Дело № 2а-5487/2018-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ильиной Ирины Станиславовны к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске об оспаривании решения,
у с т а н о в и л :
Ильина И.С. обратилась в суд с административными исковыми заявлениями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске об оспаривании решения об отказе в перерасчете страховых взносов. Требования мотивированы тем, что административный истец 19.12.2005 до 11.01.2016 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением основного государственного регистрационного номера 305100135300015, в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) (далее по тексту - Пенсионный фонд) в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплат и иных вознаграждений физическим лицам, за номером 009-001-076768. 21.05.2018 Ильина И.С. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете суммы страховых взносов в фиксированном размере и о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2015 год с приложением заявления о возврате от 21.05.2018 по форме 23-ПФР, в котором просила произвести перерасчет сумм подлежащих уплате страховых взносов, пеней и штрафов за 2015 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, исчисленных с суммы дохода, полученного сверх предельной величины дохода за 2015 год исходя из расчетной базы для исчисления страховых взносов в размере 767902,00 руб. и возвратить излишне уплаченные страховые взносы в размере 80542,57 руб. со ссылкой на постановление Конституционного суда РФ от 30.11.2016 г. №27-П. Получила решение от 01.06.2018 года об отказе в перерасчете, мотивированное тем, что перерасчет производится только на основании судебного решения.
С данным решением Ильина И.С. не согласна. Со ссылкой на пенсионное законодательство, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, просит признать решение Пенсионного фонда от 01.06.2018 незаконным, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Ильиной И.С. путем перерасчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, исходя из расчетной базы для исчисления страховых взносов за 2015 год в размере 767902,00 руб. и принятия решения о возврате излишне уплаченных денежных средств в качестве страховых взносов за 2015 в размере 80542,57 руб.
В судебное заседание Ильина И.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без своего участия.
Представитель административного ответчика Каратай М.М. по доверенности в суде поддержала направленные ранее по делу возражения, с иском не согласна.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску, определением суда от 13.08.2018 привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, своего представителя не направила, представила письменный отзыв в котором полагала, что излишне уплаченные административным ответчиком страховые взносы подлежат возврату, просила рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляется органами ПФР в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также отношения, возникавшие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов за периоды до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №. 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Ильина И.С., являясь страхователем, в период с 19.12.2005 до 11.01.2016 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доход, уменьшенный на величину расходов».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ административный истец относится к категории плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статье 14 Закона № 212-ФЗ.
В силу ч.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ, в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (1 МРОТ х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей). При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1. части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (8 МРОТ х 26% х 12 месяцев).
Частью 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ установлено, что в целях применения положений ч. 1.1 ст.14 Закона № 212-ФЗ величина дохода для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, определяется в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частями 9 и 10 ст. 14 Закона №212-ФЗ предусмотрена обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. Данные сведения, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, в силу ч. 11 ст. 14 Закона №212-ФЗ, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам пеней и штрафов.
Таким образом, органы контроля за уплатой страховыхвзносов проводят мероприятия по контролю за полнотой уплаты страховых взносов при получении информации от налоговых органов.
В соответствии с вышеприведенными нормами Закона №212-ФЗ и разъяснениями Минтруда России, данными в Письме № 17-4/ООГ-692 от 01.09.2014, на основании информации, представленной налоговым органом, страховые взносы (на страховую часть) за период 2015 года были исчислены исходя из дохода Ильиной И.С. от предпринимательской деятельности в 2015 году.
11.01.2016 года административным истцом в налоговые органы представлена налоговая декларация за 2015 год с заявленной суммой доходов 8822159,00 руб., указанными произведенными расходами, непосредственно связанными с извлечением дохода, 7986486,00 руб.
Фиксированный размер страховых взносов за 2015 уплачен Ильиной И.С. в установленный законом сроки: из расчета 1 МРОТ - 18610,80 руб. - до 31.12.2015; 1% от суммы дохода, превышающего 300000 руб., в размере 85221,59 руб.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов за 2015 исполнена административным истцом в полном объеме и в установленный законом срок.
Постановлением Конституционного суда РФ от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ. Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса РФ в связи с запросом Кировского областного суда (далее-Постановление № 27-ГГ) установлено, что для целей определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам доход подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
21.05.2018 года Ильина И.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год. Решением от 01.06.2018 года Пенсионный фонд отказал административному истцу в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что перерасчет осуществляется исключительно на основании судебного акта.
Изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о невозможности применения указанного выше постановления Конституционного суда РФ к спорным правоотношениям, имевшим место до его вынесения, суд не принимает. В силу указания статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Суд со ссылкой на ч. 4 ст. 2 КАС РФ полагает возможным применить указанную норму права к сложившимся правоотношениям, поскольку в Постановлении Конституционного суда РФ от 30.11.2016 № 27-П дано толкование закона, улучшающее положение плательщиков страховых взносов.
Таким образом, оспариваемое решение административного ответчика в части отказа в применении к сложившимся правоотношениям Постановления Конституционного суда РФ от 30.11.2016 № 27-П противоречит закону.
Разрешая настоящий административный спор, суд в силу указаний ч. 5 ст. 1 КАС РФ не разрешает спор о размере перерасчета, ограничиваясь лишь указанием на способ восстановления нарушенного права: путем выполнения перерасчета страховых взносов за 2015 год, уплаченных Ильиной И.С., с учетом сведений о произведенных расходах, непосредственно связанных с извлечением доходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске, выраженное в письме от 01.06.2018 года №15204/07 в адрес Ильиной Ирины Станиславовны, об отказе в перерасчете страховых взносов за 2015 год.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске в месячный срок выполнить перерасчет страховых взносов за 2015 год, уплаченных Ильиной Ириной Станиславовной, с учетом сведений о произведенных расходах, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2018 года