Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-65/2020 (2-3177/2019;) ~ М-3022/2019 от 22.10.2019

Дело № 2-65/2020

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации

31 января 2020 года. г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., с участием представителя истца Балахчи А.Л., представителя ответчика Бычковой Е.Н., при секретаре судебного заседания Иващенко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивашкевич В. В. к ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» о компенсации за неиспользованные отпуска, о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ивашкевич В.В. обратилась в суд с иском к ответчику ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» о взыскании 113470 рублей в качестве задолженности по выплате компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска; 10000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Истец Ивашкевич В.В. в настоящее судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом, передав полномочия своему представителю.

Из текста искового заявления и объяснения представителя истца Балахчи А.Л., данного в настоящем судебном заседании, видно, что с 01 августа 2011 года Ивашкевич В.В. (до перемены фамилии - Аристархова) работала в учреждении ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» в должности медсестры (медицинская сестра палатная, медицинская сестра-анестезист). Трудовым договором № 23 помимо основного (28 дней) истцу был установлен дополнительный отпуск в 18 дней. 14.07.2019 Ивашкевич В.В. была уволена из ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» в связи с сокращением штатной численности организации (п. 2, ч. 1, ст. 81 ТК РФ). Однако, при увольнении ей не была выплачена компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск, хотя трудовым договором и согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, раздел XL. Здравоохранение, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР, Президиумом ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) предусмотрен дополнительный отпуск в размере 18 дней (минимальное количество дней). Отказ ГБУЗ от выплат денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск незаконен. В связи с этим, истец 02.08.19 написала в адрес ответчика претензию, в которой просила выплатить денежную компенсацию за все дни дополнительного отпуска, положенного по закону. В ответе от 02.09.2019 за № 1335 Главный врач ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» указал, что в соответствии с п. 5 «Режим труда и отдыха» трудового договора от 01.08.2011 № 23 в период с 01.08.2011 по 31.07.2014 работнику предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью 18 рабочих дней. По мере завершения проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) Инфекционного стационара МУЗ «ЦРБ» (приказ от 21.11.2014 г. № 526 «О завершении I этапа СОУТ в 2014 году») и на основании ее результатов (Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки труда от 14.11.2014 г.) между Работодателем и Работником было заключено дополнительное соглашение от 23.03.2015 № 19, в соответствии с которым за период с 01.08.2014 по 31.07.2015 ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда истцу не предоставлялся. В период с 11.08.2015 по 13.01.2016 работник находился на листке нетрудоспособности по беременности и родам, а в период с 14.01.2016 по 30.06.2016 - в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Согласно приказу ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» от 12.09.2016 № 437 в сентябре 2016 года было завершено проведение СОУТ рабочих мест. По данным Сводной ведомости результатов проведения специальной оценки труда от 09.09.2016, на основании результатов оценки условий труда была установлена необходимость в предоставлении работникам, занимающим должность медицинской сестры палатной (постовой) ОРИТ Инфекционного стационара, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные и опасные условия труда. На основании приказа главного врача ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» от 16.02.15 №98 «Об особенностях предоставления дополнительного отпуска» по результатам проведенной СОУТ рабочих мест, в соответствии с п. 2 ст. 116, п. 2 ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации, приложениями №№ 1, 2 к Коллективному договору ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» на 2015-2018 годы с 01 