Р Е Ш Е Н И Е
06 мая 2019 года г. Жигулевск
Судья Жигулёвского городского суда Самарской области Тришкин Е.Л.,
с участием представителя ФГБУ НП «Самарская Лука»- Дудкина А.В., действующего на основании доверенности,
должностного лица вынесшего постановление - начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Флёрина А.К.
рассмотрев жалобу директора ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» Губернаторова А.Е. на постановление № от 20.03.2019 г. начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Флёрина А.К. о привлечении юридического лица - ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № начальника отдела государственной инспекции труда в Самарской области Флёрина А.К. от 20.03.2019 г., юридическое лицо ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» было признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей. Основанием для привлечения ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» к административной ответственности явились нарушения выявленные комиссией при проведении расследования несчастного случая со смертельным исходом, происшедшего 01 декабря 2018 года со смотрителем ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО №1, а именно: в нарушение требований ст.ст. 212, 221 ТК РФ, п.п. 13, 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н не организовано обеспечение средствами индивидуальной защиты смотрителя ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО №1 в соответствии с типовыми нормами. Не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ (в личной карточке учета выдачи СИЗ № не указаны № сертификата или декларации соответствия на выданные СИЗ, а так же отсутствуют сведения о пунктах типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, в соответствии с которыми обеспечивалась выдача СИЗ работнику).
Директор ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» Губернаторов А.Е. обратился в суд с жалобой, в которой просит учесть смягчающие обстоятельства, поскольку правонарушение было допущено впервые, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, в связи с чем просил постановление изменить, назначить административное наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании представитель ФГБУ НП «Самарская Лука»- Дудкин А.В. доводы изложенные в жалобе поддержал в полном объеме, пояснил, что допущенные нарушения устранены.
Должностное лицо - начальник отдела Государственной инспекции труда в Самарской области Флёрин А.К. в судебном заседании подтвердил допущенное нарушение, считал, что вынесенное постановление законно и обоснованно.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении.
Административная ответственность по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 до 80 000 рублей.
Согласно ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а
также ответственность и организация контроля за обеспечением работников
средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 Правил при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.
Пунктом 13 Правил установлено, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ должны фиксироваться записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к этим Правилам.
В силу абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 68 от 29.12.1997 года утверждены Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных, лесохозяйственных организаций и химлесхозов (Типовые нормы).
Пунктом 30 Типовых норм установлен перечень средств индивидуальной защиты, которыми обеспечиваются мастер, занятый на лесосеках, верхних и нижних складах, лесосплаве, ремонте и содержании лесовозных дорог, подсочке леса, лесоперевалочных базах и биржах, а именно, костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой на утепляющей прокладке и валенки.
Как следует из материалов дела, согласно Нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденных 14 декабря 2016 года директором ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» Губернаторовым А.Е. смотритель должен быть обеспечен следующими СИЗ: костюм летний камуфлированный -1 шт., кепи летняя - 1 шт., куртка утепленная 1 шт.В Нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденных 14 декабря 2016 года директором ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» Губернаторовым А.Е. отсутствуют ссылки на конкретные пункты типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Согласно личной карточке № учета выдачи средств индивидуальной защиты смотритель ФИО №1 был обеспечен костюмом, кепи летним, рубашкой форменной. Ссылки на конкретные пункты типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в личной карточке учета выдачи СИЗ смотрителю ФИО №1 отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о нарушении юридическим лицом ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» требований ст.ст.212,221 ТК РФ.
Факт совершения ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 06.03.2019 г., актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от 15.01.2019 г., постановлением № от 20.03.2019 г. о назначении административного наказания.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к убеждению, что представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными, не противоречат друг другу, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, составлены полномочными должностными лицами, а в целом являются достаточными для объективного вывода о виновности юридического лица ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы о незаконности и необоснованности постановления, все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном решении.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» в инкриминируемом правонарушении, в жалобе заявителя не приведено.
Принцип презумпции невиновности должностными лицами не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу заявителя, не усматривается. Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления, суд не усматривает, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
При рассмотрении дела об административном правонарушении ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» в соответствии со статьями 4.2 и 4.3 должностным лицом инспекции были учтены обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, факт привлечения ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ранее к административной ответственности и то, что юридическое лицо допустило пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей работодателя, возложенных на него трудовым законодательством, и к интересам работников, которым государство гарантирует защиту их трудовых прав и свобод, законных оснований для применения административного наказания в виде предупреждения согласно ч. 2 ст.3.4 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем, такое обстоятельство как отягчающее административную ответственность – возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью работников в ст. 4.3 КоАП РФ отсутствует, в связи с чем, в этой части обжалуемое постановление подлежит изменению, кроме того, в судебном заседании установлено наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность- устранение выявленных нарушений трудового законодательства.
В соответствие с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным снизить назначенное наказание до 50000 руб.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. № ░░ 20.03.2019 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.5.27.1 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 50 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.