Дело № 2-4542/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2015 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи О.В. Миллер,
с участием прокурора С.А. Иглина,
при секретаре Р.Р. Куликовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калашникова А.М. к открытому акционерному обществу «Комета» о компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Калашников А.М. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Комета» о компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что в период с 10.08.1992 года по 19.12.2014 года его отец ФИО2 работал на ОАО «Комета» в разных должностях, с 13.11.2003 года по 19.12.2014 года работал в качестве грузчика.
19.12.2014 года на рабочем месте при выполнении трудовых обязанностей он погиб; 18.01.2015 года был утвержден акт №1 о несчастном случае на производстве; постановлением следователя СО СУ СК РФ по Ульяновской области от 19.01.2015 года в возбуждении уголовного дела по ч.2 ст.143 УК РФ было отказано; после утверждения акта она обращалась в ФСС с заявлением о получении единовременной страховой выплаты по случаю смерти застрахованного лица.Приказом №1172-8 от 04.03.2015 года заместителя управляющего ГУ Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования матери истца – Калашниковой Л.А.была назначена единовременная страховая выплата в связи со смертью застрахованного.
Истец считает, что имеет право на получение компенсации морального вреда с ответчика, поскольку работодатель в силу ст.212 ТК РФ обязан обеспечить безопасные условия труда работнику.
Истец проживал с отцом в квартире по адресу: <адрес> до 2007 года, после чего истец переехал в квартиру по адресу: <адрес>, но постоянно навещал отца и мать, помогал по хозяйству.
Просит взыскать с ОАО «Комета» компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей, расходы по уплате госпошлины.
Истец Калашников А.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истицы – адвокат Иванов А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснял, что истец постоянно общался с отцом, утрата которого является для него большой психологической травмой.
Представитель ответчика ОАО «Комета» в судебное заседаниене явился, извещен о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, ходатайство об отложении слушания дела не заявил.
Третье лицо Калашников М.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Третье лицо Калашников А.М., Калашникова Л.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав представителяистца, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что с 10.08.1992 года по 19.12.2014 года Калашников М.И. состоял в трудовых отношениях с ОАО «Комета»; с 13.11.2003 года работал в качестве грузчика.
Из свидетельства о браке № следует, что истица Калашникова Л.А. с 01.03.1968 года состояла в браке с ФИО4
В соответствии со свидетельством о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ года отцом Калашникова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО7.
В судебном заседании установлено, что 19.12.2014 года с ФИО8 произошел несчастный случай на производстве, приведший к его гибели.
18.01.2015 года руководителем ОАО «Комета» утвержден акт №1 о несчастном случае на производстве (Форма Н-1), согласно опасным производственным фактором явилось падение движущегося производственного оборудования (ручного гидравлического штабелёра серии SVC1030), перемещаемого пострадавшим Калашниковым М.И. (находившемся на работе в состоянии алкогольного опьянения) по наклонной плоскости пола промежуточных ворот, с последующим опрокидыванием оборудования на пострадавшего.
Оборудование, использование которого привело к несчастному случаю - ручной гидравлический штабелёр серии SVC1030, год выпуска - 2011г., серийный № RE110629 - 12.
ФИО9 взял штабелёр без разрешения (самовольно).
Причиной смерти ФИО10 явилась открытая черепно-мозговая травма, проявившаяся переломами костей свода и основания черепа с ушибом и разрушением головного мозга.
При судебно-химическом исследовании крови от трупа ФИО11 обнаружен этиловый алкоголь в количестве 2,52 промилле, что обычно у лиц со средней чувствительностью к нему соответствует сильной степени опьянения, (выписка из акта № 5487/а от 20.12.2014г.).
Как указано в Акте №1 от 18.01.2015 года, причинами несчастного случая на производстве являются: неудовлетворительная организация производства работ. Отсутствие надзора и контроля со стороны администрации ОАО «Комета» за исполнением работниками производственной дисциплины, требований охраны труда, установленных инструкциями по охране труда и руководствами по эксплуатации ручных гидравлических штабелёров, требующих осторожности работника во время движения ручного гидравлического штабелёра по наклонным поверхностям пола, и запрещение поворота штабелёра на наклонной плоскости пола или движение штабелёра на наклонной плоскости пола по кривой;не приняты меры к отстранению от работы ФИО12, находящегося на работе в состоянии алкогольного опьянения, тем самым был осуществлен его допуск к работе; не контролировалось обязательное применение (использование) пострадавшим средства индивидуальной защиты - защитной каски при осуществлении передвижения штабелёра к месту проведения погрузочных работ; контроль за выполнением погрузочно-разгрузочных работ со стороны администрации ОАО «Комета» не осуществлялся;нарушение пострадавшим требований безопасности по эксплуатации ручных гидравлических штабелёров, изложенных в инструкции № 5 «По охране труда для рабочих по перемещению грузов на ручных тележках и гидравлических штабелерах» и руководствах по эксплуатации ручных гидравлических штабелёров, требующих осторожности работника во время движения ручного гидравлического штабелёра по наклонным поверхностям пола, и запрещение поворота штабелёра на наклонной плоскости пола или движение штабелёра на наклонной плоскости пола по кривой; нахождение пострадавшего на работе в состоянии алкогольного опьянения, управление пострадавшим ручным гидравлическим штабелёром в состоянии алкогольного опьянения; неприменение пострадавшим средства индивидуальной защиты (защитной каски) при осуществлении передвижения штабелёра к месту проведения погрузочных работ.
В качестве лица, ответственного за допущенные нарушения законодательных и иных нормативно-правовых и локальных нормативных актов, явившихся причиной несчастного случая, согласно Акту ФИО19 - начальник службы управления имуществом ОАО «Комета», однако постановлением следователя СО СУ СК РФ по Ульяновской области от 19.01.2015 года в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО18 по ч.2 ст.143 УК РФ было отказано на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, поскольку имеются достаточные данные, указывающие на отсутствие признаков состава преступления.
Обязанность работодателя обеспечить работникам безопасные условия труда и охрану труда предусмотрена ст. 212 ТК РФ.
Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым Кодексом РФ или иными федеральными законами (абз.1 ст. 232 ТК РФ).
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 237 ТК РФ).
Компенсация нравственных страданий предусмотрена ст. 151 ГК РФ, где сказано, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда
В соответствии с положениями п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться, в том числе, и в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.
В данном случае суд не находит оснований, по которым работодатель может быть освобожден от ответственности по возмещению компенсации морального вреда в результате несчастного случая на производстве (смерти работника), поскольку в соответствии со статьей 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Истцу безусловно были причинены нравственные страдания в результате гибели его отца - ФИО13 и в соответствии со статьями 1099 - 1101 ГК РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, в том числе степени вины пострадавшего, требований разумности и справедливости, степени физических и нравственных страданий, с учетом того, что истец постоянно общался, а до 2007 года проживал с родителями, в пользу истца с ответчика ОАО «Комета» надлежит взыскать компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей. При этом суд также учитывает наличие у погибшего ФИО14. иных близких родственников, которые вправе заявить подобные требования.
Таким образом, исковые требования Калашникова А.М. подлежат удовлетворению.
Кроме того, в силу ст.98 ГПК РФ с ОАО «Комета» в пользу истицы подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калашникова А.М. удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества «Комета» в пользу Калашникова А.М. морального вреда в размере 250 000 рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества «Комета» в пользу Калашникова А.М. пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - О.В. Миллер