января 2015 года работникам ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» установлены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу во вредных и опасных условиях груда продолжительностью 7 календарных дней. Во исполнение приказа от 16.02.2015 № 98, в соответствии с результатами СОУТ рабочих мест, проведенной в 2016 году, между Работодателем и медицинскими сестрами палатными (постовыми) ОРИТ Инфекционного стационара, в том числе и с истцом, 01 сентября 2016 года заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам о предоставлении ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за вредные и опасные условия труда продолжительностью 7 календарных дней. Факт заключения дополнительного соглашения и предоставления Ивашкевич В.В. дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных условиях труда за период с 01.08.2016 по 31.07.2018 продолжительностью 7 календарных дней ежегодно подтверждается приказами ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» от 17.10.2017 № 2097-к, от 23.05.2018 № 989-к, от 06.11.2018 № 2586-к, а также данными бухгалтерского учета о соответствующих выплатах. Согласно приказу главного врача ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» от 12.07.2019 г. №1411-к, в связи с сокращением штатной численности 14 июля 2019 года трудовой договор от 01.08.2011 № 23 с работником был расторгнут, с выплатой компенсации за дни неиспользованного отпуска в количестве всего 33,5 дней, в том числе, отпуска за работу во вредных и опасных условиях труда - 6,7 дней. Таким образом, за период трудовой деятельности в ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» (ранее МУЗ «ЦРБ»), истцу на основании трудового договора и дополнительных соглашений к нему были предоставлены дополнительные отпуска: с 01.08.11 по 31.07.12 - 18 рабочих дней; с 01.08.12 по 31.07.13 - 18 рабочих дней; с 01.08.13 по 31.07.14 - 18 рабочих дней; с 01.08.14 по 31.07.15 - не предоставлялся; с 01.08.15 по 31.07.16 - не предоставлялся; с 01.08.16 по 31.07.17 - 7 календарных дней; с 01.08.17 по 31.07.18 - 7 календарных дней; с 01.08.18 по 31.07.19 – 6,7 календарных дней в виде компенсации. В июне 2018 году вступил в действие новый Коллективный договор государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Серпуховская центральная районная больница» (регистрационный №946 2018 от 25.06.2018), которым медицинским сестрам палатным (постовым) ОРИТ инфекционного стационара установлена продолжительность дополнительного отпуска - 14 календарных дней, однако с июня 2018 года по настоящее время в штатное расписание ГБУЗ неоднократно вносились изменения. Так, например, на основании приказа главного врача ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» от 24.08.2018 № 348 «О внесении изменений в штатное расписание» с 29.10.2018 из штатного расписания ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» было исключено структурное подразделение ОРИТ Инфекционного стационара и введено структурное подразделение Центр анестезиологии и реанимации. Однако, в Приложении № 4 «Перечень профессий и должностей работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными или опасными условиями труда» к Коллективному договору структурное подразделение Центр анестезиологии и реанимации не значится, и отсутствует должность «медицинская сестра анестезист». В этой связи, в настоящий момент проводится работа по внесению изменений в Коллективный договор, приведению его в соответствие с действующими локальными нормативными актам ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ», с последующим внесением изменений в трудовые договора работников ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» (приказ от 06.08.2019 №361). Учитывая вышеизложенное, в целях урегулирования возникшей ситуации, бухгалтерией ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» будет произведен перерасчет и выплата компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда в количестве 7,9 календарных дней, причитающихся истцу в соответствии с Коллективным договором ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» на 2018-2020 г.