с участием представителей истца КГБУСО «Красноярский дом-интернат Номер обезличен для граждан пожилого возраста и инвалидов» Т, К, П,
рассмотрев гражданское дело по иску Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Красноярский дом-интернат Номер обезличен для граждан пожилого возраста и инвалидов» к Ж о внесении изменений в пункт 2.1 раздела II «Сумма оплаты по договору и порядок ее внесения» Договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Номер обезличен от Дата обезличенагода,
УСТАНОВИЛ:
КГБУСО «Красноярский дом-интернат Номер обезличен» обратилось в суд с иском к Ж о внесении изменения в п. 2.1 раздела II «Сумма оплаты по договору и порядок ее внесения» Договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Номер обезличен от Дата обезличенаг., заключенного между истцом и ответчиком, изложив его в следующей редакции: «Конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой Заказчиком, составляет 3 845, 26 рублей». Свое требование истец мотивирует тем, что ответчик проживает в КГБУ СО «Красноярский дом-интернат Номер обезличен» с Дата обезличена на основании путевки управления социальной защиты населения администрации Красноярского края Номер обезличен от Дата обезличенаг. Ранее Ж был зарегистрирован по месту жительства в Реабилитационном центре для осужденных, расположенном по адресу: г.Красноярск, ... Дата обезличенаг. между истцом и ответчиком был заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Номер обезличен на условиях оплаты ответчиком 1 244 рублей. Впоследствии плата по договору была изменена следующими дополнительными соглашениями и составляла: по дополнительному соглашению от Дата обезличенаг. - в размере 2 143 рублей, от Дата обезличенаг. - 2 616рублей 30коп., от Дата обезличенаг. - 3 252рублей 91коп., от Дата обезличенаг. - 3 209рублей. Дата обезличенаг. ответчику было предложено внести изменения в п. 2.1 раздела II «Сумма оплаты по договору и порядок ее внесения» вышеуказанного договора. Однако, ответчик ответил отказом, мотивируя тем, что он желает отказаться от оплаты продуктов питания, входящих в плату за стационарное обслуживание, в связи с чем оплата по договору увеличена быть не может. При таких обстоятельствах, отсутствие надлежащей оплаты за стационарное обслуживание в соответствующем объеме нарушает права и законные интересы истца и делает невозможным исполнение им в полном объеме возложенных на него государством функций по обеспечению надлежащих условий жизнедеятельности, как ответчика, так и других клиентов истца из-за недостаточности средств для их стационарного обслуживания.
В судебном заседании представители истца КГБУСО «Красноярский дом-интернат Номер обезличен» Т, К, П поддержали исковые требования, дав пояснения аналогичные изложенному в заявлении. П дополнительно суду пояснила, что Ж просит исключить из оплаты стационарного социального обслуживания стоимость продуктов питания и за мягкий инвентарь. Оплата за социальное обслуживание включает в себя оплату жилищно-коммунальных услуг, за мягкий инвентарь, продукты питания. При этом стоимость продуктов питания в оплате стационарного социального обслуживания составляет 90%. Ж отказывается питаться вместе с жителями дома-интерната, при этом самостоятельное питание в комнате запрещено правилами СанПин. Кроме того, по предписанию врача Ж питается за 5-м диетическим столом.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил. В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Заслушав представителей истца, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает иск КГБУ СО «Красноярский дом-интернат Номер обезличен» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 1 ФЗ от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов как деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. При этом совокупность социальных услуг предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
В соответствии с ч.3 ст.4 ФЗ от 02.08.1995 №122-ФЗ перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Красноярского края «О социальном обслуживании населения» от 10.12.2004г. №12-2705 установлено, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания (часть 1). Государственные стандарты социального обслуживания населения устанавливаются законом края, за исключением случаев, установленных действующим законодательством (часть 2).
В силу п.«а» ч.1 ст.2 Закона Красноярского края «О социальном обслуживании населения» на социальное обслуживание имеют право проживающие на территории края граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды (в том числе дети-инвалиды).
Согласно ч.2 ст.5 ФЗ от 02.08.1995 №122-ФЗ социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
В соответствии со ст.9 ФЗ от 02.08.1995 №122-ФЗ социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.3 ч.1 ст.16 ФЗ от 02.08.1995 №122-ФЗ, а также п.«г» ч.1 ст.6 Закона Красноярского края «О социальном обслуживании населения» одной из форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
В соответствии со ст. 24 названного закона порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.23 Закона Красноярского края «О социальном обслуживании населения» социальное обслуживание предоставляется учреждениями социального обслуживания бесплатно и за плату в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются: а) одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, среднедушевой доход которых составляет свыше 150 процентов прожиточного минимума, установленного в крае для соответствующей социально-демографической группы; б)гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, среднедушевой доход которых составляет свыше 150 процентов прожиточного минимума, установленного в крае для соответствующей социально-демографической группы; в) гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет свыше 150 процентов прожиточного минимума, установленного в крае для соответствующей социально-демографической группы (ч.4 ст. 23 Закона Красноярского края «О социальном обслуживании населения»).
В соответствии со ст.24 Закона Красноярского края «О социальном обслуживании населения» решение об условиях предоставления социального обслуживания (бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты) учреждением социального обслуживания принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании представленных гражданами или их законными представителями письменного обращения, справки о доходах, а также документа, удостоверяющего личность (часть 1). Тарифы на социальные услуги, оказываемые населению учреждениями социального обслуживания, устанавливаются Правительством края по представлению уполномоченного органа исполнительной власти в области социальной защиты населения края (часть 3).
Из ч.4 ст. 24 Закона Красноярского края «О социальном обслуживании населения», а также п.5 «Порядка и условий социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания», утвержденного Постановлением Совета Администрации Красноярского края от 31.01.2005г. № 32-п, и п. 7 «Порядка и условий оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания», утвержденного Постановлением Совета Администрации Красноярского края от 10.02.2005г. № 45-п следует, что при оказании платных социальных услуг учреждения социального обслуживания заключают с гражданами или их законными представителями соответствующий договор на основе типового договора, утвержденного Правительством края. При этом, в договоре на предоставление платных социальных услуг указываются виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также другие условия, определяемые сторонами (ч.5 ст. 24 Закона Красноярского края «О социальном обслуживании населения»).
Абзацем 1 пункта 7 «Порядка и условий социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания», а также абз.3 п.9 «Порядка и условий оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания» установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан (кроме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в стационарных учреждениях социального обслуживания, включающая стоимость продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание предоставляемых помещений, взимается в размере, не превышающем 75 процентов установленной им пенсии.
Из п.8 «Порядка и условий социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания» следует, что плата за стационарное обслуживание определяется путем суммирования статей затрат за год: затрат на продукты питания (ЗП); затраты на мягкий инвентарь (МИ); затраты на содержание помещений (СП). При этом расчет платы за стационарное обслуживание, указанный в пункте 8 настоящего Порядка, производится ежегодно для каждого конкретного стационарного учреждения социального обслуживания, с учетом действующих норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем и сложившихся в регионе тарифов на оплату содержания помещений согласно заключенным стационарным учреждением социального обслуживания договорам. (п.9).
В силу п.10 «Порядка и условий социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания» при изменении размеров пенсии граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, размер платы за стационарное обслуживание пересматривается администрацией стационарных учреждений социального обслуживания путем внесения изменений в договор.
В соответствии с абз.2 п.7 «Порядка и условий социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания» изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч.1 ст.450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с ч.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Часть 1 статьи 451 ГК РФ предусматривает, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Часть 1 статьи 452 ГК РФ устанавливает, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу ч.2 ст.452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Как установлено в судебном заседании из показаний представителей истца Т, К, П, подтвержденных материалами дела, Ж, Дата обезличена года рождения, на основании путевки Номер обезличен от Дата обезличенаг. УСЗН Администрации Красноярского края ... направлен для зачисления в Красноярский дом-интернат Номер обезличен, расположенный по адресу: г.Красноярск, ... л.д.28). Дата обезличена года между КГУ СО «Красноярский дом-интернат Номер обезличен для престарелых и инвалидов» и Ж был заключен договор Номер обезличен о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, по которому истец обязуется принять на стационарное обслуживание ответчика, а последний обязуется вносить плату за стационарное обслуживание, включающую затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря, содержание предоставляемых помещений. При этом предусмотренная настоящим договором плата за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату содержания помещений и ежегодно пересматривается. В соответствии с п. 5.1 договора изменение условий настоящего договора, расторжение или прекращение его действия осуществляется по письменному соглашению сторон. л.д.30-32). Дополнительными соглашениями от Дата обезличенагода л.д.33), от Дата обезличенагода л.д.34), от Дата обезличенагода л.д.35), от Дата обезличенагода л.д.36), от Дата обезличенагода л.д.37) к договору о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Номер обезличен от Дата обезличенаг. в п. 2.1 договора были внесены изменения, согласны которым плата за стационарное обслуживание, вносимая ответчиком, изменялась и составляла соответственно 1974руб.70 коп., 2143руб., 2616руб.30коп., 3252руб.91коп., 3209руб.
Согласно расчетного листка размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, утвержденный истцом на 2010 года, составляет 3 845руб.26коп., увеличение платы вызвано удорожанием продуктов питания и предоставляемых коммунальных услуг, определен с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату содержания помещений л.д.38, 51-65, 73-83). При этом в соответствии со справкой из УПФ РФ в Октябрьском районе г.Красноярска Ж получает пенсию в размере 6 915руб.02коп. л.д. 40). Таким образом, плата за стационарное обслуживание составляет менее 75% от получаемой ответчиком пенсии.
Из акта, составленного Дата обезличенагода работниками КГБУ СО «Красноярский дом-интернат Номер обезличен для престарелых и инвалидов» - юрисконсультами О и К, психологом Е, следует, что ответчик отказывается внести изменения в п. 2.1 раздела II «Сумма оплаты по договору и порядок ее внесения» договора Номер обезличен от Дата обезличенаг. и отказывается вносить плату за стационарное обслуживание в размере 3845руб.26коп., л.д.39).
Из показаний свидетеля Г, проживающего в КГБУ СО «Красноярский дом-интернат Номер обезличен для престарелых и инвалидов» и являющегося старостой секции Номер обезличен, следует, что Ж проживает доме-интернате Номер обезличен, питается в столовой, но от заключения дополнительного соглашения к договору, предусматривающему увеличение платы за стационарное обслуживание до 3845руб.26коп. отказывается.
Согласно правилам проживания жителей (клиентов) в КГБУ СО «Красноярский дом-интернат Номер обезличен» в обязанности клиентов дома-интерната, проживающих в отделениях самообслуживания, входит в том числе обязанность самостоятельного посещения столовой дома-интерната и принятия пищи в обеденное время л.д.22-27). Из данных правил, а также пояснений представителя истца П следует, что приготовление пищи и питание жителей (клиентов) вне столовой, в иных помещениях дома-интерната запрещено.
Таким образом, учитывая, что ежемесячная плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов истцом увеличена правомерно, в соответствии с действующим законодательством, ответчик от социального обслуживания, оказываемого истцом, не отказывается и фактически продолжает проживать в доме-интернате, питаться в столовой, пользоваться коммунальными услугами, мягким инвентарем, однако, от заключения дополнительного соглашения о внесении изменения в п. 2.1 раздела II «Сумма оплаты по договору и порядок ее внесения» Договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Номер обезличен от Дата обезличенаг., отказывается, что влечет для истца существенный ущерб, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Красноярский дом-интернат Номер обезличен для граждан пожилого возраста и инвалидов» удовлетворить.
Внести изменение в пункт 2.1 раздела II «Сумма оплаты по договору и порядок ее внесения» Договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Номер обезличен от Дата обезличенагода, заключенного КГБУСО «Красноярский дом-интернат Номер обезличен для граждан пожилого возраста и инвалидов» и Ж, изложив его в следующей редакции: «Конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой заказчиком, составляет 3 845 (три тысячи восемьсот сорок пять) рублей 26копеек.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Красноярска.
Судья подпись Г.В. Родичева
Копия верна.
Судья Г.В. Родичева