Дело 2-2325/2022
УИД 18RS0003-01-2022-000567-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2022 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Салова А.А.,
при секретаре Галкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГРА к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о взыскании денежного довольствия (денежной компенсации) за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ГРА обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее также МВД по УР) о взыскании денежного довольствия (денежной компенсации) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни за 2020 год в размере 160 643,47 руб., за 2021 год – в размере 16 250,06 руб., компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., мотивируя свои исковые требования следующим обстоятельствами.
Истец проходил службу в органах внутренних дел по <дата>. При увольнении ответчик не произвел окончательный расчёт, не выплатил денежное довольствие за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2020-2021 годы, чем причинил истцу моральный вред.
В судебном заседании ГРА исковые требования поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, согласился с тем, что ответчиком компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021 год выплачена.
Представитель МВД УР БЕГ, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Из устных и письменных возражений на иск представителя ответчика следует, что денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время истцу выплачена в установленном законом размере. Просила в иске отказать. Кроме того, заявила ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд, мотивировав его тем, что истец уволен из органов внутренних дел <дата>, а в суд обратился лишь <дата>, то есть с пропуском установленного трехмесячного срока.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, в том числе представленные сторонами документы, суд приходит к следующим выводам.
В период с 2003 года по <дата> ГРА проходил службу в органах внутренних дел, с <дата> в должности старшего следователя Специализированного следственного отдела по расследованию дорожно-транспортных происшествий Следственного управления МВД по УР.
Приказом МВД по УР <номер> от <дата> ГРА уволен со службы по п.2 ч.2 ст.82 Закона №342-ФЗ по инициативе сотрудника.
<дата> ГРА ознакомлен с приказом об увольнении.
В 2020-2021 г.г. ГРА периодически привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни.
При увольнении ГРА выплачено ответчиком денежное довольствие (денежная компенсация) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни за 2020 год из расчета за 120 часов в размере 25 064,22 руб., за 2021 год из расчета 70 часов – 14 804,58 руб.
Данные выводы подтверждаются исследованными доказательствами, в том числе и сторонами не оспариваются.
Требования ГРА не обоснованы и не подлежат удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с иском.
Согласно п.4 ст.72 Закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Согласно п.5 ст.72 Закона №342-ФЗ в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Из п.п. 4, 5.4, 61-63 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от <дата> N 65 (действовавшего до <дата>), следует, что выплата компенсаций за службу в ночное время, в выходные, нерабочие и праздничные дни производится в текущий месяц в период с 20 по 25 число. Выплата денежного довольствия ранее установленного пунктом 4 настоящего Порядка периода производится увольняемому сотруднику - в последний день службы.
В связи с изложенным, при разрешении ходатайства ответчика судом дополнительно были определены юридически значимые для дела обстоятельства и распределено бремя доказывания, в соответствии, с которым на сторону ответчика, была возложена обязанность по доказыванию факта пропуска истцом срока обращения в суд, а на истца возложена обязанность по доказыванию факта обращения в суд с требованиями в пределах установленного законом трехмесячного срока либо наличия обстоятельств (уважительных причин) дающих основания для восстановления пропущенного срока на обращение в суд.
В судебном заседании установлено, что истец уволен из органов внутренних дел <дата>, с приказом об увольнении, в котором перечислены подлежащие выплате при увольнении суммы, ознакомился <дата>.
Таким образом, началом течения срока обращения в суд за разрешением служебного спора ГРА суд полагает необходимым признать <дата>. Соответственно, окончанием данного срока <дата>.
Поскольку ГРА с рассматриваемым иском обратился в суд <дата>, то трехмесячный срок обращения в суд за разрешением служебного спора пропущен по исковым требованиям о взыскании денежного довольствия (денежной компенсации) за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни.
Материалы дела, объяснения ГРА свидетельствуют, что на момент увольнения (<дата>) истец знал (не мог) не знать о нарушении его прав на оплату труда ответчиком.
Истец не ходатайствовал перед судом о восстановлении срока на обращение в суд.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих истцу обратиться в суд за защитой нарушенного права в установленный срок.
Доводы ГРА о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ст. 392 Трудового Кодекса РФ о годичном сроке для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате заработной платы судом отклоняются в силу следующего.
Федеральным законом от <дата> N 342-ФЗ, введенным в действие с <дата>, установлено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от <дата> N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 342-ФЗ).
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 342-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 72 Федерального закона от <дата> N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Нормы трудового законодательства применяются к отношениям, связанным с прохождением службы в органах внутренних дел, только в части, не урегулированной нормами специального законодательства. Поскольку Федеральным законом от <дата> N 342-ФЗ с учетом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел предусмотрены специальные нормы, в том числе регулирующие сроки обращения в суд за защитой нарушенного права, в силу части 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 342-ФЗ нормы трудового законодательства к спорным отношениям вопреки суждениям истца применению не подлежат.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от <дата> N 465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина МВВ на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотренный частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора (за исключением споров, связанных с увольнением со службы в органах внутренних дел) направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений. Сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.
При этом закрепление в части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации правила о том, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (в том числе в случае возникновения такого спора при увольнении работника), представляет собой установление специального срока для защиты права на оплату труда для граждан, работающих по трудовому договору, и само по себе не предполагает обязательного установления аналогичных норм в отношении лиц, занятых профессиональной деятельностью, связанной с осуществлением публичных функций, в том числе сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, оснований для применения к возникшему спору положений ст. 392 ТК РФ в части исчисления срока для обращения в суд не имеется.
В силу изложенных обстоятельств, исковые требования ГРА к МВД УР о взыскании денежного довольствия (денежной компенсации) за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также производные из этого требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд полагает необходимым, отметить следующие обстоятельства.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от <дата> N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от <дата> N 342-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от <дата> N 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с частью 6 статьи 53 Федерального закона от <дата> N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом МВД России от <дата> N 50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее также - Порядок).
В соответствии с п.п. 283-285, 290, 293 Порядка продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года. В приказе о предоставлении основного или дополнительного отпуска указывается количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником)
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от <дата> N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
В силу пункта 56 этого Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно пунктам 57 и 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.
Согласно статье 99 Трудового кодекса РФ, продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации, при этом правовых оснований для выплаты указанной компенсации за более чем 120 часов в год не имеется.
Из материалов дела следует, что денежное довольствие за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни за 2020 год выплачено истцу из расчета 120 часов, что не оспаривал истец. Факт выплаты указанной компенсации за 2021 год истцом также не оспаривался.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ГРА
Поскольку истцу, освобожденному от уплаты государственной пошлины, отказано в удовлетворении иска, то понесенные судом расходы относятся на счёт федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ГРА к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о взыскании денежного довольствия (денежной компенсации) за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме принято <дата>.
Председательствующий судья А.А. Салов