Дело №2-231/2022
УИД 23RS0052-01-2021-003361-54
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Тихорецк 30 марта 2022 года
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Борисовой Р.Н.,
секретаря судебного заседания Литвишко С.А.,
с участием прокурора Веселовой Ж.Ю.,
лица, в чьих интересах заявлен иск, Коновалова Н.Н., представителя ответчика ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ» МЗ КК Аветисян Г.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, специалиста Васиной Е.В.,
в отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения Краснодарского края, представителя третьего лица ГУП КК «Кубаньфармация»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Коновалова Н.Н. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тихорецкая центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края, Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечивать лекарственными препаратами,
установил:
Тихорецкий межрайонный прокурор (далее – прокурор) в интересах Коновалова Н.Н. обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тихорецкая центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края (далее – ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ»), Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечивать жизненно необходимыми лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проводилась проверка соблюдения прав граждан на льготное обеспечение лекарственными препаратами. В ходе проверки было установлено, что Коновалов Н.Н. наблюдается в ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ» МЗ КК с диагнозом: <данные изъяты>, он постоянно нуждается в обеспечении лекарственным препаратом «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом ему были выписаны льготные рецепты на получение указанного препарата. Ранее, в октябре 2020 года ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ» М3 КК в адрес министерства здравоохранения Краснодарского края была направлена заявка на обеспечение лекарственными препаратами для <данные изъяты> граждан, к которым относится Коновалов Н.Н., для обеспечения на 2021 год. ПО выданному рецепту, Коновалов Н.Н. лекарственным препаратом обеспечен не был. Коновалов Н.Н. является <данные изъяты> бессрочно, пользуется правом льготного лекарственного обеспечения. Таким образом, Коновалов Н.Н. лишен возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом от 17.06.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям. Прокурор просил в судебном порядке обязать министерство здравоохранения Краснодарского края бесперебойно бесплатно обеспечить Коновалова Н.Н., необходимым лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, на весь период лечения до отмены лекарственного препарата или изменения курса лечения.
В судебном заседании прокурор Веселова Ж.Ю. исковые требования уточнила. Она пояснила, согласно документам, представленным в судебном заседании, в настоящее время закупка и предоставление лекарственного препарата «<данные изъяты>» по льготным рецептам не осуществляется. Коновалову Н.Н. выдавался рецепт на указанный препарат, он его предоставлял в аптеку, но препарат отсутствовал в наличии, в связи с чем, рецепт не был отпущен. В настоящее время срок действия рецепта истек. При повторном приеме Коновалову Н.Н. в марте 2022г. выписаны рецепты на аналоговые препараты, отдельно на «<данные изъяты>» и на «<данные изъяты>». Просила обязать ответчиков бесперебойно бесплатно обеспечивать Коновалова Н.Н. необходимыми лекарственными препаратами, которые ему выписывают по назначению врача, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, на весь период лечения до отмены лекарственного препарата или изменения курса лечения, при предъявлении им соответствующего рецепта на льготное приобретение медицинских препаратов.
Лицо, в чьих интересах заявлен иск – Коновалов Н.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Препарат «<данные изъяты>», выписанный ему по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ, не был отпущен в аптеке. Он неоднократно предъявлял рецепт в аптеку, однако, ему говорили прийти через день или два, так как лекарство отсутствует. Он является инвалидом, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, болен <данные изъяты> и не в состоянии по здоровью дежурить круглосуточно около аптеки, чтобы бесплатно получить положенное ему по закону лекарство, которое жизненно необходимо.
Представитель ответчика ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ» МЗ КК – Аветисян Г.А., в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что Коновалов Н.Н. действительно не по своей вине не был обеспечен лекарственными средствами по рецепту, выданному ему ДД.ММ.ГГГГ на препарат «<данные изъяты>».
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, в поступившем возражении просил отказать в удовлетворении требований прокурора, рассмотреть дело в отсутствие представителя, учесть, что реестры и учет рецептурных бланков ведет уполномоченная аптечная организация. Ввиду несоблюдения порядка предъявления и учета рецептурных бланков, министерство не могло знать о выданном Коновалову Н.Н. рецептурном бланке на лекарственный препарат «<данные изъяты>».
В судебное заседание не явился представитель третьего лица ГУП КК «Кубаньфармация», о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен, в поступившем отзыве на исковое заявление указали, что ГУП КК «Кубаньфармация» выступает организацией, которой в силу контрактных обязательств с министерством здравоохранения Краснодарского края поручено бесплатно передать (отпустить) лекарственный препарат отдельным категориям граждан. Заявку на необходимые лекарственные препараты отдельным категориям граждан Краснодарского края формирует и обосновывает медицинская организация, а утверждает, закупает и оплачивает товар министерство здравоохранения Краснодарского края. Потребность в виде заявки на медицинскую продукцию формируется ответственными лицами медицинской организации муниципального образования, в данном случае ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ» МЗ КК. Заявка направляется на утверждение в министерство здравоохранения Краснодарского края для дальнейшего проведения закупки согласно требованиям Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Информация о перспективах поставки лекарственных препаратов для обеспечения рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании, филиал «Аптека №» еженедельно передает ответственному лицу в медицинскую организацию, для возможности принять решение об обеспечении пациента.
