Дело № 2- 596/2021
УИД: 66RS0028-01-2021-000742-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2021 года город Ирбит
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Прытковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ямщиковой Е.А.,
с участием представителей истца Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алехина Д.П., Карелиной Т.И.,
ответчика Городиловой И.В., ее представителя Городилова А.М.,
представителей третьего лица на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Городского округа «город Ирбит» Коростелевой С.В., Шолохова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области к Городиловой Ирине Васильевне о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения « Каменный двух этажный особняк конца XIX в.»,
установил:
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области обратилось в суд с вышеуказанным иском к Городиловой И.В., по тем основанием, что Городилова И.В. является собственником объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Каменный 2 – этажный особняк конца XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> (далее - объект культурного наследия), право собственности совместно с обременением зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Объект культурного наследия принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 04.12.1986 № 454 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области». Объект культурного наследия зарегистрирован в реестре с присвоением регистрационного номера №. Согласно сведениям ЕГРН на объект культурного наследия зарегистрировано обременение в виде обязанности обеспечивать проведение работ по сохранению объекта, в том числе консервацию, реставрацию, воссоздание, ремонт, приспособление для современного использования в соответствии с заданиями или предписаниями уполномоченного органа, технического состояния. На основании акта технического состояния объекта культурного наследия от 01.07.2019 в целях обеспечения сохранности Памятника и создания благоприятных условий для его функционального использования подготовлен перечень работ по его сохранению от 08.08.2019, который в этот же день был направлен собственнику для учета его мнения и согласования, получен ею 26.08.2019. Согласно перечню работ Городилова И.В. обязана провести следующие мероприятия: в 2019 году получить в Управлении задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; в 2020 году провести научно – исследовательские, изыскательские работы: в 2020 году провести проектные работы по сохранению объекта культурного наследия; в 2021-2022 осуществить производственные работы; в 2022 году установить информационную надпись и обозначения на объекте с указанием регистрационного номера ЕГРОКН. В связи с чем в адрес ответчика направлялись письма о принятии мер по сохранению объекта культурного наследия, однако ответов на них не поступило, мероприятий, направленных на сохранение памятника, собственником предпринято не было. Таким образом, установлено, что Городилова И.В., являясь собственником объекта культурного наследия, не принимает мер по обеспечению его сохранности, не проводит работ по его сохранению, чем нарушает положения Федерального закона № 73-ФЗ. Между тем, объект культурного наследия находится в ненадлежащем состоянии. Просили обязать ответчика Городилову И.В. исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Каменный 2 – этажный особняк конца XIX в.», расположенный по адресу: <адрес>, а именно: провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статей 42, 43 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в порядке, установленном статьей 45 данного закона в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Дело в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя МУП «Ресурс», привлеченного к участию в деле 02.07.2021, извещенного о дате судебного заседания надлежащим образом (л.д. 91).
В судебном заседании представитель истца Алехин Д.П. поддержал исковые требования по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Карелина Т.И. в судебном заседании 02.07.2021 поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик Городилова И.В. исковые требования не признала, указав, что она проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера. С ДД.ММ.ГГГГ она является собственником указанного дома на основании договора безвозмездной передачи дома в собственности граждан от ДД.ММ.ГГГГ. При получении свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно о наличии обременения объекта недвижимости как объекта культурного наследия, но при этом ей не были предоставлены охранные обязательства. Данные акты осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют действительности, поскольку на протяжении всего срока проживания в доме ею проводился ремонт и поддержание его технического состояния за счет собственных средств. С 1990 по 2007 годы со стороны администрации города Ирбит ей не оказывалась никакая помощь в поддержании жилья в надлежащем виде. Неудовлетворительное техническое состояние жилого дома на момент предоставления его на основании ордера в ДД.ММ.ГГГГ не препятствовало ей воспользоваться правом приватизации в ДД.ММ.ГГГГ. Подвальное помещение заполнено грунтовыми водами с 1990 года. Земельный участок под жилым домом находится в ее собственности. С исковыми требованиями к администрации она не обращалась. Письма, направленные истцом в 2019 и 2020 году она получила, ответы на них не давала, мероприятия по проведению работ, указанные в письмах, она не проводила, в связи с тем, что у нее отсутствуют денежные средства, так как она и ее муж являются пенсионерами.
Представитель ответчика Городилов А.М. просил исковые требования оставить без удовлетворения, поддержал позицию ответчика. Дополнил, что 06.08.2021 жильцы домов по <адрес> обратились с заявлением в администрацию ГО г. Ирбит о принятии мер, направленных на снижение уровня грунтовых вод.
Представители третьего лица на стороне ответчика, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Городского округа «город Ирбит» Коростелева С.В., Шолохов А.П. полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенных в реестр.
Согласно п.2 ст.10 Федерального закона № 73-ФЗ меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными указанным федеральным законом.
Преамбулой к Федеральному закону № 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п.1 ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно ст. 47.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные п.п. 1-3 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 47.6 Федерального закона.
В соответствии с подп. 1-3 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники объектов культурного наследия обязаны, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с ч.1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Согласно ст. 42 Федерального закона № 73-ФЗ ремонт объекта культурного наследия представляет собой научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Под реставрацией объекта культурного наследия, в силу ст. 43 Федерального закона № 73-ФЗ, понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (ч. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ).
Обеспечение сохранности, в частности гарантируется ст. 48 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которой при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Судом установлено, что Городилова И.В. является собственником объекта культурного наследия «Каменный 2 – этажный особняк конца XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>, с обременением права собственности относительно сохранения объекта культурного наследия, о чем имеется соответствующая запись в ЕГРН (л.д. 11-12, 20-25).
Решением исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 04.12.1986 № 454 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» объект культурного наследия, расположенный по адресу: <адрес>, включен в список памятников истории и культуры Свердловской области, подлежащих охране, как памятник местного значения (л.д.13).
На основании акта технического состояния объекта культурного наследия от 01.07.2019 подготовлен перечень работ по его сохранению от 08.08.2019, который был направлен ответчику для учета ее мнения и согласования, также направлена копия акта технического состояния объекта культурного наследия, получены ею 26.08.2019 (л.д. 30-37). Согласно перечню работ Городилова И.В. должна обязана провести следующие мероприятия: в 2019 году получить в Управлении задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; в 2020 году провести научно – исследовательские, изыскательские работы: в 2020 году провести проектные работы по сохранению объекта культурного наследия; в 2021-2022 осуществить производственные работы; в 2022 году установить информационную надпись и обозначения на объекте с указанием регистрационного номера ЕГРОКН.
Также в адрес ответчика направлялись письма: 20.09.2019, 31.01.2020 о принятии мер по сохранению объекта культурного наследия, которые были ею получены, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также ее пояснениями в судебном заседании (л.д. 38-41, 77-78).
Судом установлено, что ответчик в течение длительного времени не исполняет требования Федерального закона № 73-ФЗ и охранного обязательства, меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия не принимает, вследствие чего происходит разрушение объекта культурного наследия.
Согласно акта мониторинга объекта культурного наследия от 10.06.2015 № 48/И, проведенного ГБУК СО «НПЦ» следует, что здание в целом в удовлетворительном состоянии, кроме кирпичного пристроя. Кирпичная кладка стен пристроя находится в аварийном состоянии. Зафиксированы глубокие сквозные трещины. Наблюдается разрушение кирпичной кладки декоративного убранства карниза. Ежегодно в летне – осенний период, собственник дома проводит ремонт кладки стен пристроя и основного здания. Разрушение происходит из – за нарушения дренажной системы. Подвальное помещение не эксплуатируется, затоплено грунтовыми водами. Кровля основного здания металлическая, в удовлетворительном состоянии, окрашена водоотталкивающей краской. Водосточные воронки находятся высоко над уровнем земли. Состояние неудовлетворительное. Водосточные трубы отсутствуют. Отмосткой со стороны южного фасада служит асфальтовый тротуар, состояние неудовлетворительное. Со стороны дворовых фасадов отсутствует. Ограждением служит металлический забор с воротами. Состояние удовлетворительное. Выявлены нарушения: установлены пластиковые оконные блоки, нарушена историческая расстекловка. На фасаде установлена спутниковая антенна
Рабаты на объекте культурного наследия не проводятся, зона охраны объекта культурного наследия не установлена. Акт мониторинга снабжен фотоснимками (л.д. 26-32).
В опровержении доводов истца о непринятии мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, ответчик указывает, что ремонт дома и поддержание его технического состояния она проводит за счет личных средств.
Однако, доводы ответчика не опровергают обоснованность заявленных истцом требований, поскольку ответчик, являясь собственником объекта культурного наследия, взяла на себя обязанность по сохранению его особенностей и объекта в целом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что непринятие в полном объеме мер по консервации объекта культурного наследия, а также по ремонту, реставрации и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования создает угрозу разрушения объекта культурного наследия, что может привести в дальнейшем к полной утрате объекта культурного наследия.
Доказательств принятия всех мер по охране указанного объекта культурного наследия в установленные сроки, стороной ответчика в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Доводы ответчика об отсутствии денежных средств на содержание и ремонт указанного объекта культурного наследия, об обращении жителей улицы в администрацию Городского округа «город Ирбит» от 06.08.2021, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку это не является объективной причиной неисполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию, ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованием законодательства. Как указала ответчик, ей с 2007 года известно о том, что приобретаемый объект обременен обязательством по содержанию, сохранению и использованию памятника истории и культуры, как и то, что объект культурного наследия находится в неудовлетворительном техническом состоянии с 1990 года, с момента предоставления ответчику данного жилого помещения на основании ордера.
При таких обстоятельствах с учетом положений ст. ст. 41, 42, 43, 45 Федерального закона № 73-ФЗ исковые требования о возложении обязанности на ответчика выполнить действия по перечню в редакции исковых требований в отношении объекта культурного наследия являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области к Городиловой Ирине Васильевне о возложении обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Каменный 2- этажный особняк конца XIX в.» – удовлетворить.
Обязать Городилову Ирину Васильевну исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Каменный 2- этажный особняк конца XIX в.» расположенного по адресу: <адрес>, а именно: - получить в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области задание на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия, в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона № 73 ФЗ, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить разработку научно – проектной документации и предоставление ее на согласование в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, в порядке установленном ст. 45 Федерального закона № 73 – ФЗ, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу;
- провести комплекс противоаварийных работ (консервацию) по защите объекта культурного наследия в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия в соответствии с требованиями ст. 41 Федерального закона № 73 – ФЗ, в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу;
- провести работы по ремонту и реставрации объекта культурного наследия в соответствии с требованиями ст.ст. 42,43 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в порядке, установленном ст. 45 данного закона в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, путём подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.
Мотивированное решение составлено 17.08.2021.
Председательствующий /подпись/
Решение вступило в законную силу 18 сентября 2021 года.
Судья Н.Н. Прыткова
Секретарь судебного заседания Е.А. Ямщикова