№ 2-1227/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 августа 2017 г. г. Нерюнгри
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Софронова П.А., при секретаре Козловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Баторова Батожапа Дамбиевича к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС (Я), администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», Комиссии Правительства РС (Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов, о признании незаконным решения об исключении из списка и реестра нуждающихся, обязании восстановить на общем учете в списке нуждающихся, включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в список граждан-получателей социальной выплаты в порядке очередности,
установил:
Баторов Б.Д. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что он с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства в администрации Нерюнгринского района как <данные изъяты> и в республиканский реестр. Он был включен в список ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.
ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен начальником ГКУ РС (Я) «Нерюнгринское УСЗНиТ» о том, что Комиссией Правительства РС (Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов, утвержден список получателей социальной выплаты для приобретения жилья, и он является получателем социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ. Но ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен начальником ГКУ РС (Я) «Нерюнгринское УСЗНиТ» о том, что уже не включен в список граждан-получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ в связи с недостаточностью предусмотренных финансовых средств со ссылкой на протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
Затем им была получена выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой решением Комиссии утвержден список получателей социальной выплаты для приобретения жилья, и Баторов Б.Д. является получателем социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ.
Нерюнгринская районная администрация ДД.ММ.ГГГГ направила ему выписку из протокола Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой он исключен из Республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, ввиду обеспеченности жилым помещение в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной ОМСУ и выше.
Истец указывает, что проживает с семьей в неблагоустроенном доме, где канализация отсутствует, холодная вода привозная. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ износ дома составляет 51 %. Истец полагает, что решение 36 сессии Иенгринского наслежного Совета депутатов «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения на территории сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» не имеют правового значения при решении Комиссии о включении его в Республиканский реестр для получения социальной выплаты, так как на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Баторов Б.Д. был поставлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до 1 марта 2005 года. И принятое ДД.ММ.ГГГГ решение 36 сессии Совета депутатов действует с даты принятия этого решения.
Истец отмечает, что бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения он не получал, жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не обеспечен. Считает, что закон не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, в том случае, если жилищные условия таких граждан фактически не улучшены.
Принятие Комиссией решения об исключении его из республиканского реестра повлекло исключение ДД.ММ.ГГГГ его из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года по муниципальному образованию «Нерюнгринский район», что подтверждается письмом Нерюнгринской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ. С исключением из списка по МО «Нерюнгринский район» Баторов Б.Д. также не согласен, считая это решение незаконным и необоснованным. С учетом этого истец просит признать незаконным решение Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его со списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года по МО «Нерюнгринский район». Также просит обязать Нерюнгринскую районную администрацию восстановить его на общем учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях с момента постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, а также в льготном списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года по МО «Нерюнгринский район». Дополнительно просит обязать Министерство архитектуры и строительного комплекса РС (Я) включить его в списке граждан-получателей выплаты в порядке очередности. Кроме того, просит признать незаконным решение Комиссии Правительства РС (Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и обязать включит его в данный реестр. А также просит обязать указанную Комиссию принять решение о предоставлении ему социальной выплаты в порядке очередности. Также просит взыскать солидарно с ответчиком уплаченную им государственную пошлину в размере 300 руб.
В судебном заседании Баторов Б.Д., надлежаще извещенный, участия не принимал.
Представитель истца - Чукаева С.Р. на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представители Министерства архитектуры и строительного комплекса РС (Я) и Комиссии Правительства РС (Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов, надлежаще извещенных, участия не принимали.
Представитель администрации МО «Нерюнгринский район», с учетом ходатайства, участия не принимал. Согласно письменному отзыву на исковое заявление в органе местного самоуправления - сельское поселение «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Баторов Б.Д. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, снятие с учета нуждающихся производится на основании решения этого же органа местного самоуправления. Решение о предоставлении социальной выплаты ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, принимает Комиссия по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состав которой утвержден распоряжением Правительства РС (Я). Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № Баторов Б.Д. исключен из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, в связи с обеспеченностью жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной огранном местного самоуправления (и выше) на основании п. 8.5 Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 25 мая 2006 года № 226. Согласно решению 36-ой сессии Иенгринского наслежного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма жилья для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях составляет не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного челна семьи, постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении. Решением Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам муниципального образования «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ № Баторов Б.Д. исключен из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года по муниципальному образованию «Нерюнгринский район», в связи с исключением из Республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года. На момент принятия муниципальной комиссией решения об исключении Баторова Б.Д. из списка Нерюнгринского района им не обжаловалось решение Комиссии Правительства РС (Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исследовав по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 28. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно п. 4 Порядка предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 25мая 2006 года № 226, предоставление гражданам социальных выплат производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и включения в список на предоставление социальных выплат.
