РЕШЕНИЕ
именем Российской ФедерацииУхтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Курлаповой Н.В.,
при секретаре Постельной Е.А.,
с участием прокурора Самченко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 21 января 2016 года гражданское дело по заявлению Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда,
установил:
Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Ухтинский городской суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее по тексту ФКУ ИК - 24 УФСИН России по РК) о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда 5 рабочих мест в установленном порядке в срок до <...> г.. В обоснование требований указывая, что Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в соответствии с приказом Генерального прокурора № .... от <...> г. «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» проведена проверка ФКУ ИК – 24 УФСИН России по РК. В ходе проведенной проверки установлено, что на 5 рабочих местах осужденных, трудоустроенных на должностях хозяйственной обслуги, не проведена специальная оценка условий труда, что является нарушением требований ст. 212 ТК РФ, Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. « О специальной оценке условий труда». Данное бездействие ответчика нарушает права трудоустроенных осужденных на безопасные условия труда. В связи с чем прокурором заявлены вышеуказанные требования.
В судебном заседании помощник прокурора Самченко С.В. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Анисимова А.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Частью 1 ст. 104 УИК РФ предусмотрено, что продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", введенного в действие с 01 января 2014 года, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
На основании ч.1. ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что в ФКУ ИК - 24 УФСИН России по РК не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест осужденных, трудоустроенных на должностях хозяйственной обслуги .
Неисполнение ответчиком вышеуказанных требований нормативных правовых актов нарушает права трудоустроенных осужденных на безопасные условия труда, а так же на получение гарантий, предусмотренных в связи с работой во вредных (опасных) условиях труда.
С учетом изложенного заявленные исковые требования Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о возложении на ответчика обязанности по проведению специальной оценки условий труда подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Комиудовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Комив срок до <...> г. провести в установленном порядке специальную оценку условий труда 5 рабочих мест.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с 27 января 2016 года.
Судья Н.В. Курлапова