57RS0023-01-2020-001069-35
Дело №2-994/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2020 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Парфененко Е.В.,
помощник судьи Матюхин А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Орла, муниципальному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» о возложении обязанности устранить недостатки антитеррористической защищенности,
установил:
прокурор Заводского района г. Орла, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Орла, муниципальному образовательному учреждению МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» о возложении обязанности устранить недостатки антитеррористической защищенности
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении объекта образования - муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла».
Согласно проведённому обследованию существующая система охраны безопасности данного объекта частично позволяет обеспечить его безопасность. Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов выполняются частично.
Несмотря на истечение срока устранения указанных в представлении недостатков антитеррористической защищенности объекта, недостатки не устранены, как и не осуществлено финансирование указанных мероприятий, что не позволяет в полном объеме обеспечить безопасность объекта вопреки действующим нормам законодательства о террористической защищенности.
В связи с чем, просит суд обязать администрацию г. Орла в срок до ДД.ММ.ГГ выделить денежные средства для оборудования МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состояние обстановки на всей территории и участках объекта, его уязвимых мест и критических элементов, а также архивирование и хранение данных, а также для оборудования на первом этаже МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения; обязать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» оборудовать объект системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием обстановки на всей территории и участках объекта, его уязвимых мест и критических элементов, а также архивирование и хранение данных, а также оборудовать на первом этаже МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения
В судебном заседании старший помощник прокурора Заводского района г. Орла Харламов А.Н. заявленные требования поддержал, по основаниям заявленным с иске.
Представитель ответчика – администрации г. Орла по доверенности Лоскутова Е.И. заявленные исковые требования не признала, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» Козельская Т.А. не возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что срок исполнения решения суда, указанный в исковом заявлении прокурора до ДД.ММ.ГГ является разумным. В процессе рассмотрения иска, учреждением приняты меры к устранению недостатков антитеррористической защищенности – приобретена система видеонаблюдения, заключен контракт на ее установку. Также выделена часть помещения на первом этаже для размещения оборудования.
Представитель третьего лица – Управления образования администрации г. Орла по доверенности Пугачев С.А. в судебном заседании полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению, указав, что поскольку учреждение построено до введения требований к антитеррористической защищенности, отдельного помещения для размещения охраны и установкой в нем системы видеонаблюдения не имеется, требования прокурора возможно исполнить только в случае выделения для указанных целей части помещения на первом этаже, которое будет отгорожено от основного помещения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года. К числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. 11 Концепции).
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно п. 4 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Статьей 5 Федерального закона № 35-ФЗ определены организационные основы противодействия терроризму, в соответствии с которой на Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса)).
В целях реализации указанных положений закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 № 1006, утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Пунктом 25 Требований, предусмотрено в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по оборудованию на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) (подпункт «в» пункта 25 приведенных требований).
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (пункт 30 Требований).
Пунктом 32 Требований, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Судом установлено, что в отношении МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» установлена третья категория опасности, что подтверждается паспортом безопасности.
Прокуратурой Заводского района г. Орла в отношении МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической защищенности.
По результатам проверки надзорным ведомством установлено, что в рассматриваемом по настоящему делу образовательном учреждении, система видеонаблюдения, обеспечивающая непрерывное наблюдение уязвимых мест и критических элементов, отсутствует, фактически при наличии четырех прямых путей доступа на территорию МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» через установленное заграждение камерами охвачены только два из них, иные пути доступа на территорию объекта, а также на значительные по протяженности участки его местности, участки с находящимися на них перицентральным ограждением камерами не охвачены. На первом этаже МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» помещение для охраны с установленной в нем системой видеонаблюдения отсутствует.
В ходе судебного разбирательства представители ответчиков, третьего лица признали указанные факты.
ДД.ММ.ГГ заведующей МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» Козельской Т.А. направлено обращение в адрес начальника управления образования администрации г. Орла, в котором просила целевое назначение денежных средств в размере <данные изъяты> руб., направленных на приобретение мебели изменить на приобретение системы видеонаблюдения.
ДД.ММ.ГГ между МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» и обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» заключен договор №***П на поставку системы видеонаблюдения. Цена договора составила <данные изъяты> руб. Во исполнение договора МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» внесено 30% стоимости оборудования.
В целях выполнения наказа избирателей №*** МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» предоставлены <данные изъяты> руб. для установки системы видеонаблюдения.
ДД.ММ.ГГ между МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад <данные изъяты> обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» заключен договор №***П на установку системы видеонаблюдения. Цена договора составила <данные изъяты> руб. Во исполнение договора МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» внесено 30% стоимости работ.
Как пояснил в судебном заседании помощник прокурора Заводского района г. Орла Бирюков Д.А., поскольку нормативно не определены требования к помещению для охраны на 1-м этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, то данное помещение может быть обособленной частью целого помещения.
Согласно уставу МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств муниципального и областного бюджетов на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем, доходов от деятельности приносящий доход в соответствии с действующим законодательством, благотворительные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно пунктом 40 Концепции, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42 Концепции).
Подпунктом 1 статьи 20 Устава города Орла, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22 июня 2005 г. №72/753-ГС установлено, что администрация города Орла является исполнительно-распорядительным органом города Орла, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Орловской области.
Однако, как было установлено судом, до настоящего времени мероприятия по антитеррористической защищенности администрацией г. Орла не профинансированы, недостатки антитеррористической защищенности в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла», не устранены.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Орла не были созданы в полном объеме надлежащие условия для предотвращения причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, в связи с чем МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» не были приняты в полном объеме меры по предупреждению терроризма, и полагает необходимым удовлетворить требования прокурора Заводского района г. Орла.
Доводы представителя администрации г. Орла о том, что ответчиком МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» самостоятельно изысканы денежные средства в целях финансирования работ по устранению недостатков антитеррористической защищенности, в связи с чем, заявленные требования к администрации г. Орла следует оставить без удовлетворения, судом отклоняются, поскольку на момент рассмотрения иска допустимых доказательств того, что изысканные МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» денежные средства и принятый комплекс мер являются достаточными для выполнения Требований, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Орла, муниципальному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» о возложении обязанности устранить недостатки антитеррористической защищенности - удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла профинансировать мероприятия антитеррористического законодательства на объекте (территории) муниципальное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла», расположенного по адресу: <...>, по оборудованию непрерывного видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории и участках объекта его уязвимых мест и критических элементов, архивированию и хранению данных в течение одного месяца, в соответствии с пунктом 30 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 № 1006; оборудованию на первом этаже муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения в соответствии с пунктом 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 № 1006 в срок до ДД.ММ.ГГ
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» устранить нарушения антитеррористического законодательства в срок до ДД.ММ.ГГ на объекте (территории) муниципальное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла», расположенного по адресу: <...>, по оборудованию непрерывного видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории и участках объекта его уязвимых мест и критических элементов, архивированию и хранению данных в течение одного месяца, в соответствии с пунктом 30 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 № 1006; оборудованию на первом этаже муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 86 г. Орла» помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения в соответствии с пунктом 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 № 1006.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, с которым стороны могут ознакомиться 03 июля 2020 года.
Судья Е.Е. Бардина
Мотивированное решение составлено 03 июля 2020 г.