63RS0039-01-2020-002099-21
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 июня 2020 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.,
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1954/2020 по административному исковому заявлению МИФНС России №18 по Самарской области к Уварову Александру Михайловичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
МИФНС России №18 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Уварова А.М. недоимки по обязательным платежам, указав, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога, обязанность по уплате указанных налогов за 2017 год не исполнил, ранее выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с Уварова А.М. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 775 руб., пени в размере 12,33 руб., задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 4 950 руб., пени в размере 78,75 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении административного иска в отсутствие представителя по имеющимся в деле доказательствам.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции РФ и п.1 ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с гл. 32 НК РФ ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц. В ст.401 НК РФ указано, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: объектом налогообложения признается расположение в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение.
Законом Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» в соответствии со ст.14, 356 НК РФ, на территории Самарской области введен транспортный налог. Плательщиками этого налога, согласно ст.357 НК РФ, являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии со ст.69 НК РФ при наличии у плательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что Уваров А.М. является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога за 2017 год в связи с наличием ряда объектов налогообложения, в том числе: квартира с КН №, транспортное средство а/м <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, мощностью двигателя <данные изъяты> л.с. (л.д.41-42, 45).
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику заказным почтовым отправлением направлено налоговое уведомление №55647292 от 11.09.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 775 руб. и транспортного налога за 2017 год в размере 4 950 руб. (л.д.12).
В связи с неуплатой налога административному ответчику выставлено требование №4310 по состоянию на 04.02.2019 с предложением в срок до 01.04.2019 уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 775 руб. и начисленные пени в размере 12,33 руб., а также задолженность по транспортному налогу в размере 4 950 руб. и начисленные пени в размере 78,75 руб. (л.д.9).
Следовательно, срок на обращение в суд для взыскания с ответчика недоимки по налогам за 2017 год, указанным в требовании №4310, исчисляется с 01.04.2019 года. Указанный срок истек 01.10.2019 года.
Как следует из материалов административного дела №2а-2030/2019 по заявлению МИФНС России №18 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей с Уварова А.М. судебного участка №28 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области, заявление МИФНС России №18 по Самарской области о вынесении судебного приказа было подано мировому судье 28.11.2019 года, т.е. с нарушением установленного срока на обращение в суд.
Несмотря на это, 29.11.2019 года мировым судьёй судебного участка №28 Ленинского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Уварова А.М. недоимки по налогам за 2017 год.
Определением мирового судьи судебного участка №28 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 07.02.2020 года судебный приказ от 29.11.2019 года отменён, после чего 28.05.2020 МИФНС России №18 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Судом установлено, что налоговым органом был нарушен шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа.
При этом суд приходит к выводу, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, не имелось. Ходатайств о восстановлении срока административным истцом не заявлено.
Соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ).
Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование МИФНС России №18 по Самарской области о взыскании с Уварова А.М. транспортного налога за 2017 год в размере 4 950 руб. и пени в размере 78,75 руб., налога на имущество за 2017 год в размере 775 руб. и пени в размере 12,33 руб. удовлетворению не подлежит в связи с пропуском без уважительных причин срока на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу, пени, установленных налоговым законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России №18 по Самарской области о взыскании с Уварова Александра Михайловича недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 4 950 руб. и пени в размере 78,75 руб., налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 775 руб. и пени в размере 12,33 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.07.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья