Судебный акт #1 () по делу № 33-1070/2022 от 10.02.2022

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лапшова С.А.                                                  73RS0011-02-2021-000964-67

Дело № 33-1070/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         29 марта 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-349/2021 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 3 декабря 2021 года, с учетом определения того же суда от 14 января 2022 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

исковые требования Знамцева Александра Викторовича удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области 14 октября 2021 года №244180/21 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации засчитать Знамцеву Александру Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период его работы с 01.01.2020 по 29.02.2020 в ГУЗ «Вешкаймская районная больница» в льготном  исчислении (1 день работы за 2 дня) и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с 1 ноября 2021 года.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Знамцев А.В. обратился в суд с иском к Государственному  учреждению – Отделение  пенсионного фонда РФ по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование исковых требований истец указал, что с 02.07.1996 работает в ГУЗ «Вешкаймская районная больница» в должности фельдшера скорой медицинской помощи. Им было подано заявление в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществление лечебной деятельности. Решением от 14.10.2021 № 244180/21 в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, ответчик не включил работу с 01.01.2020 по 29.02.2020, то есть период оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию, в том числе медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, а также осуществлением медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию, который засчитывается как один день работы за два дня.

С учетом изложенного, Знамцев А.В. просил признать незаконным решение ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 14.10.2021 № 244180/2021, обязать ответчика включить ему в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период его работы с 01.01.2020 по 29.02.2020 в ГУЗ «Вешкаймская районная больница» в льготном исчислении (1 день работы за 2 дня) и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с 1 ноября 2021 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ГУ-ОПФР по Ульяновской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Ссылаясь на нормы действующего пенсионного законодательства указывает, что судом спорный период с 01.01.2020 по 29.02.2020 в качестве старшего фельдшера скорой медицинской помощи неверно засчитан истцу в льготном исчислении. В выписке из индивидуального лицевого счета, спорный период обозначен кодом «27-СМ», т.е. лечебная и иная работа по охране здоровья населения в сельской местности без указания специального кода «ВИРУС». Обращает внимание на то, что положения Постановления Правительства РФ от 06.08.2020 №1191 связывают периоды работы медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID -19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID -19.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Знамцев А.В. 02.10.2021 обратился в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 14.10.2021 № 244180/21 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа.

При этом период работы с 01.01.2020 по 29.02.2020 в должности старшего фельдшера в ГУЗ «Вешкаймская районная больница» был засчитан ему в специальный стаж в календарном, а не льготном исчислении, в связи с чем срок назначения страховой пенсии установлен с 01.12.2021.

Не согласившись с принятым решением, Знамцев А.В. обратилась в суд.

Удовлетворяя требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению периода работы истца с 01.01.2020 по 29.02.2020 в льготном исчислении, день работы как два дня, в стаж, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из прямого указания на это в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1191, его смысла и буквального толкования.

Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно подпункту «н» пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Частью 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1191 установлено, что периоды работы медицинских работников, оказывающих в медицинских организациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, засчитываются в стаж соответствующей работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 - как 2 дня.

В части 3 этого Постановления указано, что в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, исчисляются периоды соответствующей работы, имевшей место с 01 января 2020 года по 30 сентября 2020 года.

Из содержания указанного положения следует, что в данный период медицинским работником, то есть истцом, фельдшером скорой помощи, должна быть оказана медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 фактически, поскольку в льготном порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, исчисляются периоды соответствующей работы, имевшей место.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П, а также в Определении от 04.03.2004 № 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Закона № 400-ФЗ).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготы, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии.

Постановлением Пенсионного Фонда Российской Федерации от 02.09.2020 года № 612п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п» введен новый вид кода для классификации работы медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 – «ВИРУС».

Данный код «ВИРУС» заполняется в графе 10 «Основание (код)», графе 9 «Особые условия труда (код)» в отношении медицинских работников, занятых в медицинских организациях и их структурных подразделениях оказанием соответствующих видов медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19.

Также введены новые коды «Исчисление страхового стажа: основание», «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц», «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица», «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица».

Из системного толкования вышеприведенного законодательного регулирования следует, что в период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года льготное исчисление специального стажа предусмотрено только для медицинских работников, непосредственно оказывающих в медицинских организациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19.

При этом для учета такого стажа в системе индивидуального (персонифицированного) учета законодателем предусмотрена особая система его обозначения с применением кода «ВИРУС».

Как следует из материалов дела, Знамцев А.В. зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета с 21.10.1999.

Согласно выписке из его индивидуального лицевого счета, спорный период с 01.01.2020 по 29.02.2020 обозначен кодом «27-СМ», то есть лечебная и иная работа по охране здоровья населения в сельской местности без указания специального кода «ВИРУС» (л.д. 47).

При этом период работы истца с 01.03.2020 по 30.09.2020 обозначен кодом «ВИРУС», в связи с чем он был засчитан ответчиком в специальный стаж Знамцеву А.В. в льготном исчислении 1 день работы за 2 дня.

Льготно-уточняющая справка от 23.08.2021 № 246, представленная работодателем истца ГУЗ «Вешкаймская РБ», также не содержит сведений о льготном характере работе истца в период с 01.01.2020 по 29.02.2020.

В судебном заседании суда первой инстанции Знамцев А.В. также пояснял, что работа по оказанию скорой медицинский помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 была начата в Вешкаймском районе Ульяновской области с марта 2020 года.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период истец оказывал скорую медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, в материалы дела не представлено, а журналы записи вызовов скорой медицинской помощи и карты вызова скорой медицинской помощи, личная карточка формы Т-2, положение о деятельности старшего фельдшера СМП, расчетные листки по заработной плате за спорный период, трудовой контракт от 06.09.2005 и дополнительное соглашение от 11.01.2020 к трудовому договору, льготно- уточняющая справка ГУЗ «Вешкаймская районная больница» от 23.08.2021 № 346, на которые ссылается суд первой инстанции в своем решении, таких сведений не содержат.

При таких обстоятельствах решение Майнского районного суда Ульяновской области от 3 декабря 2021 года об удовлетворении исковых требований Знамцева А.В. о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и назначении досрочной страховой пенсии по старости нельзя признать правильным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 3 декабря 2021 года, с учетом определения того же суда от 14 января 2022 года об исправлении описки, отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Знамцева Александра Викторовича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения от 14 октября 2021 года № 244180/21 и возложении обязанности засчитать Знамцеву Александру Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период его работы с 01.01.2020 по 29.02.2020 в ГУЗ «Вешкаймская районная больница» в льготном исчислении (1 день работы за 2 дня) и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании подпункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» с 1 ноября 2021 года – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.03.2022

 

33-1070/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Знамцев А.В.
Ответчики
ОПФР по Ульяновской области
Другие
ГУЗ Вешкаймская районная больница
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--uln.sudrf.ru
11.02.2022[Гр.] Передача дела судье
29.03.2022[Гр.] Судебное заседание
31.03.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее