РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2022 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самаркой области в составе:
председательствующего судьи Томиловой М.И.,
при помощнике судьи Мораевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД 63RS0037-01-2022-002423-60(производство№2а-2796/2022) по административному иску Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области к Сивову В.Ю о взыскании недоимки по налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №18 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Сивова В.Ю. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018г., налог в размере 361.07 руб., пеня в размере 0.61 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2018г.: налог в размере 53.02 руб., пеня в размере 0.09 руб.; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) за 2017-2018г. налог в размере 10044 руб. пеня в размере 267.82 руб., штраф в размере 802.4 руб.; транспортный налог с физических лиц за 2018г., налог в размере 449 руб., пеня в размере 0.01 руб.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в нарушение ст. 45 НК РФ, должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога и сбора своевременно, в связи с чем, истец в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес ответчика направил требования об уплате налога: № 40087 от 13.02.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 12.07.2019 г.; №4650 от 19.04.2018г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 14.05.2018г.; № 5514 от 04.05.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 25.05.2018 г.; №6319 от 14.05.2018г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 01.06.2018г.; № 11389 от 25.07.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 14.08.2018 г.; №40087 от 13.02.2019г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 12.07.2019г.;
При обращении с заявлением о взыскании вышеуказанных недоимок по налогам и пени к мировому судье с/у № 49 Самарского судебного района г. Самары Самарской области определением от 16.08.2021г. в вынесении судебного приказа было отказано.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик Сивов В.Ю. в судебное заседание не явился, уважительных причин своей неявки суду не сообщил, ходатайства об отложении или о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступали.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Изучив представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно Письму Минфина России от 01.09.2017 N 02-07-10/56402 «Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Статьей 423 НК РФ, установлено, что расчетным периодом признается календарный год.
Согласно ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по соответствующий календарный месяц включительно.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.419 НК РФ адвокаты признаются налогоплательщиками страховых взносов, и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В силу пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов, по выбору налогоплательщика.
В случае, если налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения, он уменьшает полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленный п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации перечень расходов при условии их соответствия критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок признания доходов и расходов установлен статьей 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 ч.1 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, положения Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности обращения налогового органа в суд с требованием о принудительном взыскании страховых взносов с налогоплательщика за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации: налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (определение от 29 сентября 2020 года N 2315-О).
При упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении надлежащих, законом установленных процедур и форм налогового (фискального) принуждения, уголовного преследования, приказного или искового производства, выступающих причиной, которой обусловлено прекращение налогового обязательства, физическое лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений, оспариваемых по настоящему делу (постановление от 2 июля 2020 года N 32-П).
Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункты 1 - 3 статьи 48).
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующей во взаимосвязи с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление данного срока, а также момента начала его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Судом установлено, что Сивов В.Ю. в соответствии со ст.ст. 23, 419, 430 НК РФ является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, а также налогоплательщиком транспортного налога в связи с наличием объектов налогообложения.
Из материалов дела установлено, что Сивов В.Ю. в нарушение ст. 45 НК РФ, не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога и сбора своевременно, в связи с чем, истец в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес ответчика направил требования об уплате налога: № 40087 от 13.02.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 12.07.2019 г.; №4650 от 19.04.2018г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 14.05.2018г.; № 5514 от 04.05.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 25.05.2018 г.; №6319 от 14.05.2018г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 01.06.2018г.; № 11389 от 25.07.2018 г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 14.08.2018 г.; №40087 от 13.02.2019г. с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 12.07.2019г.
Сумма задолженности по налогам и пени по требованию №40087 от 13.02.2019г. превысила 3000 руб., налог по указанному требованию подлежал уплате в срок до 12.07.2019г.
С заявлением о вынесении судебного приказа Межрайонная Инспекция ФНС России №18 по Самарской области к мировому судье обратилась в августе 2021г., то есть за пределами шестимесячного срока, установленного ч.2 ст.48 НК РФ.
Налоговый орган обратился в суд с исковыми требованиями о взыскании указанной задолженности 21.07.2022г. после отказа мировым судьей определением от 16.08.2021г. в вынесении судебного приказа.
В исковом заявлении административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, ссылаясь на большое количество заявлений о взыскании задолженности по налогам с физических лиц, а также сбором необходимого пакета документов для обращения в суд.
Вместе с тем, заявленное ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд подлежит отклонению, поскольку административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
Таким образом, указанная административным истцом причина пропуска срока на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после в суд в исковом порядке, не может быть признана уважительной, что исключает его восстановление судом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с Сивова В.Ю. задолженности по налогам и пени не имеется, в связи с пропуском административным истцом срока для обращения с соответствующими требованиями, установленного п.2 ст.48 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области к Сивову В.Ю о взыскании недоимки по страховым взносам, пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.01.2023г.
Судья М.И. Томилова