Гр.дело № 2-374/2021
УИД 25RS0022-01-2021-000693-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Покровка 22 июля 2021 года
Октябрьского округа Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Задесенца Р.Н.,
при секретаре Колесниковой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю к Е.И. о возложении обязанности предоставить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ,
УСТАНОВИЛ:
Истец Межрайонная ИФНС России № 9 по Приморскому краю обратилась в суд с указанным иском к Е.И., в обоснование которого указано, что в нарушение требований ст. ст. 228, 229 НК РФ Е.И. в срок до 30 июля 2020 года не представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2019 год по доходам, полученным от продажи земельного участка по адресу: <адрес>, находившегося в собственности менее минимального срока владения. В адрес налогоплательщика направлено уведомление от 06.02.2020 №, однако указанное требование налогоплательщиком до настоящего времени не исполнено. В соответствии со ст.206 ГПК РФ просит суд обязать ответчика представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019 год о доходах, полученных от продажи земельного участка.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Изучив требования истца, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ у физических лиц, получивших доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц в порядке, установленном статьей 228 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 228 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, указанные, в частности, в подпункте 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» срок предоставления декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 продлен на 3 месяца, т.е. до 30.07.2020.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет ответственность по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ и наказание в виде штрафа.
Из материалов дела следует, что Е.И. состоит на налоговом учете и является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 207 Налогового кодекса РФ.
Согласно выписке из учетных данных налогоплательщика об отчуждении недвижимого имущества в 2019 году, 26.03.2019 прекращено владение ответчиком 1/3 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Усматривая, что ответчиком налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2019 год по доходам, полученным от продажи земельного участка, находившегося в собственности менее минимального срока владения, в срок до 30 июля 2020 года не представлена, налоговая инспекция направила в адрес ответчика уведомление на обязательное декларирование граждан от 06.02.2020 №, которое не исполнено.
Оценивая требования налогового органа о понуждении Е.И. представить налоговую декларацию, суд учитывает следующее.
Согласно статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Статья 52 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
В соответствии с подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки, взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штраф случаях и порядке, которые установлены данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом целью налоговых проверок является не только установление фактов налоговых правонарушений, но и определение размера налогооблагаемой базы, правильное исчисление суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Таким образом, выводы инспекции о совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушениях должны быть основаны на документах и сведениях, полученных налоговым органом в ходе осуществления мероприятий налогового контроля в соответствии с главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что налоговой инспекцией организовано проведение мероприятий налогового контроля в рамках главы 14 Налогового кодекса РФ, а в отношении налогоплательщика проведена налоговая проверка, по результатам которой установлен доход налогоплательщика, и приняты меры ответственности, предусмотренные статьей 119 Налогового кодекса РФ, за нарушение налогового законодательства в части непредоставления налоговой декларации в установленный срок.
Статья 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает вынесение решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, при наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В то же время, перечень оснований для обращения в суд налоговых органов перечислен в подпункте 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, а также в части 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
Учитывая, что налоговая инспекция является властно-распорядительным и контролирующим органом, наделена самостоятельными полномочиями в силу закона по выявлению налоговых правонарушений, применению налоговых санкций, исчислению и взысканию налогов и сборов, а также принимая во внимание, что обязанность и сроки предоставления налогоплательщиком налоговой декларации предусмотрены законом, а такого правового механизма принудительного исполнения налоговой обязанности как понуждение в судебном порядке представить налоговую декларацию Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
По изложенному, суд отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю к Е.И. о возложении обязанности предоставить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019 год.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.
Судья Р.Н.Задесенец