Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1532/2021 ~ М-924/2021 от 18.03.2021

63RS0-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2021 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Кулачкиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-1532/2021 по административному иску Власовой Ж.С. к Правительству Самарской области и Министерству транспорта и автомобильных дорог <адрес> о признании незаконным распоряжения об изъятии земельного участка для государственных нужд и уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Власова Ж.С. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 403 кв. м по адресу: <адрес>А, и расположенный на этом участке одноэтажный жилой дом (жилое здание) площадью 32,9 кв. м.

Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области ей направлено «Уведомление о принятом решении об изъятии» от 09.12.2020 года в котором сообщено, что в соответствии с Распоряжением Правительства Самарской области от 03.12.2020 года №600-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинского шоссе (от моста через реку Сок до Волжского шоссе) в городском округе Самара» принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимого имущества подлежат изъятию для государственных нужд Самарской области.

В соответствии со ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможно только по основаниям, установленными федеральными законами. Законом предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях, в том числе, для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Для государственных нужд могут быть изъяты только те земельные участки, на которых будет размещена путем строительства или реконструкции автомобильная дорога в том значении, которое определено в ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Указания на обеспечение эксплуатации автомобильной дороги федеральный закон не содержит. Более того, по отношению к автомобильным дорогам понятие эксплуатация не применяется, а предусмотрено лишь содержание дороги.

Формулировка распоряжения №600-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги...» не соответствует закону, поскольку, позволяет изымать объекты недвижимости, не подлежащие изъятию, ввиду того, что для размещения автомобильной дороги они не нужны.

Согласно распоряжению изымаются земельные участки вплоть до уреза реки Волги, что вряд ли необходимо для размещения дороги. Дорога - Красноглинское шоссе вдоль её участка в границах полосы отвода по факту уже построена, реконструкция и ремонт дороги завершены в 2017-2018 года. В рамках проведённых работ установлены новые бордюры, отбойники, ограждения, обустроены тротуары и пешеходные дорожки, установлены столбы электроосвещения, соответственно в настоящее время возможно реконструировать лишь о придорожную полосу, ширина которой в населённых пунктах определяется с учетом существующей застройки.

Таким образом, по её мнению, Распоряжение Правительства Самарской области от 03.12.2020 года №600-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинского шоссе (от моста через реку Сок до Волжского шоссе) в городском округе Самара» не соответствует действующему законодательству.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об изъятии для государственных нужд <адрес> объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>) в городском округе Самара» в части изъятия принадлежащего ей на праве собственности земельного участка площадью 403 кв. м, расположенного по адресу <адрес>А, и расположенного на этом участке одноэтажного жилого дома площадью 32,9 кв. м и уведомление о принятом решении об изъятии» Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. .

В судебном заседании административный истец и её представитель, заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> возражал против заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Власовой Ж.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , назначением «Земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства», площадью 403 кв. м по адресу: <адрес>А, и расположенный на этом участке одноэтажный жилой дом (жилое здание) площадью 32,9 кв. м.

Установлено, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>) включена в перечень автомобильных дорог <адрес>, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес>» и в силу части 5 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является собственностью <адрес>.

Согласно ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных нужд субъекта осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О <адрес>», пунктом 6 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД, пунктом 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О земле» принятие решений об изъятии земельных участков относится к полномочиям <адрес>.

Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об изъятии для государственных нужд <адрес> объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>) в городском округе Самара» установлен перечень объектов недвижимого имущества, необходимый дня обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>) в городском округе Самара.

Данное распоряжение опубликовано в газете Волжская коммуна от ДД.ММ.ГГГГ (30985) и Самарской газете от ДД.ММ.ГГГГ (6704).

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение об изъятии принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции.

Положениями ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если указанный в статье 49 Земельного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника такого линейного объекта или лица, которому такой линейный объект принадлежит на иных правах, отсутствуют права, и если у этих лиц право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для обеспечения эксплуатации данных линейных объектов вне зависимости от наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории, предусматривающих размещение данных линейных объектов.

Согласно п.15 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории.

В соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно ст.42 Градостроительного кодекса РФ установление границ территорий общего пользования осуществляется при подготовке проектов планировки территории.

Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении документации по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес>, расположенной в границах городского округа Самара, <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>)» утверждена документация по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес>, расположенной в границах городского округа Самара, <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>), включающая проект планировки территории (основная часть) и проект межевания территории. Распоряжениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р и от ДД.ММ.ГГГГ -р в утвержденную документацию внесены изменения.

Согласно утвержденной документации по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес>, расположенной в границах г.о. Самара, <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>), земельный участок с кадастровым номером 63:01:0304006:599, площадью 403 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>А, полностью расположен в красных линиях, то есть является территорией общего пользования, а именно полосой отвода автомобильной дороги ул. <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>).

Пунктом 7 Приложения к распоряжению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об изъятии для государственных нужд <адрес> объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>) в городском округе Самара» предусмотрено изъятие земельного участка с кадастровым номером 63:01:0304006:599 площадью 403 кв. м и жилого дома площадью 32,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> А.

В соответствии с пунктом 3 распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об изъятии для государственных нужд <адрес> объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>) в городском округе Самара» Министерству транспорта и автомобильных дорог <адрес> поручено осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием земельного участка, в порядке, установленном действующем законодательством, за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного министерству законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Материалами дела подтверждается, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес> уведомило Власову Ж.С. о принятом решении об изъятии и направило копию распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Также в соответствии со статьей 56.10 Земельного кодекса РФ министерство транспорта и автомобильных дорог <адрес> направило Власовой Ж.С. проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №МТ/722).

Установлено, что утверждённой распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р документацией по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес> (с учетом изменений внесенных распоряжениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р, от ДД.ММ.ГГГГ -р, от ДД.ММ.ГГГГ -р) предусмотрены характерные точки границ зоны планируемого размещения линейного объекта регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>).

Установлено также, что земельный участок, принадлежащий административному истцу, полностью расположен в границах зоны планируемого размещения линейного объекта регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>). Данное обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера Бариновой Н.А. представленным в материалы дела.

При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом акты соответствуют закону, в связи с чем, заявленные истцом требования, не подлежат удовлетворению.

Довод административного истца о том, что в проекте межевания территории отсутствует её земельный участок, в связи с чем, его изъятие невозможно, является не состоятельным.

В соответствии со ст.43 Градостроительного кодекса РФ проект межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков); сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон.

Таким образом, законом не предусмотрено необходимости отражения в проекте межевания территории перечня земельных участков, необходимых для изъятия для государственных нужд.

Поскольку, как установлено судом, земельный участок административного истца полностью расположен в границах зоны планируемого размещения линейного объекта регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>), он полностью подлежит изъятию.

Процедура образования земельных участков, предусмотренная Главой 1.1 Земельного кодекса РФ, в данном случае не требуется, в связи с чем, таблицы проекта межевания территории, на которые ссылается административный истец, не применимы, поскольку, отражают лишь те земельные участки, в отношении которых требуется процедура образования, которая в силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения, выдела, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Наличие утвержденной документации по планировки территории в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>), не является обстоятельством, исключающим возможность применения к рассматриваемым правоотношениям нормы, предусмотренных частью 4 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющей изымать земельные участки в целях эксплуатации автомобильной дороги.

Таким образом, сторона административного истца ошибочно толкует положения ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Указанной правовой нормой допускается принятие решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейных объектов, вне зависимости от наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории, предусматривающих размещение данных линейных объектов, если право собственности на такой линейный объект возникло до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №499-ФЗ.

Установлено, что право собственности на автомобильную дорогу - <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>) зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным формулировка в распоряжении об изъятии «для обеспечения эксплуатации линейных объектов (автомобильная дорога является линейным объектом)» соответствует требованиям действующего законодательства, соответственно ссылка административного истца в указанной части, не имеет правового значения.

Доводы стороны административного истца о том, что реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес> (от моста через реку Сок до <адрес>) завершена ДД.ММ.ГГГГ, также является несостоятельной и не может служить основанием для вывода о законности заявленных требований.

Установлено, что между министерством транспорта и автомобильных дорог <адрес> и ООО «Самаратрансстрой» заключён государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения в <адрес>

Государственный контракт на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинское шоссе (от моста через реку Сок до Волжского шоссе) с 2017 по настоящее время министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области не заключался, в связи с чем, работы по реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинское шоссе (от моста через реку Сок до Волжского шоссе) министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области не осуществлялись.

Согласно Приложению №2 к Подпрограмме «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области» государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014-2025 годы) срок ввода в эксплуатацию реконструируемой автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Красноглинское шоссе - 2025 год.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Власовой Ж.С. к Правительству Самарской области и Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области о признании незаконным распоряжения об изъятии земельного участка для государственных нужд и уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья

2а-1532/2021 ~ М-924/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Власова Ж.С.
Ответчики
Правительство Самарской области
Другие
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
ООО "Терра"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Сурков В. П.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
18.03.2021Регистрация административного искового заявления
19.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее