УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Лапшова С.А. 73RS0011-02-2021-000964-67
Дело № 33-1070/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
29
марта 2022 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Карабанова А.С.,
при секретаре
Абросимовой А.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-349/2021 по апелляционной
жалобе Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда
Ульяновской области от 3 декабря 2021 года,
с учетом определения того же суда от 14 января 2022 года об исправлении описки,
по которому постановлено:
исковые требования
Знамцева Александра Викторовича удовлетворить.
Признать незаконным
решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновской области 14 октября 2021 года №244180/21 об отказе в
назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Обязать
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
засчитать Знамцеву Александру Викторовичу в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, период его работы с 01.01.2020 по 29.02.2020 в ГУЗ
«Вешкаймская районная больница» в льготном
исчислении (1 день работы за 2 дня) и назначить ему досрочную страховую
пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании подпункта
20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях в
Российской Федерации» с 1 ноября 2021 года.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Знамцев А.В.
обратился в суд с иском к Государственному
учреждению – Отделение
пенсионного фонда РФ по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по
Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении
досрочной страховой пенсии, включении периода работы в специальный стаж, дающий
право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении
досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование
исковых требований истец указал, что с 02.07.1996 работает в ГУЗ «Вешкаймская
районная больница» в должности фельдшера скорой медицинской помощи. Им было
подано заявление в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии в
связи с осуществление лечебной деятельности. Решением от 14.10.2021 № 244180/21
в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано. В специальный
стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, ответчик не
включил работу с 01.01.2020 по 29.02.2020, то есть период оказания медицинской
помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную
инфекцию, в том числе медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и
внебольничной пневмонии, а также осуществлением медицинской эвакуации пациентов
с подозрением на новую коронавирусную инфекцию, который засчитывается как один
день работы за два дня.
С учетом
изложенного, Знамцев А.В. просил признать незаконным решение ГУ-ОПФР по
Ульяновской области от 14.10.2021 № 244180/2021, обязать ответчика включить ему
в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период его работы с
01.01.2020 по 29.02.2020 в ГУЗ «Вешкаймская районная больница» в льготном исчислении
(1 день работы за 2 дня) и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости
в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения на основании подпункта 20 части 1
статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской
Федерации» с 1 ноября 2021 года.
Рассмотрев
заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе ГУ-ОПФР по Ульяновской области просит решение суда отменить и принять по
делу новое решение.
Ссылаясь на нормы
действующего пенсионного законодательства указывает, что судом спорный период с
01.01.2020 по 29.02.2020 в качестве старшего фельдшера скорой медицинской
помощи неверно засчитан истцу в льготном исчислении. В выписке из индивидуального
лицевого счета, спорный период обозначен кодом «27-СМ», т.е. лечебная и иная
работа по охране здоровья населения в сельской местности без указания
специального кода «ВИРУС». Обращает внимание на то, что положения Постановления
Правительства РФ от 06.08.2020 №1191 связывают периоды работы медицинских
работников, оказывающих в медицинских организациях медицинскую помощь пациентам
с новой коронавирусной инфекцией COVID -19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID -19.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная
коллегия приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Знамцев А.В. 02.10.2021 обратился в ГУ-ОПФР
по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по
старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1
ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от
14.10.2021 № 244180/21 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии
по старости в связи с недостаточностью специального стажа.
При этом период
работы с 01.01.2020 по 29.02.2020 в должности старшего фельдшера в ГУЗ
«Вешкаймская районная больница» был засчитан ему в специальный стаж в
календарном, а не льготном исчислении, в связи с чем срок назначения страховой
пенсии установлен с 01.12.2021.
Не согласившись с
принятым решением, Знамцев А.В. обратилась в суд.
Удовлетворяя
требования истца о возложении на ответчика обязанности по включению периода
работы истца с 01.01.2020 по 29.02.2020 в льготном исчислении, день работы как
два дня, в стаж, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости, суд первой инстанции исходил из прямого указания на это в пункте 3
постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1191, его
смысла и буквального толкования.
Судебная коллегия с
данными выводами согласиться не может, поскольку они основаны на неверном
применении норм материального права.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
В силу пункта 20
части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального
закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере
не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской
местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской
местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их
возраста.
Частью 2 статьи 30
Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1
данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной
пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации
положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации
принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления
периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение».
Согласно подпункту «н»
пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей
и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об
утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей,
работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет
в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», -
для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999
года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и
должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает
право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров
РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей
работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная
и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за
выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2
указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей
место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности,
имевшей место до 1 января 1992 года.
Частью 1
постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1191
установлено, что периоды работы медицинских работников, оказывающих в
медицинских организациях и их структурных подразделениях медицинскую помощь
пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую
коронавирусную инфекцию COVID-19, засчитываются в стаж соответствующей работы,
дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктами 1, 2 и 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О
страховых пенсиях» день работы медицинских работников по оказанию скорой, в том
числе специализированной, медицинской помощи пациентам с симптомами ОРВИ и
внебольничной пневмонии, в том числе по отбору биологического материала
пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной
инфекции COVID-19, а также по осуществлению медицинской эвакуации пациентов с
подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 - как 2 дня.
В части 3 этого
Постановления указано, что в порядке, установленном пунктом 1 настоящего
постановления, исчисляются периоды соответствующей работы, имевшей место с 01
января 2020 года по 30 сентября 2020 года.
Из содержания
указанного положения следует, что в данный период медицинским работником, то
есть истцом, фельдшером скорой помощи, должна быть оказана медицинская помощь
пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую
коронавирусную инфекцию COVID-19 фактически, поскольку в льготном порядке, установленном
пунктом 1 настоящего постановления, исчисляются периоды соответствующей работы,
имевшей место.
Как указал
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П,
а также в Определении от 04.03.2004 № 81-О, закрепляя в Федеральном законе
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и
условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан,
занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного
назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на
назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с
любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с
такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного
рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными
спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и
различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на
одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности
учреждениях и организациях.
Страховой стаж - это
учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная
продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые
начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2
статьи 3 Закона № 400-ФЗ).
В страховой стаж
включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на
территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4
настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и
уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1
статьи 11 Закона № 400-ФЗ).
Согласно части 1
статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены
статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в
качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от
01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений
индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или)
документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными
(муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
При подсчете
страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона №
400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в
соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного)
учета (часть 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с
частью 4 статьи 14 Закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового
стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании
свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации.
Пенсионный фонд
Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах
в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение
указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке
и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального
закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со
статьей 28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность
сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного)
учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности
предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда
Российской Федерации документы, подтверждающие льготы, персонально по каждому
работающему у него по льготной профессии.
Постановлением
Пенсионного Фонда Российской Федерации от 02.09.2020 года № 612п «О внесении
изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от
06.12.2018 № 507п» введен новый вид кода для классификации работы медицинских
работников, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной
инфекцией COVID-19 – «ВИРУС».
Данный код «ВИРУС»
заполняется в графе 10 «Основание (код)», графе 9 «Особые условия труда (код)»
в отношении медицинских работников, занятых в медицинских организациях и их
структурных подразделениях оказанием соответствующих видов медицинской помощи
пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на новую
коронавирусную инфекцию COVID-19.
Также введены новые
коды «Исчисление страхового стажа: основание», «Сведения о страховом стаже
застрахованных лиц», «Данные о корректировке сведений, учтенных на
индивидуальном лицевом счете застрахованного лица», «Сведения о заработке
(вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и
уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых
в страховой стаж застрахованного лица».
Из системного
толкования вышеприведенного законодательного регулирования следует, что в
период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года льготное исчисление
специального стажа предусмотрено только для медицинских работников,
непосредственно оказывающих в медицинских организациях и их структурных
подразделениях медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией
COVID-19 и подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19.
При этом для учета
такого стажа в системе индивидуального (персонифицированного) учета
законодателем предусмотрена особая система его обозначения с применением кода
«ВИРУС».
Как следует из
материалов дела, Знамцев А.В. зарегистрирован в системе индивидуального
(персонифицированного) учета с 21.10.1999.
Согласно выписке из его
индивидуального лицевого счета, спорный период с 01.01.2020 по 29.02.2020
обозначен кодом «27-СМ», то есть лечебная и иная работа по охране здоровья населения
в сельской местности без указания специального кода «ВИРУС» (л.д. 47).
При этом период
работы истца с 01.03.2020 по 30.09.2020 обозначен кодом «ВИРУС», в связи с чем
он был засчитан ответчиком в специальный стаж Знамцеву А.В. в льготном
исчислении 1 день работы за 2 дня.
Льготно-уточняющая
справка от 23.08.2021 № 246, представленная работодателем истца ГУЗ
«Вешкаймская РБ», также не содержит сведений о льготном характере работе истца
в период с 01.01.2020 по 29.02.2020.
В судебном заседании
суда первой инстанции Знамцев А.В. также пояснял, что работа по оказанию скорой
медицинский помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и
подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 была начата в Вешкаймском
районе Ульяновской области с марта 2020 года.
Каких-либо
доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период истец оказывал
скорую медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и
подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, в материалы дела не
представлено, а журналы записи вызовов скорой медицинской помощи и карты вызова
скорой медицинской помощи, личная карточка формы Т-2, положение о деятельности
старшего фельдшера СМП, расчетные листки по заработной плате за спорный период,
трудовой контракт от 06.09.2005 и дополнительное соглашение от 11.01.2020 к
трудовому договору, льготно- уточняющая справка ГУЗ «Вешкаймская районная больница»
от 23.08.2021 № 346, на которые ссылается суд первой инстанции в своем решении,
таких сведений не содержат.
При таких
обстоятельствах решение Майнского районного суда Ульяновской области от 3 декабря 2021 года об удовлетворении
исковых требований Знамцева А.В. о признании незаконным решения об отказе в
назначении досрочной страховой пенсии, включении периода работы в специальный
стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и
назначении досрочной страховой пенсии по старости нельзя признать правильным, в
связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решение об отказе в
удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майнского районного суда Ульяновской
области
от 3 декабря 2021 года, с учетом
определения того же суда от 14 января 2022 года об исправлении описки,
отменить.
Принять по делу новое решение, которым в
удовлетворении исковых требований Знамцева Александра Викторовича к
Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ульяновской области о признании незаконным решения от 14 октября 2021 года №
244180/21 и возложении обязанности засчитать Знамцеву Александру Викторовичу в
специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период его работы с
01.01.2020 по 29.02.2020 в ГУЗ «Вешкаймская районная больница» в льготном
исчислении (1 день работы за 2 дня) и назначить ему досрочную страховую пенсию
по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании подпункта 20
части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской
Федерации» с 1 ноября 2021 года – отказать.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным
главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через
Майнский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.03.2022