№ 12-18/2015
РЕШЕНИЕ
с. Выльгорт 30 января 2015 года
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Семенов В.С.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
с участием помощника прокурора Сыктывдинского района Республики Коми Семенова С.Ю.,
лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Огневой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главы сельского поселения «Шошка» – руководителя администрации сельского поселения «Шошка» Огневой Л.А. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 16 сентября 2014 года,
установил:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 16.09.2014 глава сельского поселения «Шошка» – руководитель администрации сельского поселения «Шошка» Огнева Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа 15000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, глава сельского поселения «Шошка» Огнева Л.А. обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указала, что действительно размещение плана-графика заказов товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования сельского поселения «Шошка» на 2014 год осуществлено с нарушением установленного срока, однако данное деяние, хотя и содержащее формально состав административного правонарушения, не представляет угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в обоснование доводов жалобы указывает о том, что в период с 01.01.2014 по 31.01.2014 закупки по муниципальным контрактам не осуществлялись.
В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Огнева Л.А., доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что постановлением №3/18 от 31.03.2014 Огнева Л.А. назначена контрактным управляющим администрации сельского поселения «Шошка» и незамедлительно произвела действия по размещению информации. Указала, что закон, на основании которого должна была быть размещена информация, вступил в силу с 01 января 2014 года, каких-либо тяжелых последствий несвоевременное размещение не повлекло. Просит прекратить дело за малозначительностью.
Прокурор Семенов С.Ю. в судебном заседании просил жалобу Огневой Л.А. оставить без удовлетворения, а постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 16.09.2014 без изменения, поскольку правонарушение имеет повышенную общественную опасность, каких-либо уважительных и объективных причин для отсутствия возможности Огневой Л.А. исполнить обязанность по размещению информации о заказах на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг. Указал, что до момента вступления закона в силу он был опубликован и исполнить его ничто не мешало.
Представитель УФАС по Республике Коми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, что подтверждается письмом № 04-06/584 от 26 января 2015 года.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, прокурора, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15000 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики размещают в единой информационной системе на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Согласно п. 2 Приказа Министерства экономического развития РФ № 544, Федерального казначейства № 18н от 20.09.2013 планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
С объективной стороны состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключается в размещении на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Судом установлено, что бюджет муниципального образования сельского поселения «Шошка» на 2014 год утвержден решением Совета сельского поселения «Шошка» от 25.12.2013 № XIV/12-65.
Таким образом, с учетом приведенных положений администрацией сельского поселения «Шошка» не позднее 24.01.2014 должен был быть опубликован на официальном сайте план-график размещения заказов на 2014 год.
Основанием привлечения руководителя администрации сельского поселения «Шошка» Огневой Л.А. к административной ответственности послужили те обстоятельства, что последняя, будучи должностным лицом заказчика – администрации сельского поселения «Шошка», исполняя свои обязанности, не выполнила в установленный законом срок обязанность по размещению на официальном сайте плана-графика размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд на 2014 год.
Обстоятельства, указанные в постановлении по делу и вина Огневой Л.А. в совершении правонарушения подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Так, из материалов дела следует, что в рамках проведенной прокуратурой Сыктывдинского района проверки исполнения администрацией сельского поселения «Шошка» законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд установлено нарушение срока размещения на официальном сайте администрации сельского поселения «Шошка» плана-графика размещения заказов на 2014 года.
По результатам обозначенной проверки заместителем прокурора Сыктывдинского района 03.09.2014 в отношении главы сельского поселения «Шошка» – руководителя администрации сельского поселения «Шошка» Огневой Л.А., как должностного лица ответственного за опубликование указанной информации, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и материалы дела переданы на рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми.
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 16.09.2014 глава сельского поселения «Шошка» – руководитель администрации сельского поселения «Шошка» Огнева Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в размещении на официальном сайте плана-графика размещения заказов товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования сельского поселения «Шошка» на 2014 год с нарушением установленного срока.
Таким образом, с учетом совокупности имеющихся в материалах административного дела доказательств, суд находит выводы руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми о том, что действия главы сельского поселения «Шошка» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанными на законе.
В силу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Как следует из материалов дела, план-график размещения заказов товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования сельского поселения «Шошка» на 2014 год размещен на официальном сайте 31.03.2014, то есть установленный срок размещения указанного документа был нарушен чуть более, чем на два месяца, что лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в судебном заседании не оспаривалось.
При этом судом установлено, что допущенное нарушение устранено до возбуждения дела об административном правонарушении. Кроме того, из материалов дела следует, что до опубликования плана-графика администрацией сельского поселения «Шошка» закупки не осуществлялись.
В судебном заседании установлено, что проведение 27.01.2014 аукциона администрацией СП «Шошка» в электронной форме для муниципальных нужд услуги по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения, по которому 12.02.2014 заключен контракт на проведение работ, не относиться к рассматриваемому правонарушению, поскольку сведения о проведении указанного аукциона были размещены 31.12.2013.
При прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, – не ставится под сомнение виновность лица в совершении административного правонарушения, а указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности, что согласуется и с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которым малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом, при оценке формальных составов правонарушений, последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание правоприменителем при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако, сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В этой связи, возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе РФ об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, действующее законодательство допускает при формальном составе административного правонарушения признание его малозначительным.
При разрешении административного дела по существу, следует так же принимать во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, о том, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного главой сельского поселения «Шошка» – руководителем администрации сельского поселения «Шошка» суд приходит к выводу о том, что оно не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.
Исходя из целей и общих принципов назначения наказания, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, суд в рассматриваемом случае полагает возможным применить статью 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, освободить главу сельского поселения «Шошка» – руководителя администрации сельского поселения «Шошка» Огневу Л.А. от административной ответственности, отменив постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 16.09.2014.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 30.5 – 30.8 Кодекса РФ об административным правонарушениях, судья
решил:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 16 сентября 2014 года, которым глава сельского поселения «Шошка» – руководитель администрации сельского поселения «Шошка» Огнева Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главы сельского поселения «Шошка» – руководителя администрации сельского поселения «Шошка» Огневой Л.А. прекратить на основании ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.С. Семенов