На основании положений частей 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Васина Е.В. пояснила, что она работает в ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ» МЗ КК в должности заместителя главного врача по поликлиническому разделу работы, является лечащим врачом Коновалова Н.Н. Пациент Коновалов Н.Н. длительное время состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом: <данные изъяты>. Данная категория наблюдается исключительно врачом терапевтом и только при необходимости корректируется лечение при согласовании с врачом эндокринологом. Пациенту необходим для лечения прием лекарственных препаратов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>». В июне 2021г. был выдан рецепт на комбинированную форму препарата «<данные изъяты>», где «<данные изъяты>» 500 мг., а «<данные изъяты>» 40 мг. На период выписки рецептурного бланка в аптеке имелись комбинированные формы и раздельные формы. Данный лекарственный препарат проблемный в поставке, поэтому если имелся препарат в ограниченных количествах, либо его нет в наличии, тогда рецепт выписывает на раздельные формы данного препарата. Врач по закону обязан уточнять в аптечном пункте, имеется ли в наличии данный препарат. Соответственно в медицинском учреждении в онлайн режиме перед выпиской рецепта ДД.ММ.ГГГГ было установлено наличие в аптеке данного препарата. Скорее всего, в остатке имелось небольшое количество лекарственного средства, поэтому на момент обращения пациента в аптеку, ему не досталось данного препарата, либо он обратился не в день выписки рецепта. Пациента Коновалова Н.Н. наблюдает она, характеризует его как очень исполнительного в плане лечения и приеме препаратов. ДД.ММ.ГГГГ пациент в очередной раз был на приеме и ему были оформлены новые рецептурные бланки, по которым он будет обеспечен аналоговыми препаратами, но в раздельной форме, то есть отдельно «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>».
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, опросив специалиста, исследовав дело, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан), согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).
Статьей 29 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 такой перечень утвержден, в него включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Согласно статье 70 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан, лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).
В соответствии с положениями Закона Краснодарского края от 23.12.2020 № 4381-КЗ «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», при реализации Территориальной программы госгарантий осуществляется отпуск лекарственных препаратов населению по рецептам врачей бесплатно, а также по рецептам врачей с 50-процентной скидкой в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в том числе препараты для лечения сахарного диабета (инсулины и их аналоги).
Согласно пункту 12 Приказа Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
В силу пункта 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 14 Приказа Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
В судебном заседании установлено, что Коновалову Н.Н. выставлен диагноз: <данные изъяты>. Он получает медицинскую помощь в амбулаторных условиях в ГБУЗ «Тихорецкая ЦРБ» МЗ КК, постоянно нуждается в обеспечении лекарственным препаратом «<данные изъяты>».
Коновалов Н.Н. является <данные изъяты> бессрочно, пользуется правом льготного лекарственного обеспечения.
ДД.ММ.ГГГГ Коновалову Н.Н. лечащим врачом Васиной Е.В. произведена выписка льготного рецепта серии <данные изъяты> № на приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты>». Рецепт действителен в течение 30 дней.
В отзыве на исковые требования, министерством здравоохранения Краснодарского края указано, что по информации, отраженной в отчете об обслуживании рецептов пациента, ДД.ММ.ГГГГ, рецептурный бланк на лекарственный препарат «<данные изъяты>» не предъявлялся. Ввиду несоблюдения предъявления и учета рецептурного бланка, министерство не могло знать о наличии рецепта на препарат «<данные изъяты>».
Согласно отзыву на исковое заявление, поступившему от ГУП КК «Кубаньфармация», им, в силу контрактных обязательств с министерством здравоохранения Краснодарского края, поручено бесплатно передать (отпустить) лекарственный препарат отдельным категориям граждан. Заявку на необходимые лекарственные препараты формирует и обосновывает медицинская организация, а утверждает, закупает и оплачивает товар министерство здравоохранения Краснодарского края.
Потребность в виде заявки на медицинскую продукцию формируется ответственными лицами медицинской организации муниципального образования, в данном случае ГБУЗ «Тихорецкой ЦРБ» МЗ КК. Заявка направляется на утверждение в министерство здравоохранения Краснодарского края для дальнейшего проведения закупки согласно требованиям Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденным постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 №742, министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае.
Согласно пункту 3.12 указанного постановления, к полномочиям министерства относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным ГУП КК «Кубаньфармация», льготным лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по рецепту серии <данные изъяты> №, Коновалов Н.Н. не был обеспечен, следовательно, имело место нарушение его права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям.
Доводы ответчика о несоблюдении пациентом порядка предъявления и учета рецептурного бланка, судом отклоняются, поскольку в судебном заседании Коновалов Н.Н. лично пояснил, что неоднократно приходил в аптеку, предъявлял рецепт от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> № на приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты>», однако, не был обеспечен им. При этом, рецепты на другие лекарственные средства, выписанные ему в тот же день, были исполнены аптекой.
В судебном заседании лечащий врач Васина Е.В. охарактеризовала Коновалова Н.Н. как исполнительного и добросовестного пациента в части приема назначенных ему лекарственных средств, в связи с чем, оснований не доверять ему у суда не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом Васиной Е.В. произведены выписки Коновалову Н.Н. льготных рецептов серии <данные изъяты> № и серии <данные изъяты> № на приобретение аналоговых лекарственных препаратов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>».
Прокурор просила обязать ответчиков бесплатно обеспечивать Коновалова Н.Н. необходимыми лекарственными препаратами, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, на весь период лечения до отмены или изменения курса лечения, при предъявлении им соответствующего рецепта на льготное приобретение медицинских препаратов.
Не обеспечение Коновалова Н.Н. лекарственными препаратами ведет к нарушению его конституционных прав на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, с учетом их уточнения.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░