№ 2-358(1)/2020
64RS0028-01-2020-000446-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2020 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Викторовой И.В.
при секретаре Соловьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гордеевой Татьяны Владимировны к крестьянскому (фермерскому) хозяйству Трубалко Владимира Алексеевича, Трубалко Галине Михайловне о прекращении обременения в виде субаренды,
установил:
Гордеева Т.В. обратилась в суд с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству Трубалко В.А. (далее КФХ Трубалко В.А.), Трубалко Г.М., в котором просила признать прекращенным в связи с окончанием срока действия договор субаренды земельного участка с кадастровым номером <Номер> от 2 сентября 2014 года, заключенный между Гордеевым Н.В. (арендодатель) и КФХ Трубалко В.А. (арендатор), прекратить обременение в виде субаренды в отношении земельного участка для сельскохозяйственного производства площадью 4000000 кв.м, находящийся <Адрес> <Адрес>, кадастровый <Номер>, зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости 2 августа 2017 года, номер государственной регистрации <Номер> на 5 лет с 9 октября 2014 г. в пользу Трубалко В.А. Требование мотивировано тем, что на основании договора аренды земельного участка от 27 января 2014 г. Гордееву Н.В. принадлежало право аренды земельного участка с кадастровым номером <Номер> сроком на 49 лет. После смерти ФИО8 его права и обязанности в отношении указанного земельного участка перешли к истцу в порядке наследования по закону. Субарендатор ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, его наследником по закону является супруга Трубалко Г.М. До окончания срока действия договора субаренды истцом в адрес ответчиков 16 июля 2019 г. направлялось уведомление об отсутствии намерения продлевать договор субаренды земельного участка. Указывая, что в настоящее время срок действия договора субаренды от 2 сентября 2014 г. истек, соглашение о продлении срока действия договора не заключалось, истцом заявлены указанные требования.
В судебное заседание истец Гордеева Т.В., ее представитель Леликов А.А. не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчики крестьянское (фермерское) хозяйство Трубалко В.А., Трубалко Г.М. о времени и месте судебного заседания извещены, в суд не явились, Трубалко Г.М. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила заявление о признании иска.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещено, представитель в суд не явился.
Учитывая положения чч. 3, 4, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 1, 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Пунктом 2 ст. 615 ГК РФ предусмотрено, что арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено настоящим Кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.
К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 617 ГК РФ в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.
Как следует из материалов дела, по договору аренды земельных участков от 27 января 2014 г. участники общей долевой собственности Носова Т.В., Носов С.А., Носова Т.А., Носова И.А., Клюева Г.Р., Клюев Б.В., Аубекиров М.К., Аубекирова А.З., Разинкин С.М., Разинкина Л.П., Телегенов С., Телегенова Р.Н., Илекпаев И., Иликпаев С.И., Житваев С., Житваева Б.И. (арендодатели) передали во временное владение и пользование на условиях аренды Гордееву Н.В. (арендатор) земельный участок для сельскохозяйственного производства площадью 4000000 кв.м, <Адрес>, кадастровый номер <Номер>. Договор заключен сроком на 49 лет. Право аренды зарегистрировано в ЕГРН 18.02.2014 (л.д. 8-12).
В соответствии с п. 4.1 договора аренды от 27.01.2014 арендатор имеет право сдавать земельный участок в субаренду.
2 сентября 2014 г. Гордеев Н.В. передал земельный участок с кадастровым номером <Номер>, предназначенный для сельскохозяйственного производства в субаренду ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства Трубалко В.А., срок субаренды установлен на 5 лет. Право субаренды зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 2 августа 2017 года, номер государственной регистрации <Номер>, в пользу Трубалко Владимира Александровича на 5 лет с 09.10.2014 (л.д.13, 14, 28-48).
Пунктом 2.2. договора субаренды предусмотрено, что срок аренды земельного участка может быть продлен по соглашению сторон.
Согласно п. 2.3 договора стороны, не позднее, чем за два месяца до истечения срока, установленного в п. 2.1. договора уведомляют друг друга о своих намерениях продлить договор в письменной форме.
ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ Его наследником по закону является супруга Гордеева Т.В., которой нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону от 07.06.2017.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, заявление о принятие наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство подала супруга Трубалко Г.М. (л.д. 61).
В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей крестьянское (фермерское) хозяйство Трубалко В.А. значится не прекратившим деятельность (л.д. 22-24).
16 июля 2019 Гордеева Т.В. направляла в адрес КФХ Трубалко В.А. и Трубалко Г.М. уведомление об отсутствии намерения продлевать договор субаренды земельного участка от 02.09.2014, которое было получено ответчиком 20.07.2019 (л.д. 15-19).
Учитывая, что соглашение сторон о продлении договора субаренды не заключалось, срок договора истек 9 октября 2019 г., правопреемник арендодателя не позднее чем за два месяца до истечения срока договора уведомил арендатора в письменной форме об отсутствии намерения продлить договор, суд на основании приведенных положений закона пришел к выводу о прекращении договора субаренды с 10 октября 2019 г. в связи с истечением срока действия договора.
Из материалов дела видно, что 10 октября 2019 Гордеева Т.В. обратилась в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации прекращения субаренды в отношении вышеуказанного земельного участка, 27 января 2020 г. она была уведомлена о приостановлении действий по осуществлению государственной регистрации в связи с не предоставлением документов, являющихся основанием для прекращения субаренды (л.д.25-27).
На основании п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" одним из оснований для государственной регистрации возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества являются вступившие в законную силу судебные акты.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 52 Постановления от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
С учетом названных положений закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что зарегистрированное обременение в виде субаренды в отношении спорного земельного участка в пользу КФХ Трубалко В.А. подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 4000000 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 10 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 4000000 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ 2017 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 6 ░░░ 2020 ░.
░░░░░