Из материалов гражданского дела следует, что Баторов Б.Д. с ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты>, что подтверждается справкой №.
Истец является получателем пенсии по <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается пенсионным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Баторов Б.Д. является ветераном труда, награжден медалями и почетной грамотой, что подтверждается удостоверениями № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанные обстоятельства не имеют значения для разрешения спора по настоящему делу.
Согласно штампу в паспорте гражданина РФ Баторов Б.Д. зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Из технического паспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что техническое состояние конструктивных элементов неудовлетворительное.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца ГКУ РС (Я) «Нерюнгринское Управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС (Я)» направило выписку из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Комиссией Правительства РС (Я) по вопросам предоставления социальных выплат ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов, утвержден список получателей социальной выплаты для приобретения жилья, и Баторов Б.Д. является получателем социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ. В течение 10 дней с момента получения уведомления истцу надлежало предоставить документов согласно указанному в выписке из протокола перечню.
ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен ГКУ РС (Я) «Нерюнгринское УСЗНиТ» о том, что не включен в список граждан-получателей социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ в связи с недостаточностью предусмотренных финансовых средств со ссылкой на протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес истца ГКУ РС (Я) «Нерюнгринское Управление социальной защиты населения и труда при Министерстве труда и социального развития РС (Я)» направило выписку из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому решением Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов, утвержден список получателей социальной выплаты для приобретения жилья, и Баторов Б.Д. является получателем социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ. В течение 10 дней с момента получения уведомления истцу надлежало предоставить документов согласно указанному в выписке из протокола перечню.
Истец, оспаривая решение Комиссии, считает, что оснований для снятия его с учета нет.
Нерюнгринская районная администрация ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес истца выписку из протокола № от 10 ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим инвалидов, принято решение об исключении Баторова Б.Д. из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, на основании пп. з п. 8.5 Порядка - обеспеченность жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше.
Судом установлено, что в органе местного самоуправления - сельское поселение «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Баторов Б.Д. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о том, что Баторов Б.Д. после ДД.ММ.ГГГГ получал от государства жилье или приобретал его в личную собственность, суду не представлены.
Из оспариваемого решения Комиссии следует, что истец исключен из республиканского реестра лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления.
Судом учитывается решение 36 сессии Иенгринского наслежного совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 12 кв.м., поэтому истец правомерно состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий до принятия оспариваемого решения. И последующее изменение размера учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в сторону уменьшения не может служить основанием для снятия истца с жилищного учета по смыслу Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Так, согласно ст. 5 указанного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ. В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. По смыслу указанных положений закона, истец, поставленный на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., мог быть снят с такого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с положениями ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшей в период постановки истца на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого исполнительным комитетом областного Совета народных депутатов.
В силу требований ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй указанной статьи, согласно которой граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах, не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. Эти основания судом не установлены.
Кроме того, как следует из определения Конституционного суда РФ № 1549-О-П от 01 декабря 2009 г. в случаях принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма предусмотрено сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Таким образом, не возможно снятие указанной категории граждан с учета, если жилищные условия фактически не улучшены.
С учетом этого решение Комиссии в части исключения Баторова Б.Д. из Республиканского Реестра ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоявшего на учете до 01 января 2005 г., является незаконным, а потому права истца должны быть восстановлены путем включения его в данный реестр под прежним номером очередности.
Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца Нерюнгринской районной администрации, в связи с исключением из республиканского реестра ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, Баторов Б.Д. был исключен из списков по муниципальному образованию «Нерюнгринский район».
При таких обстоятельствах, при удовлетворении требования о восстановлении в Республиканский реестр, удовлетворяются требования и о включении истца в список по муниципальному образованию «Нерюнгринский район».
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Однако, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве ответчиков. При таких обстоятельствах с ответчиков не подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Баторова Батожапа Дамбиевича к Министерству архитектуры и строительного комплекса РС (Я), администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», Комиссии Правительства РС (Я) по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих инвалидов, о признании незаконным решения об исключении из списка и реестра нуждающихся, обязании восстановить на общем учете в списке нуждающихся, включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в список граждан-получателей социальной выплаты в порядке очередности, удовлетворить.
Признать решение Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов Правительства РС (Я) № от ДД.ММ.ГГГГ, в части исключения Баторова Батожапа Дамбиевича из Республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным.
Обязать Комиссию по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов Правительства РС (Я) восстановить Баторова Батожапа Дамбиевича в очереди в Республиканском реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Признать решение Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат гражданам МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Баторова Батожапа Дамбиевича из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, по МО «Нерюнгринский район» незаконным.
Обязать администрацию муниципального образовании «Нерюнгринский район» восстановить Баторова Батожапа Дамбиевича на общем учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях с момента постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, а также в льготном списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года по МО «Нерюнгринский район».
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья