Дело № 2-5800/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2016 года г.Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Салиховой Э.М., с участием прокурора Золотова И.В., при секретаре Усмановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан Асадулина А.Р. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным иском к МОБУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес> РБ, администрации муниципального района <адрес> РБ, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры РБ № от ДД.ММ.ГГГГг. в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. проведена проверка антитеррористической защищенности МОБУ СОШ <адрес>, учредителем школы является администрация муниципального района <адрес> РБ. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, школа не оборудована системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей с архивированием и хранением данных в течение 30 дней. Просит признать незаконным бездействие МОБУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес> РБ, администрации муниципального района <адрес> РБ в части не оборудования здания системой видеонаблюдения, обязать в течение 1 года оборудовать в здании систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель МОБУ СОШ <адрес> муниципального района <адрес> РБ по доверенности ФИО5 в судебном заседании в удовлетворении иска о признании действий незаконными возражает, в остальной части иск признала, суду пояснила, что в данной школе системы видеонаблюдения нет, в связи с отсутствием финансирования, разработана муниципальная программа, на основании которой будут выделяться денежные средства в течение 5 лет.
Представитель администрации муниципального района <адрес> РБ по доверенности ФИО6 в судебном заседании в удовлетворении иска возражает, суду пояснил, что администрация принимает участие в профилактике терроризма и экстремизма. Школа является юридическим лицом и должна самостоятельно осуществлять права и нести обязанности, в том числе обеспечивать выполнение требований по противодействию терроризма в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. "д" ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В приложении "В" к вышеприведенному Своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п.п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В силу п.7.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Согласно п.23 «Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В соответствии с п.30 вышеуказанных «Требований» система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры РБ № от ДД.ММ.ГГГГг. в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. проведена проверка антитеррористической защищенности МОБУ СОШ <адрес>. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, школа не оборудована системой видеонаблюдения за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей с архивированием и хранением данных в течение 30 дней, что подтверждается справкой о результатах проверки антитеррористической защищенности от ДД.ММ.ГГГГг., объяснением директора школы ФИО7
Факт отсутствия системы видеонаблюдения представителем школы по доверенности ФИО5 в судебном заседании не отрицается.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ учредителем МОБУ СОШ <адрес> является администрация муниципального района <адрес> РБ.
Установление системы видеонаблюдения в образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах суд принимает решение о возложении обязанности по оборудованию системой видеонаблюдения, как на МОБУ СОШ <адрес>, так и на администрацию муниципального района <адрес> РБ, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, обеспечивающий его финансирование, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану и защиту от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Довод ответчиков о недостаточности бюджетных средств и отсутствии финансирования для устранения выявленных нарушений необоснован, поскольку само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения, не является в данном случае основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.
В данном случае основания заявленных прокурором требований связаны с обязанностью образовательного учреждения и органа местного самоуправления в силу требований закона и исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от них по характеру и условиям осуществляемой деятельности, а постановка обеспечения системы видеонаблюдения в зависимость от длительности процедуры внесения изменений в местный бюджет на соответствующий финансовый год на неопределенный срок отдаляет реализацию необходимых мер антитеррористической направленности, что недопустимо.
Суд также считает необходимым удовлетворить иск прокурора о признании бездействий ответчиков незаконными, так как с даты вступления в законную силу Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006г., издания приказа Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009г. № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» никаких мер в сфере антитеррористической деятельности не принималось, муниципальная программа «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном районе <адрес> РБ» утверждена лишь ДД.ММ.ГГГГг. Суд считает установленным о бездействии свыше 6 лет.
Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок в один год для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу. Этот срок, является более чем разумным и достаточным для совершения всех необходимых действий по установлению в детском саду системы видеонаблюдения, в том числе, с учетом соблюдения установленных законом финансовых процедур.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Стерлитамакского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в части не оборудования в здании Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан системы видеонаблюдения.
Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в течение одного года оборудовать в здании Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Первомайское муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан систему видеонаблюдения, обеспечивающую непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение тридцати дней
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий: судья: подпись Э.М.Салихова
Копия верна: судья: Э.М. Салихова
Секретарь: