Дело № 2 - 273/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ульяновская область, р.п. Чердаклы 27 июня 2012 года
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Ватрушкиной О.А.,
при секретаре Максимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехина С.А. к Муниципальному учреждению администрация Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности по принятию решения о передаче земельного участка в собственность за плату,
УСТАНОВИЛ:
Терехин С.А. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению администрация Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности по принятию решения о передаче земельного участка в собственность за плату. В обоснование иска указывая, что на основании постановлений Главы администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области №... от 08.02.2007 года и №... от 02.03.2007 года ООО «Фирма РОСДОМ» предоставлен в аренду земельный участок площадью <...> кв.м., из земель категории - земли особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым номером №..., находящийся по адресу: <...>, для использования в целях размещения и эксплуатации нежилых помещений базы отдыха. 27.06.2007 года между МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и ООО «Фирма РОСДОМ» заключен договор аренды №... земельного участка с кадастровым номером №... сроком действия с 08.02.2007 года по 29.08.2052 года, указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Между ООО «Фирма РОСДОМ» и Терехиным С.А. 27.12.2007 года заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №... от 27.06.2007 года.
Терехин С.А. является собственником нежилых помещений базы отдыха общей площадью <...> кв.м. (лит. А,А1, а), расположенных по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о праве собственности <...>.
20.01.2012 года, 17.02.2012 года Терехин С.А. обращался к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату вышеуказанного земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности нежилые объекты. Письмами от 10.02.2012 года и от 22.03.2012 года администрация МО «Чердаклинский район» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области со ссылкой на положения под.1 п. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ отказала в предоставлении в собственности указанного земельного участка, как отнесенного к землям особо охраняемых природных территорий. Отказ в предоставлении в собственность земельного участка считает незаконным. В силу п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с Земельным Кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии со ст.ст. 2,6,7 Закона Ульяновской области от 30.06.2008 года № 114-ЗО «О порядке определения особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области» решение об определении природных территорий принимается представительным органом поселения, в границах которого планируется к размещению особо охраняемая природная территория. Особо охраняемая территория считается определенной с момента принятия представительным органом решения об определении особо охраняемой природной территории. На основании указанного решения местная администрация оформляет паспорт особо охраняемой природной территории. Границы испрашиваемого Терехиным С.А. земельного участка как особо охраняемой природной территории в установленном порядке не утверждены, соответствующего акта уполномоченного органа местного самоуправления об отнесении его к категории особо охраняемых территорий не имеется.
Спорный земельный участок относится к землям рекреационного значения, предназначенным и используемым для организации отдыха, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Положениями действующего законодательства не предусмотрено запретов на приватизацию земельных участков, имеющих статус земель рекреационного назначения.
Просит суд признать незаконным решение администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области об отказе в предоставлении в собственность Терехина С.А. земельного участка, обязать администрацию принять решение о передаче ему в собственность за плату указанного земельного участка и заключить договор купли-продажи.
В судебное заседание Терехин С.А. не явился, почтовая корреспонденция, направленная в адрес истца, вернулась с отместкой «истек срок хранения».
Представитель истца, действующая на основании доверенности, Чернова Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МУ администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Подобрий Ю.Н. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве на иск указала, что земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <...>, относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, ограниченным в обороте, поэтому участок не может быть передан в частную собственность. В удовлетворении иска просила отказать.
Представители третьих лиц МУ администрация МО «Белоярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области в лице Чердаклинского отдела в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
27.06.2007 года между Муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и ООО «Фирма РОСДОМ» заключен договор №... аренды земельного участка, по которому ООО «Фирма РОСДОМ» передан в аренду земельный участок площадью <...> кв.м., из земель категории - земли особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером №..., находящийся по адресу: <...> для использования в целях размещения и эксплуатации нежилых помещений базы отдыха, в границах указанных на кадастровом плане участка, срок аренды участка с 08.02.2007 года по 29.08.2052 года.
27.12.2007 года по договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №... от 27.06.2007 года ООО «Фирма РОСДОМ» передало права и обязанности по указанному договору Терехину С.А.
На названном земельном участке расположены нежилые помещения (лит. А, А1,а) - база отдыха, принадлежащие на праве собственности Терехину С.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №... от 16.11.2011 года.
Письмами от 10.02.2012 года №..., от 22.03.2012 года №... Муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Терехину С.А. отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату на основании под. 1 п. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ.
Из кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская <...>, площадью <...> кв.м. следует, что участок находится в государственной собственности, категория земли: земли особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, установлен пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми из земель, перечисленных в пункте 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации, к изъятым из оборота относятся только земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 данного Кодекса), а к ограниченным в обороте - находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 95 ЗК РФ, земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Поскольку спорный земельный участок находится в пределах особо охраняемых природных территорий и является федеральной собственностью, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выполненным ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области от 19.01.2012 года №..., то в силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации он не может предоставляться в частную собственность.
Отсутствие решения об определении особо охраняемой природной территории и паспорта особо охраняемой природной территории не может свидетельствовать о незаконности отказа в передаче в собственность истца спорного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Терехина С.А. к Муниципальному учреждению администрация Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности по принятию решения о передаче земельного участка в собственность за плату отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: О.А. Ватрушкина