Дело № 2- 73/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ростов-на-Дону 22 апреля 2013 года
Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Котельниковой Л.П.
При секретаре Оболонской Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Егорова Б.В. к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Администрации г.Ростова-на-Дону, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Ростовской области, третьи лица Управление федерального Казначейства по Ростовской области, МКУ УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону об обязании возместить стоимость незаконно изъятого жилого дома, морального вреда, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Егоров Б.В. обратился в суд с иском к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Администрации г.Ростова-на-Дону, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Ростовской области, третьи лица Управление федерального Казначейства по Ростовской области, МКУ УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону об обязании возместить стоимости незаконно изъятого жилого дома, имущества в размере 22225000 ( двадцать два миллиона двести двадцать пять тысяч) рублей, морального вреда в размере 2000000 ( два миллиона) рублей, взыскании судебных расходов ( с учетом уточнений к иску). Исковые требования мотивированы следующим образом. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец истца Егорова Б.В., был раскулачен ДД.ММ.ГГГГ решением Президиума Н.- Гниловского сельсовета, и у него было изъято имущество: дом, флигель, сарай на земельном участке 44451 м.кв., лошадь, корова, сельскохозяйственный инвентарь, домашняя утварь, мебель и другое имущество. Данный факт был установлен Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 был реабилитирован ДД.ММ.ГГГГ, о чем МВД РФ УВД по Ростовской области была выдана Справка.Согласно Справки № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципального предприятия технической инвентаризации домовладение <адрес> первоначально принадлежало на основании удостоверения Нижне-Гниловкого рабоче-поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ гражданину ФИО4. После его смерти домовладение перечислено на имя наследников за ними домовладение числится и в настоящее время. Первую инвентаризацию домовладение прошло ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ, пройдя изнурительную процедуру реабилитации, сбора доказательств и справок, Егоров Б.В. обратился в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Железнодорожного района для возврата утраченного имущества семьи Егоровых, в частности усадьбы со строениями, представляющей собой дом с кухней по адресу: <адрес>, Флигель с сараем под одной крышей по <адрес>.Комиссией было вынесено решение отказать Егорову Б.В. в компенсации стоимости изъятого имущества, что причинило большие нравственные страдания, стало причиной болезни заявителя. Данный отказ незаконный и необоснованный.Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 926 "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, в случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях.Возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось.Возмещение стоимости имущества производится в случаях, когда имущество сохранилось, но оно не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитированное лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а также в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и количестве, на основании которых возможна оценка имущества.Стоимость конфискованного имущества определяется комиссией (с привлечением при необходимости специалистов) на основании полученных материалов и документов в следующем порядке - сохранившиеся жилые дома и постройки оцениваются на основании имеющихся данных инвентаризации, не сохранившиеся - применительно к инвентаризационной оценке аналогичных строений, на момент вынесения заключения комиссии о возмещении стоимости этого имущества. Произведенная Администрацией Железнодорожного района оценка объекта недвижимости в 8349 рублей, не соответствует действительности. Истцом был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Северокавказским центром экспертиз и исследований» по производству оценочного исследования по определению рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ В результате проведенного эксперт ФИО19 сделал вывод, что рыночная стоимость домовладения составляет 22 225 000 рублей (двадцать два миллиона двести двадцать пять тысяч рублей).На протяжении долгих лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, Егоров Б.В. пытается установить справедливость, восстановить свои нарушенные права, вернуть незаконно изъятое у его отца имущество. Истец обращался в различные инстанции, самостоятельно собрал многочисленные документы, касающиеся дела. Но множественные обращения к Главе Администрации Железнодорожного района, в комиссию по защите прав реабилитированных так и не дали результата. Истец получал и продолжает получать отказы по различным основаниям, что причиняет ему нравственные страдания. Многолетние хождения по инстанциям, судебные тяжбы основательно подорвали его жизненные силы, пошатнули здоровье. Он вынужден обращаться в медицинские учреждения, проходить стационарное лечение.
Оставшись в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признанного подвергшимся политической репрессии и реабилитированного, Егоров Б.В., терпел лишения, переживания, мытарства, испытывал нравственные и физические страдания. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных нравственных или физических страдании, степени вины причинителя вреда, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требовании разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума ВС РФотДД.ММ.ГГГГ).Причиненный моральный вред истец оценивает в размере 2000 000 (два миллиона) рублей.Согласно ст. 333.36 НК РФ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий освобождаются от уплаты госпошлины (справка о реабилитации на Егорова Б.В. № от ДД.ММ.ГГГГ).Для составления данного искового заявления и представления его интересов в суде истцу пришлось воспользоваться услугами адвокатов, в связи с чем истец понес судебные расходы.
Истец Егоров Б.В. и его представители Костыгина Е.В. и Гуда Ю.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме и просили удовлетворить.
Представитель Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону по доверенности Попова Н.Н., представитель Администрации г.Ростова-на-Дону по доверенности Потокина М.В., представитель Министерства финансов РФ по доверенности Коновалова А.С., представитель Министерства финансов Ростовской области по доверенности Лиманский М.А. в судебное заседание явились, просили в удовлетворении иска отказать, поддержав свою позицию в ранее представленных в суд отзывах на исковое заявление.
Третьи лица Управление федерального Казначейства по Ростовской области, МКУ УСЗН Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, направили в суд ходатайства и заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие. В отношении третьих лиц дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, заслушав доводы истца, его представителей, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные в суд доказательства, установил следующее.
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является отцом истца Егорова Б.В., что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о рождении ( лист дела 150, том 1), был раскулачен ДД.ММ.ГГГГ решением Президиума Н.- Гниловского сельсовета, и у него было изъято имущество: дом, флигель, сарай на земельном участке 44451 м.кв., лошадь, корова, сельскохозяйственный инвентарь, домашняя утварь, мебель и другое имущество.
Данный факт был установлен вступившим в законную силу Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 был реабилитирован ДД.ММ.ГГГГ, о чем МВД РФ УВД по Ростовской области была выдана Справка ( лист дела 142, том 1).
Истец в соответствии со ст. 1142 ГК РФ является наследником первой очереди, которому и должна быть произведена выплата денежной компенсации. Супруга ФИО3 умерла. Сведения о других наследниках суду не представлены.
Согласно Справки № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципального предприятия технической инвентаризации домовладение № по <адрес> первоначально принадлежало на основании удостоверения Нижне-Гниловкого рабоче-поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ гражданину ФИО4. После его смерти домовладение перечислено на имя наследников за ними домовладение числится и в настоящее время. Первую инвентаризацию домовладение прошло ДД.ММ.ГГГГ ( лист дела 6, том 1).
Согласно ст. 12 указанного Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ, реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При этом от имени Российской Федерации в силу ст. 125, 1071 ГК РФ своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти (финансовые органы).
В соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от ДД.ММ.ГГГГ, пройдя длительную процедуру реабилитации, сбора доказательств и справок, Егоров Б.В. обратился в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Железнодорожного района для возврата утраченного имущества семьи Егоровых, в частности усадьбы со строениями, представляющей собой дом с кухней по адресу: <адрес>, Флигель с сараем под одной крышей по <адрес>.Комиссией было вынесено решение отказать Егорову Б.В. в компенсации стоимости изъятого имущества, что причинило большие нравственные страдания, стало причиной болезни заявителя. Данный отказ незаконный и необоснованный.Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 926 "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, в случае смерти реабилитированного лица возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону первой очереди в равных долях. Возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось.
Возмещение стоимости имущества производится в случаях, когда имущество сохранилось, но оно не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитированное лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а также в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и количестве, на основании которых возможна оценка имущества. Стоимость конфискованного имущества определяется комиссией (с привлечением при необходимости специалистов) на основании полученных материалов и документов в следующем порядке - сохранившиеся жилые дома и постройки оцениваются на основании имеющихся данных инвентаризации, не сохранившиеся - применительно к инвентаризационной оценке аналогичных строений, на момент вынесения заключения комиссии о возмещении стоимости этого имущества.
В соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону» возмещать стоимость незаконно изъятого имущества не входит в полномочия администрации района.
В рамках выделенных полномочий (п. 6 раздела 3 Приложения 2 к решению Ростовской-на-Дону городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ) и в соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «О городской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий», администрация Железнодорожного района образовала комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Железнодорожного района (Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ). На этом полномочия администрации района, в отношении данного вопроса, заканчиваются.
В соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № «О городской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий», в функции городской комиссии г. Ростова-на-Дону по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий входит:
- на основании собранных и представленных районной комиссией документов и материалов Комиссия готовит заключение о возврате этого имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.
В соответствии со ст. 16.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, решения о возврате имущества, возмещения его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий».
Согласно ст. 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплате денежной компенсации», решение и заключение указанных органов, передается финансовому органу для выплаты установленной суммы возмещения причиненного ущерба. Финансовый орган в месячный срок со дня получения решения органа исполнительной власти производит соответствующие денежные выплаты с учетом расходов по их пересылке. Возмещение стоимости имущества, производится за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество», расходные обязательства Российской Федерации по выплате денежных компенсаций, включая расходы на их доставку, исполняются за счет межбюджетных трансфертов, утвержденных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период Министерству финансов Российской Федерации по подразделу «Социальное обеспечение населения» раздела «Социальная политика» классификация расходов бюджета.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Министерство финансов РФ информацию о потребности в межбюджетных трансфертах для выплаты денежных компенсаций.
При поступлении информации в Министерство финансов РФ о потребности в межбюджетных трансфертах для выплаты денежных компенсаций перечисление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов для выплаты денежных компенсаций осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 10 дней по истечении отчетного периода(квартала, года), представляют в Министерство финансов Российской Федерации отчет о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации по выплате денежных компенсаций, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.
Ответственность за достоверность представленной информации о потребности в межбюджетных трансфертах для выплаты денежной компенсации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью четырнадцатой статьи 161 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» финансирование расходных обязательств по выплате денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество».
Согласно пункту 5 данных Правил при поступлении информации уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о потребности в межбюджетных трансфертах для выплаты денежных компенсаций перечисление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов для выплаты денежных компенсаций осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Судом не может быть принят во внимание и довод об отсутствии оснований для признания Министерства финансов РФ ответчиком по делу. Кроме того, суд считает, что только с Министерства финансов России является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Однако, истец возражал против исключения иных соответчиков по делу, считая их также надлежащими ответчиками.
Так, Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке расходования средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на выплату денежных компенсаций реабилитированным лицам» утверждено Положение о расходовании средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на выплату денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество
В соответствии с пунктами 2, 3 указанного Положения министерство финансов Ростовской области представляет в Управление Федерального казначейства по Ростовской области расходные уведомления для доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов министерству труда и социального развития Ростовской области, которое на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов средств, поступающих из федерального бюджета, производит перечисление денежных средств на выплату денежных компенсаций.
Таким образом, выплата денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество является расходным обязательством Российской Федерации и подлежит взысканию за счет средств федерального бюджета. Министерство финансов Ростовской области, действующее на основании Положения о министерстве финансов Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, является органом исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики и координирующим в этой сфере деятельность органов исполнительной власти Ростовской области и исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, основной задачей которого является организация исполнения областного бюджета.
Вопросы осуществления выплат денежных компенсаций реабилитированным лицам в ведение министерства финансов Ростовской области не относятся.
В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изм. и доп.),Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», Егоров Б.В., имеет право на возмещение стоимости конфискованного имущества, включая жилые дома, в размере, не превышающем 10 000 рублей.
Согласно Заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Железнодорожного района от ДД.ММ.ГГГГ ( листы дела 12-13, том 1) Администрацией Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от № от ДД.ММ.ГГГГ была произведена оценка объекта недвижимости истца в сумме 8349 рублей.
Истец с указанной суммой компенсации не согласился, считая ее незначительной, и им был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Северокавказским центром экспертиз и исследований» по производству оценочного исследования по определению рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ В результате проведенного исследования в Заключении о результатах исследования Северокавказского центра экспертиз и исследований от ДД.ММ.ГГГГ № эксперт ФИО19 сделал вывод, что рыночная стоимость домовладения составляет 22 225 000 рублей (двадцать два миллиона двести двадцать пять тысяч рублей).
Указанную в Заключении о результатах исследования Северокавказского центра экспертиз и исследований от ДД.ММ.ГГГГ № денежную сумму компенсации суд считает не подлежащей взысканию ввиду следующего:
1)В заключении о результатах исследования Северокавказского центра экспертиз и исследований от ДД.ММ.ГГГГ № указано что исследовалась стоимость следующего объекта недвижимого имущества: домовладения по адресу: <адрес>, по данным технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Эксперту же ставится вопрос определить рыночную стоимость домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно представленному техническому паспорту, на дату ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, эксперту для исследования поступил один объект, а вопрос, поставленный перед экспертом не относился к данному объекту исследования.
2) В соответствии с частью 2 статьи 16.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изм. и доп.) земля не подлежит возврату, возмещению или компенсации. В заключении о результатах исследования Северокавказского центра экспертиз и исследований от ДД.ММ.ГГГГ № содержится только оценка рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 4655,19 кв.м. (раздел 4.1, стр. 5 экспертизы). Оценка строений, представляющих собой дом с кухней по адресу: <адрес>, флигель с сараем под одной крышей по <адрес> - утраченное имущество Егорова Б.В., указанное им в своем исковом заявлении, в результатах экспертизы не отражена, что также подтвердил в судебном заседании опрошенный специалист ФИО19
3) По вопросу незначительности сумма компенсации, определенной администрацией района, необходимо отметить следующее.
Так, согласно Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 574-О-О"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО7 на нарушение ее конституционных прав положением статьи 16.1а Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О реабилитации жертв политических репрессий" и статьей 9 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "О реабилитации репрессированных народов" Конституционный Суд РФ указал на то, что согласно Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52); каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Как отметил Конституционный суд РФ, Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", действующий в настоящее время в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, целью которого как следует из его преамбулы, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, направлен на реализацию приведенных конституционных положений в отношении лиц, пострадавших от необоснованных репрессий. Принимая данный Закон, федеральный законодатель исходил из признания того, что за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам и что Россия как демократическое правовое государство осуждает многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости.Таким образом, Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", которым Российская Федерация как демократическое и правовое государство признает действия тоталитарного режима антизаконными, представляет собой, по существу, публично-правовое обязательство, направленное на компенсацию в имущественной сфере ущерба, причиненного пострадавшей категории граждан, и, следовательно, на защиту права, гарантированного им статьей 53 Конституции Российской Федерации, а потому предполагает также использование механизмов, сходных с гражданско-правовыми обязательствами вследствие причинения вреда (глава 59 ГК Российской Федерации). Вместе с тем как специальный нормативный правовой акт данный Закон по своему действию во времени, пространстве и по кругу лиц существенно отличается от общего гражданско-правового регулирования и предполагает ряд упрощенных процедур восстановления прав реабилитированных лиц, получения ими определенных льгот и компенсаций, возврата им необоснованно изъятого имущества или возмещения его стоимости, а также получения компенсации за имущество в тех случаях, когда его стоимость не может быть установлена и не могут быть применены общие нормы гражданского законодательства. Принимая на себя публично-правовое обязательство обеспечить жертвам политических репрессий посильную компенсацию материального ущерба, федеральный законодатель исходил из социально-экономического положения государства на момент вступления Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в силу. Между тем размер этой компенсации, установленный частью шестой статьи 16.1 названного Закона, не пересматривался с ДД.ММ.ГГГГ, когда вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", которым в данную норму были внесены изменения и определено, что при невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома.
При таких обстоятельствах Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание в рамках предоставленных им Конституцией Российской Федерации полномочий должны - исходя из финансовых возможностей государства, с учетом уровня инфляции, других социально-экономических факторов - определить, какой размер возмещения материального ущерба лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", может считаться посильной в настоящее время компенсацией материального ущерба, с тем чтобы возмещение им вреда осуществлялось в наиболее полном объеме и чтобы достижение провозглашенной названным Законом цели не ставилось под сомнение.
Довод Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону о пропуске истцом срока для обращения в суд за защитой своих суд признает неубедительным.
Так, статьей 16.1 ФЗ N 1761-1 от ДД.ММ.ГГГГ закреплено, что заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации. Истец
Из материалов дела фактически не следует, когда истцом была получена Справка о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ № ( лист дела 8, том 1), хотя из материалов дела следует, что еще и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону с заявлением о выплате компенсации и возврате ему недвижимого имущества, изъятого у его отца в связи с политическими репрессиями, в связи с чем истцу был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ №( листы дела 9-10, том 1).
Кроме того, истцом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности ( лист дела 210, том 1), мотивированное тем, что он является достаточно пожилым человеком, постоянно болеет, находится в медицинских учреждениях, что подтверждается представленными в материалы дела копиями медицинской документации, он на протяжении многих лет вынужден был собирать документацию, касающуюся его отца, ходить по различным, в том числе, и судебным инстанциям.
В соответствии с положениями ст. 13 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе. При этом, Конвенция закрепляет за каждым право на разбирательство дела судом.
Истец является достаточно пожилым человеком, что само по себе свидетельствует о наличии у него заболеваний, в значительной степени ограничивающих его жизнедеятельность. Доказательств, свидетельствующих о более раннем получении документа о реабилитации, суду не представлено.
Истцом также заявлены требования о взыскании морального вреда в размере 2000000 рублей.
От имени Российской Федерации в силу ст. 125, 1071 ГК РФ своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти (финансовые органы).
Руководствуясь статьями 151 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2 и 3.1 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", статьями 12 и 18 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" суд исходит из того, что истец имеет право на льготы и меры социальной поддержки, установленные законодательством, которое не предусматривает возмещение ущерба в ином виде. Положения о взыскании компенсации морального вреда не распространяются на возникшие правоотношения, так как вред истцу причинен до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52); каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
Российская Федерация, как демократическое и правовое государство, признав антизаконными действия тоталитарного режима по факту репрессий в годы советской власти народов, которые подвергались геноциду и клеветническим нападкам, стремясь к восстановлению исторической справедливости, провозгласила отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов, и ДД.ММ.ГГГГ приняла Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". Данным Законом государство предусмотрело территориальную, политическую, социальную, культурную реабилитацию репрессированных народов, а также возмещение ущерба, причиненного репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий (преамбула и статьи 1, 6 - 11 Закона).
ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон РФ), целью которого, как было указано в абзаце 3 преамбулы (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из преамбулы Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О реабилитации жертв политических репрессий" исключено положение о компенсации морального ущерба (п. 1 ст. 6).
Проверяя конституционность указанных нормативно-правовых положений, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой истолкование норм закона как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствовало бы статьям 52 и 53 Конституции Российской Федерации.
Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда.
Такое регулирование, предполагающее возмещение, в том числе неимущественного вреда, само по себе нельзя рассматривать как нарушение прав, вытекающих из статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации.
Указанный Закон РФ, исходя из цели обеспечения жертв политических репрессий посильной в настоящее время компенсацией материального и морального ущерба (преамбула) и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту этой категории граждан. По своей правовой природе данные виды государственной социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характер, установление порядка предоставления которых законодателем возложено на Правительство Российской Федерации (статья 17). Право на такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение правовых оснований их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, входит в компетенцию законодателя.
Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.
Следовательно, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая моральный вред.
Приведенная правовая позиция изложена в ряде сохраняющих свою силу определений Конституционного Суда Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ N 282-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 246-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 527-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 397-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 383-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 620-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1627-О-О и др.).
Таким образом, федеральным законодателем в соответствии с требованиями статей 71 (пункт "в") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации были установлены порядок и последствия реабилитации, определены формы, способы восстановления прав жертв политических репрессий, способы, формы и размеры возмещения государством вреда реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в целях компенсации как материального, так и морального ущерба, общие принципы предоставления им мер социальной поддержки, а также гарантируемый минимальный (базовый) уровень такой поддержки.
В силу приведенных правовых позиций исключение с ДД.ММ.ГГГГ из преамбулы Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" положения о компенсации морального ущерба не может рассматриваться как имеющее целью ущемление конституционных прав репрессированных и допускающее отказ государства от государственной поддержки данной категории граждан, поскольку само по себе не исключает обязательств государства по защите законных интересов реабилитированных лиц.
С учетом изложенного суд считает, что признание государством необоснованности и антизаконности указанных политических репрессий, принятие Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а также предоставление реабилитированным лицам соответствующих льгот в целях создания благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности являются формами возмещения вреда, причиненного реабилитированным лицам, включающего возмещение морального вреда.
Что касается денежной компенсации морального вреда, то указанными законами она не была предусмотрена, что согласуется с правом государства, исходя из финансовых возможностей, других социально-экономических факторов, определять виды выплат пострадавшим, которые следует рассматривать как посильную компенсацию причиненного ущерба, с тем, чтобы ее размер соответствовал уже признанному государством объему возмещаемого им вреда.
Кроме того, ответственность за причинение морального вреда впервые была установлена Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступившими в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из материалов дела, вред истцу, а соответственно, и нравственные и физические страдания были причинены до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусмотревших такой вид ответственности.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 7-О, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.
Согласно части 1 статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. К имуществу по смыслу статьи 1 Протокола N 1 Европейский Суда по правам человека (далее Европейский Суд) относит как наличное (реально существующее) имущество, так и имущество, получения которого мог "законно ожидать" заявитель.
Между тем, как указано выше, право истца на денежную компенсацию морального вреда не возникло, ущемление прав истца на имущество, которое он мог законно ожидать, не имело место, а потому оснований считать, что нарушены его не имущественные права не имеется.
Указанные выводы соответствуют Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека.
Основания возникновения обязанности по компенсации морального вреда и способы его компенсации определены ст. 151 ГК РФ, которая вступила в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Регулирование обязательств, вследствие причинения вреда установлено главой 59 ГК РФ. Детальное регулирование компенсации морального вреда предусмотрено статьями 1099, 1100, 1101 ГК РФ, введенными в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Частью 1 ст. 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения ею в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные и физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы.
Порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации определены Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Целью данного Закона, согласно его преамбуле, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба.
Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и принятыми во исполнение данного Закона постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, определены конкретные меры социальной поддержки реабилитированных лиц. Вышеуказанными законодательными актами определены круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия, в том числе, компенсации имущественного и неимущественного вреда, различные меры социальной поддержки. Данные компенсации и меры социальной поддержки обеспечиваются Российской Федерацией и ее субъектами, путем выделения бюджетных средств, законодательно закрепленных в соответствующих законах о бюджете.
Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 383-0-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" указал, что Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм материального и морального вреда. Такое регулирование, предполагающее возмещение, в том числе и неимущественного вреда, само по себе нельзя рассматривать как нарушение прав, вытекающих из статей 52 и 53 Конституции РФ.
При этом суд исходит из того, что компенсация морального вреда, причиненного в результате политических репрессий, Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и другими законодательными актами специально не предусмотрена, нравственные страдания причинены истцу до введения в законодательство Российской Федерации института компенсации морального вреда.
Выбор механизмов, порядка и условий восстановления нарушенных имущественных и неимущественных прав является прерогативой государства, порядок и условия реабилитации жертв политических репрессий в Российской Федерации определены в Законе РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и принятыми во исполнение данного Закона постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ, установившими конкретные меры социальной поддержки реабилитированных лиц, а нормативными актами, регулирующими вопрос реабилитации жертв политических репрессий, выплата компенсации морального вреда не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению и с Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца за счет средств казны Российской Федерации подлежит взысканию компенсация за изъятое утраченное имущество в виде домовладения по <адрес> в размере 8349 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Представителем истца заявлено требование о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 25000 рублей в пользу истца и судебных расходов. В судебном заседании представитель истца представил квитанцию к приходному кассовому ордеру об оплате истцом услуг представителя на общую сумму 25 000 рублей.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Исходя из того, что представители истца Костыгина Е.В. и Гуда Ю.В. принимали участие практически во всех судебных заседаниях по данному делу, а также в подготовке иска, уточнений к иску, представляли суду документы и доказательства, занимали активную позицию по делу, решение суда состоялось частично в пользу истца, учитывая длительность судебного разбирательства по делу, множественность участников процесса, суд приходит к выводу об частичном удовлетворении ходатайства, сумму заявленных расходов на оплату услуг представителя считает разумной в размере 10000 рублей, и подлежащей взысканию с ответчика - Министерства финансов Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст.96,98,100,103, 194- 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Егорова Б.В. компенсацию за изъятое утраченное имущество в виде домовладения по <адрес> в размере 8349 ( восемь тысяч триста сорок девять) рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 ( десяти тысяч) рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной, мотивированной форме.
Судья Л.П. Котельникова
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2013 года