2-5820/2018
Решение
именем Российской Федерации
02 октября 2018 года г.Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Филатова И.А.
при секретаре Голимбиевской Н.А.
с участием представителя истца Кисляк М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимофеенко П.В. к Департаменту по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и права общей долевой собственности на квартиру,
установил:
Тимофеенко П.В. обратился в суд с иском к Департаменту по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и права общей долевой собственности на квартиру.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Тимофеенко П.В. был выдан ордер № на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на состав семьи из двух человек – Тимофеенко П.В. и ФИО6 (мать истца). Также был заключен договор социального найма жилого помещения в муниципальном жилом фонде <адрес> №. Указанное жилое помещение было предоставлено Тимофеенко П.В. в связи с его работой в УВД России по <адрес>, ХМАО, где Тимофеенко П.В. проработал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, более 10 лет. В данный период времени в спорном жилом помещении зарегистрирован Тимофеенко П.В. и его несовершеннолетняя дочь – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорное жилое помещение. Из ответа Управления учета и распределения жилья Администрации <адрес> следует, что <адрес> относится к федеральной собственности ХМАО. На основании Постановления Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении статуса квартир», вышеуказанная квартира имеет статус служебной. ДД.ММ.ГГГГ истцом было направлено обращение в Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры с просьбой о заключении договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение. Однако, истцу было отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании ст. 6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ, ст. 10 Закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО-Югре», п. 12 Порядка ведения учета граждан, принятых (вставших» на учет до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа, жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет, на основании документов, предоставленных Управлением делами губернатора автономного округа. Но, согласно справке, выданной Администрацией <адрес>, Тимофеенко П.В. состоял на момент обращения и состоит по настоящее время на учете граждан, нуждающихся в улучшении жизненных условий, в Администрации <адрес> по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ, основания для признания нуждающимся в жилье – ст. 9 п. 2 е Закона ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О порядке и условиях предоставления жилища в ХМАО». Категория Ветеран боевых действий. С Тимофеенко П.В. был заключен договор № социального найма жилого помещения в муниципальном жилом фонде <адрес>, на его имя открыт лицевой счет, поквартирная карточка, карточка прописки на указанное жилое помещение, начисляются коммунальные платежи. Спорная квартира являлась и является единственным местом жительств. ДД.ММ.ГГГГ МВД России УВД ХМАО-Югры подало ходатайство на имя директора Департамента государственной собственности ХМАО в котором просило исключить <адрес> из служебного жилищного фонда, для ее последующей передачи сотруднику УМВД по ХМАО-Югре Тимофеенко П.В. В ДД.ММ.ГГГГ году направлено обращение в МВД России УВД ХМАО-Югры с просьбой подать ходатайство на имя директора Департамента государственной собственности ХМАО ФИО8 с просьбой исключить спорное жилое помещение из служебного жилищного фонда, для ее последующей передачи сотруднику УМВД ХМАО-Югры Тимофеенко П.В. ДД.ММ.ГГГГ МВД России УВД ХМАО-Югры подало ходатайство на имя Руководителя Губернатора, заместителю Губернатора по ХМАО-Югре ФИО9, в котором просило исключить спорное жилое помещение из служебного жилищного фонда, для ее последующей передачи сотруднику УМВД по ХМАо-Югре Тимофеенко П.В. Ответчиком отказано в снятии статуса служебного помещения, соответственно и в заключении договора социального найма и в приватизации квартиры. Истец считает данный отказ незаконным. Согласно Закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО-Югре», п. 1 Право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджет в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют следующие категории граждан, до ДД.ММ.ГГГГ принятых органами местного самоуправления на территории Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, а также члены семей указанных граждан, проживающих с ними. Граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы. Граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, независимо от даты увольнения с военной службы. Тимофеенко П.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Администрации <адрес> по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Основание для признания нуждающимся в жилье – ст. 9 п. 2 е Закона ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О порядке и условиях предоставления жилища в ХМАО». Категория – Ветеран боевых действий. Уволен со службы в органах внутренних дел РФ по п. 3 ст. 19 Закона РФ «О милиции», п. З» ст. 58 «Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). Стаж службы Тимофеенко П.В. в ВС и ОВД РФ составляет в календарном исчислении 14 лет 01 месяц 06 дней. Истец Тимофеенко П.В. просит признать незаконным отказ Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры в заключении с истцом договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; признать за Тимофеенко П.В. право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма; признать право общей долевой собственности на спорное жилое помещение в равных долях за Тимофеенко П.В. и ФИО7 в порядке приватизации в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда РФ».
В судебное заседание истец Тимофеенко П.В. не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
В судебном заседании представитель истца Кисляк М.В. поддержала исковые требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представлен отзыв, из которого следует, что истцом выбран способ защиты прав не предусмотренный законом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Тимофеенко П.В. был выдан ордер № на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на состав семьи из двух человек – Тимофеенко П.В. и ФИО6 (мать истца).
Также в августе ДД.ММ.ГГГГ года между МУ «Дирекция единого заказчика Западного жилого района» и Тимофеенко П.В. был заключен договор социального найма жилого помещения в муниципальном жилом фонде <адрес> №.
Указанное жилое помещение было предоставлено Тимофеенко П.В. в связи с его работой в УВД России по <адрес>, ХМАО, где Тимофеенко П.В. проработал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки ООО УК ДЕЗ ЦЖР от ДД.ММ.ГГГГ в спорном жилом помещении зарегистрирован Тимофеенко П.В. и его дочь – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из справки Управления учета и распределения жилья Администрации <адрес> следует, что Тимофеенко П.В. действительно состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Администрации <адрес> по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Решение комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ. Основание для признания нуждающимся в жилье – ст.9 п. 2е Закона Ханты – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О порядке и условиях предоставления жилища в <адрес>». Учетный номер – №. Состав семьи на момент постановки на учет – 3. Тимофеенко П.В. имеет право на получение государственной поддержки в обеспечении жильем в виде субсидии на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законном от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. 7.2 Закона Ханты – <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты – <адрес> – Югре». Тимофеенко П.В. имеет право на участие в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О программе <адрес> – Югры «Улучшение жилищных условий населения <адрес> – Югры» на 2005 – 2015 годы» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год Тимофеенко П.В. состоит в списке очередности на улучшение жилищных условий под №.
Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, Ханты- Мансийский автономный округ - Югра, <адрес> является субъект Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Постановлению Губернатора <адрес> - Югра от ДД.ММ.ГГГГ № «О Департаменте по управлению государственным имуществом <адрес> - Югры» Департамент по управлению государственным имуществом <адрес> - Югры (далее - Депимущества Югры) является исполнительным органом государственной власти <адрес> - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сферах управления государственным имуществом, земельных и кадастровых отношений.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденное решением органа местного самоуправления.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Таким образом, учитывая приведенные выше нормы права признаком служебного жилого помещения (до ДД.ММ.ГГГГ) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Спорное жилое помещение включено в число служебных Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении статуса квартир», что также подтверждается ответом на запрос Администрации города Управления учета и распределения жилья от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность, либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу, служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
В своем исковом заявлении истец просит признать отказ ответчика в заключении с истцом договора социального найма на спорное жилое помещение, а именно снять статус служебного помещения с <адрес>, признать право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, а также признать право общей долевой собственности на указанное жилое помещение.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, выбор которых предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой. Положениями статьи 11 Жилищного кодекса РФ предусмотрены способы защиты прав участников жилищных правоотношений.
Поскольку защита прав может происходить лишь с использованием установленных законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения, требования истца о снятие статуса служебного жилого помещения, признания права пользования квартирой № <адрес> на условиях социального найма, не подлежат удовлетворению, так как указанные способы защиты прав не предусмотрены законом.
В свою очередь, требование о признании права собственности на спорное жилое помещение, как производное от вышеуказанных требований также не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Тимофеенко П.В.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Тимофеенко П.В. в удовлетворении исковых требований к Департаменту по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и права общей долевой собственности на квартиру, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд.
Судья подпись Филатов И.А.
КОПИЯ ВЕРНА «____» ____________20___г.
Подлинный документ находится в деле №___________
СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ
Судья Сургутского городского суда
___________________________И.А. Филатов
Судебный акт не вступил в законную силу
«___»_______________20____
Секретарь с/заседания____________________