г. Однако, с доводами ответчика истица не согласна. Улучшения условий истца работы на момент проведения специальной оценки не было, условия труда остались прежними, соответственно те льготы, которые предоставлялись работнику в связи с работой во вредных условиях труда на 01.01.2014, должны быть сохранены. Также и те обстоятельства, что СОУТ проводился в 2014 году, в 2016 году не является основанием для нарушения прав истца. Частью 7 статьи 9 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено установление особого порядка проведения специальной оценки условий труда для отдельных видов деятельности и организаций. Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти особенностей (в том числе при необходимости оценки травмоопасности рабочих мест), утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В целях поэтапной реализации мероприятий, по специальной оценке, условий труда частью 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ установлено, что, если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17. В силу части 3 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ пересмотр по результатам проведения специальной оценки условий труда ранее предоставляемых гарантий и компенсаций, в том числе в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени, возможен лишь в случае объективного улучшения факторов производственной среды и трудового процесса. Доказательств объективного улучшения самих этих факторов как основания для пересмотра в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ ранее предоставляемых гарантий и компенсаций, в том числе в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени, работодателем не может быть представлено, т.к. данных факторов не было. На Заявление (претензию) ответчик не предоставил в адрес истца копии соответствующих документов (коллективных договоров, СОУТ), что исключает их обжалование, а отказ в их выдаче является незаконным. С 2014 года истцу дополнительно из расчёта 18 дней полагаются в соответствии с законом, следующие дни дополнительного отпуска: с 01.08.14 по 31.07.15 - 18 дней; с 01.08.16 по 31.07.17 – 11 дней; с 01.08.17 по 31.07.18 -11 дней; с 01.08.18 по 31.07.19 - 3,4 дней (6,7 календарных дней + 7,9 календарных дней в виде компенсации выплатили). Т.е. истцу не выплачена компенсация за дополнительный отпуск с 2014 по 2019 г. в размере 43,4 дней (расчет: 18+11+ 11+3,4). Также в период работы истцу устанавливались % от должностного оклада - компенсация и льготы работнику за работу в тяжелых, вредных и опасных условий труда (15 %, позднее 4 %), что уже подразумевает данные условия, необходимость установления и дополнительного отпуска. Дополнительный отпуск предоставляется в соответствии со списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда. В настоящее время продолжает действовать ранее принятый Перечень тяжелых работ, работ с вредными или опасными условиями труда и Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждённый Постановлением Государственного комитета Советов Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22, которым следует руководствоваться. Пунктом 166 раздела XL Приложения 1 Списка предусмотрено предоставление дополнительного отпуска медицинской сестре-анестезиста, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации и палат для реанимации и интенсивной терапии учреждений здравоохранения в размере 18 рабочих дней. Поскольку основной оплачиваемый отпуск предоставляется работнику ежегодно, то и право на дополнительный отпуск возникает у работника ежегодно. Средний дневной заработок для оплаты отпуска определяется в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», согласно которому средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчётный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4). Денежная компенсация за дополнительный отпуск с 2014 по 2019 в 43,4 дней составляет в общей сумме 113470 рублей 55 копеек – в соответствии с расчётом, произведённым ответчиком. В соответствии со ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. В связи с этим, находим вышеуказанные условия коллективного договора, дополнительные соглашения к Трудовому договору, ограничивающие права истца на представление дополнительного отпуска в количестве 18 рабочих дней, противоречащим действующему законодательству, а потому не подлежащим применению по отношению к истцу. Поскольку имеет место нарушение трудовых прав истца в соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ, то истец просит взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей. Данный размер определен, исходя из степени нарушения трудовых прав истца, конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости.

Представитель ответчика ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» Бычкова Е.Н. в настоящем судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, свою позицию по иску отразила в письменном отзыве на исковое заявление, из содержания которого следует, что на основании приказа МУЗ «Центральная районная больница» от 01.08.2011 № 478-к между МУЗ «Центральная районная больница» и Аристарховой В.В. (после смены фамилии – Ивашкевич В.В.) 01 августа 2011 года был заключен трудовой договор № 23, согласно которому она была принята на работу в отделение реанимации и интенсивной терапии Инфекционного стационара на должность медицинской сестры палатной. В соответствии с п. 5 «Режим труда и отдыха» трудового договора от 01.08.2011 № 23 в период с 01.06.2012 по 31.12.2014 Ивашкевич В.В. предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда продолжительностью 18 рабочих дней. Дополнительный отпуск предоставлялся на основании Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». В соответствии с приказом от 21.11.2014 № 526 «О завершении I этапа СОУТ в 2014 году» и на основании сводной ведомости результатов проведения специальной оценки труда от 14.11.2014, работникам, занимающим должность «медицинская сестра палатная (постовая)» ОРИТ Инфекционного стационара, в том числе и истцу, был установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1, а так же указано на отсутствие необходимости в предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные и опасные условия труда. Впоследствии, на основании ст.72 ТК РФ, по соглашению сторон, между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение от 23.03.2015 № 16, в соответствии с которым, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда истцу не предоставлялся. Вышеуказанное дополнительное соглашение не нарушает прав работника, и не противоречит ст. 117 ТК РФ, в соответствии с которой, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. Согласно приказу ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» от 12.09.2016 № 437 в сентябре 2016 года была завершена СОУТ рабочих мест. По данным Сводной ведомости результатов проведения специальной оценки труда от 09.09.2016 на основании результатов оценки условий труда работникам, занимающим должность «медицинская сестра палатная (постовая)» ОРИТ Инфекционного стационара был установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2, а так же была установлена необходимость в предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные и опасные условия труда. На основании ст. 72 ТК РФ, по соглашению сторон, в соответствии с результатами СОУТ рабочих мест, проведенной в 2016 году, между ответчиком и медицинскими сестрами палатными (постовыми) ОРИТ Инфекционного стационара, в том числе и с истцом, 01 сентября 2016 года были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам о предоставлении работникам ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков за вредные и опасные условия труда продолжительностью 7 календарных дней. Коллективным договором, действовавшим на тот момент, не была установлена минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных и опасных условиях труда. Вышеуказанное дополнительное соглашение так же не нарушает прав работника, и не противоречит ст. 117 ТК РФ, в соответствии с которой, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Факт предоставления истцу дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных условиях труда за период с 01.06.2016 по 31.05.2018 продолжительностью 7 календарных дней ежегодно подтверждается личной карточкой формы № Т-2 Ивашкевич В.В., приказами ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» от 17.10.2017 № 2097-к, от 23.05.2018 № 989-к, от 06.11.2018 № 2586-к, графиками отпусков на 2018 года и на 2019 года, а так же данными бухгалтерского учета о соответствующих выплатах. Таким образом, за период трудовой деятельности в ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» (ранее МУЗ «ЦРБ») истцу, на основании трудового договора и дополнительных соглашений к нему, были предоставлены дополнительные отпуска: с 01.08.2011 по 31.07.2012 - 18 рабочих дней; с 01.08.2012 по 31.07.2013 - 18 рабочих дней; с 01.08.2013 по 31.07.2014 - 18 рабочих дней; с 01.08.2014 по 31.07.2015 - не предоставлялся; с 01.08.2015 по 31.07.2016 – не предоставлялся; с 01.08.2016 по 31.07.2017 - 7 календарных дней; с 01.08.2017 по 31.07.2018 - 7 календарных дней; с 01.08.2018 по 14.07.2019 – 6,7 календарных дней – в виде компенсации, 7,9 календарных дней – в виде компенсации (после обращения истца, в целях урегулирования конфликтной ситуации). ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» считает, что истцом не представлено доказательств наличия прав, нарушенных ответчиком. Кроме того, ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» считает, что истцом пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, а именно: дополнительное соглашение об отмене дополнительного отпуска, которое по мнение истца нарушает её права, было заключено 23.03.2015, однако в установленный законом срок данное дополнительное соглашение оспорено не было, как и не были оспорены результаты СОУТ; дополнительное соглашение о предоставлении 7 календарных дней дополнительного отпуска, которое так же по мнение истца нарушает её права, было заключено 01.09.2016 года, однако в установленный законом срок данное дополнительное соглашение оспорено не было.

Представитель третьего лица ООО «Главпромэкспертиза» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Материалами дела установлено, что на основании трудового договора №23 от 01.08.2011 года, приказа № 478-к от 01.08.2011 Ивашкевич (до перемены фамилии Аристархова) В.В. была принята на работу в Инфекционный стационар МУЗ «ЦРБ», отделение реанимации и интенсивной терапии на должность медицинской сестры палатной, в соответствии с п. 5 договора ей установлен основной отпуск – 28 календарных дней, дополнительный отпуск – 18 рабочих дней (том 1 л.д. 13-15, 16, 26, 27, 28, 176, 177-179).

Из копии расчетного листа за июль 2019 года следует, что Ивашкевич В.В. была начислена заработная плата в размере 158369 рублей 10 копеек: в том числе компенсация за отпуск при увольнении 67426 рублей 79 копеек, выходное пособие – 37920 рублей 48 копеек и 29169 рублей 60 копеек (том 1 л.д. 17).

Истцом в материалы дела представлены справка от 15.07.2019 года № 238 о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, справки 2-НДФЛ за 2019 год, 2018 год, 2017 год, 2016 год, 2015 год, 2014 год (том 1 л.д. 18-19, 20-25).

Из копии ответа ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» от 02.09.2019 № 1335 следует, что в целях урегулирования возникшей ситуации бухгалтерией ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» будет произведен перерасчет и выплата компенсации за дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и опасных условиях труда в количестве 7,9 календарных дней, причитающихся в соответствии с коллективным договором ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» на 2018-2020 г.г. (том 1 л.д. 29-31).

Из копии ответа Государственной инспекции труда в Московской области от 26.09.2019 в адрес истца усматривается, что по результатам проведенной проверки, в связи с выявленными нарушениями трудового законодательства, связанными с проведением процедуры при увольнении работника по сокращению штатов, а также со своевременностью выплаты денежных средств, подлежащих выпдлате при увольнении, руководителю ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» выдано обязательное к исполнению предписание для устранения выявленных нарушений, решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении руководителя организации и юридического лица (том 1 л.д. 32-35).

Ответчиком в материалы дела представлены: копия Устава ГБУЗ МО «Серпуховская центральная районная больница»; Перечень профессий и должностей, которым устанавливается ежегодный дополнительный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, утвержденный 04.09.2019 года; копия коллективного договора от 25.06.2018 года (том 1 л.д. 42-54, 102-116, 117-171).

Из копии коллективного договора ГБУЗ МО «Серпуховская центральная районная больница» на 2015-2018 годы следует, что в соответствии с законодательством работникам учреждения предоставляются ежегодные дополнительные отпуска: на основании СОУТ рабочих мест; проведенной аттестации рабочих мест; работникам, чьи рабочие места не аттестованы и не проведена СОУТ, на основании Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974г. № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день»; работникам с ненормированным рабочим днем; работникам, за особый характер работы сверх основного оплачиваемого и сверх дополнительного отпусков (том 1 л.д. 55-99).

Из личной карточки работника Ивашкевич В.В. следует, что ей предоставлялись отпуска за период: 01.08.2011 по 01.08.2012 – ежегодный – 28 календарных дней, дополнительный 18 рабочих дней; с 01.08.2012 по 31.07.2013 – ежегодный – 28 календарных дней, дополнительный - 18 рабочих дней; с 01.08.2013 по 31.07.2014 - ежегодный – 28 календарных дней, с 01.08.2013 по 01.08.2014 – 18 рабочих дней; с 01.08.2014 по 31.07.2015 - ежегодный – 28 календарных дней; с 14.01.2016 по 13.04.2017 – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; 01.07.2016 приступила к работе на 0,75 ставки; с 01.08.2016 по 31.07.2017 – ежегодный – 28 календарных дней, дополнительный 7 календарных дней; 01.08.2017 по 3107.2018 – ежегодный 35 календарных дней (том 1 л.д. 172-175).

Из копии дополнительного соглашения от 01.11.2014 следует, что МУЗ «ЦРБ» предоставляет работнику Ивашкевич (до перемены фамилии Аристархова) В.В. работу в должности медицинская сестра палатная (постовая), отделение реанимации и интенсивной терапии, Инфекционный стационар МУЗ «ЦРБ», работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда) продолжительностью 18 рабочих дней (том 1 л.д. 180-182).

Дополнительным соглашением № 19 от 23.03.2015 п. 5.5 Трудового договора изложен с 02.02.2015 года в следующей редакции: п. 5.5 Работнику не предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск (том 1 л.д. 183).

Дополнительным соглашением от 07.12.2018 № 250 Ивашкевич В.В. установлена заработная плата в размере: должностной оклад, ставка заработной платы 24931 рублей в месяц; выплата компенсационного характера в размере 15 % должностного оклада (тарифной ставки) (том 1 л.д. 184).

Дополнительным соглашением от 01.09.2018 были внесены изменения в раздел IV пункт 1.1 Трудового договора, устанавливающий размер заработной платы истца (том 1 л.д. 185).

Дополнительным соглашением к трудовому договору Ивашкевич В.В. с 29.10.2018 года предоставляется работа в должности медицинская сестра-анастезист центра анестезиологии и реанимации, отделения реанимации и интенсивной терапии (том 1 л.д. 186).

Приказом МУЗ «Серпуховская центральная районная больница» от 21.11.2014 № 526 утвержден отчет о специальной оценки условий труда, признан I этап проведения СОУТ в 2014 году завершенным (том 1 л.д. 187).

Из сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда от 14.11.2014 года следует, что по должности медицинская сестра палатная (постовая) отделения реанимации и интенсивной терапии итоговый класс (подкласс) условий труда установлен – 3.1 (том 1 л.д. 188-190).

Приказом ГБУЗ МО «Серпуховская центральная районная больница» от 12.09.2016 № 437 признано проведение СОУТ в 2016 году завершенным, утвержден отчет о специальной оценки условий труда (том 1 л.д. 191).

Из сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда от 09.09.2016 года следует, что по должности медицинская сестра палатная (постовая) отделения реанимации и интенсивной терапии Инфекционного стационара итоговый класс (подкласс) условий труда установлен – 3.2 (том 1 л.д. 192-199).

Ответчиком в материалы дела представлены графики отпусков за 2018 и 2019 г.г., с которыми истец была ознакомлена (том 1 л.д. 200-204).

В соответствии с приказом № 98 от 16.02.2015 об особенностях предоставления дополнительного отпуска и приказом № 167 от 13.03.2015 «О внесении изменений в приказ № 98 от 16.02.2015 года» с 01.01.2015 дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за вредные и опасные условия труда 2, 3 или 4 степени опасности, в соответствии со ст. 117 ТК РФ установлены продолжительностью 7 календарных дней (том 2 л.д. 2-5).

Стороной ответчика представлен расчёт возможной компенсации за не использованный отпуск истцом в рамках заявленного иска (том 2 л.д 6-7).

На основании муниципального контракта № 33-к/14 от 14.07.2014 ООО «ГЛАВПРОМЭКСПЕРТИЗА» была проведена специальная оценка условий труда для МУЗ «ЦРБ», представлен отчет о проведении специальной оценки условий труда в МУЗ «ЦРБ», утвержденный 14.11.2014 (том 2 л.д. 8-14, 18-20, 135).

Приказом от 07.07.2014 № 364 создана комиссия по специальной оценке условий труда и установлен срок проведения специальной оценки условий труда 4 квартал 2014 года (том 2 л.д. 15).

На основании контракта № 44-к/16 от 27.05.2016 года ООО «МЕРЦИС» была проведена специальная оценка условий труда для ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ», представлен отчет о проведении специальной оценки условий труда в ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ», утвержденный 09.09.2016 года, представлен перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, результаты проведения специальной оценки условий труда (том 2 л.д. 55-129, ).

Приказом № 264 от 27.05.2016 установлен срок проведения специальной оценки условий труда с 01.06.2016 по 31.08.2016 (том 2 л.д. 130).

Приказом № 266 от 27.05.2016 утвержден график проведения специальной оценки условий труда (том 2 л.д. 131-132).

Истцом в материалы дела представлены: акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 02.04.2019 года, из которого следует, что Государственной инспекцией труда в Московской области была проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ», по результатам которой было вынесено предписание от 02.04.2019 года и дан ответ заявителю ФИО (для информирования коллектива) (том 2 л.д. 151-155, 156-158).

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает возможным отказать в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ существенным условием трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Согласно ст.91 Трудового кодекса РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

В соответствии ст. 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии со ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ на предприятиях, в организациях предусмотрена тарифная система оплаты труда, включающая в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В силу ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Согласно ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

В силу ст. 4 указанного закона работодатель вправе:

1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;

4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;

5) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подтверждения внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета).

Работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;

7) рассмотреть замечания и возражения работника относительно результатов специальной оценки условий труда, представленные в письменном виде в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, и принять решение о проведении в случае необходимости внеплановой специальной оценки условий труда.

(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 451-ФЗ)

Согласно статье 5 Закона работник вправе:

1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее также - эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона;

4) представлять работодателю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте.

(п. 4 введен Федеральным законом от 27.12.2019 № 451-ФЗ)

2. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 26 Закона разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Ивашкевич В.В. работала в должности медсестры (медицинская сестра палатная, медицинская сестра-анестезист) в ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» в период времени с 01 августа 2011 года по 14 июля 2019 года, заключив соответствующий трудовой договор и фактически приступив к выполнению своих обязанностей. 14 июля 2019 года Ивашкевич В.В. была уволена на основании п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности работников организации). До 2014 года включительно истцу предоставлялся дополнительный отпуск в количестве 18 дней. После проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) соответствующим специалистом было установлено отсутствие оснований для предоставления истцу Ивашкевич В.В. как медицинскому работнику, занимающему определенную должность и исполняющему конкретные обязанности, дополнительного отпуска. Данное заключение СОУТ не было признано незаконным, являлось действующим. После получения данного заключения работодатель довёл его до сведения истицы с целью согласования вышеуказанного существенного изменения условий трудового договора. После этого, между сторонами трудового договора было заключено дополнительное соглашение от 25 марта 2015 года к трудовому договору, которым стороны согласовали вопрос не предоставления дополнительного отпуска истице. Данное условие трудового договора действовало до 06 сентября 2016 года, то есть до даты заключения нового дополнительного соглашения к трудовому договору, которым стороны внесли изменение в трудовой договор, оговорив обязанность работодателя предоставлять истице ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 7 дней – в соответствии с заключением СОУТ, которым соответствующий специалист определил наличие оснований для предоставления истцу Ивашкевич В.В. как медицинскому работнику дополнительного отпуска.

Таким образом, системный анализ положений вышеуказанных правовых норм и установленные фактические обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии неправомерных действий ответчика по отношению к истцу в рамках заявленных требований - стороной ответчика в обосновании своих возражений представлены документы, свидетельствующие о выплате в полном объёме денежных средств в качестве заработной платы, компенсации за неиспользованные отпуска в соответствии с положениями трудового договора с дополнительными соглашениями и фактически отработанным временем в спорный период; заключения СОУТ, условия трудового договора с дополнительными соглашениями в установленном законом порядке не были признаны недействительными.

Кроме того, исследовав довод ответчика о пропуске истцом срока давности обращения в суд за разрешением данного трудового спора, суд считает возможным согласиться с ним.

В соответствии со ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Срок давности по требованию о невыплате задолженности по заработной плате в виде компенсации за неиспользованный отпуск должен был бы исчисляться с 14 июля 2019 года, то есть с даты увольнения истицы, в случае, если бы ответчик имел обязанность по выплате истребуемых сумм за спорный период времени, но своевременно не исполнил своей обязанности. В данном же случае вопрос невыплаты компенсации за неиспользованный отпуск в полном объёме истица связывает с незаконностью (по её мнению) действий ответчика по проведению СОУТ в 2014 году и заключением дополнительных соглашений к трудовому договору от 25 марта 2015 года и от 06 сентября 2016 года, в связи с чем вышеуказанный срок давности должен исчисляться, начиная с указанных дат (дат заключения дополнительных соглашений).

Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. При определении размера компенсации вреда, должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.

Также не подлежит удовлетворению требование компенсации морального вреда, в виду отсутствия неправомерных действий или бездействия ответчика по отношению к истцу в рамках рассмотрения данного индивидуального трудового спора.

Исходя из изложенного, на основании ст.ст.56, 57, 91, 100, 116, 117, 132, 135, 140, 237 Трудового кодекса РФ, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ивашкевич В. В. к ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» о взыскании 113470 рублей в качестве задолженности по выплате компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска; 10000 рублей в качестве компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Крючков С.И.

Мотивированное решение составлено 31 марта 2020 года.

2-65/2020 (2-3177/2019;) ~ М-3022/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ивашкевич Виктория Викторовна
Ответчики
ГБУЗ МО "Серпуховская ЦРБ"
Другие
Бычкова Елена Николаевна (представитель ответчика)
Федорова Марина Геннадьевна (представитель истца)
Балахчи Алексей Леонидович
Климова Татьяна Юрьевна (представитель истца)
ООО "Главпромэкспертиза"
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Крючков Сергей Иванович
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
22.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2019Передача материалов судье
29.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2019Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Дело оформлено
22.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее