Именем Российской Федерации
18 мая 2015г г. Горняк
Локтевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Корчагина С.Д.,
при секретаре Мироненко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Ю.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
В.Ю.В. обратился в суд к ответчику Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с иском о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка. В обоснование требований указал, что является собственником земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 22:26:040306:268, внесенный в государственный кадастр недвижимости в 2007г, расположенный по адресу: <адрес>, 6 км на запад от <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок, выделенный в счет земельных долей, в т.ч. и долей истца, был поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер 22:26:040306:268. До настоящего времени право собственности на указанный земельный участок ни за кем не зарегистрировано.
В 2015г истец обратился в орган кадастрового учета по вопросу выделения отдельным земельным участком принадлежащие ему на праве собственности земельные доли, но ему пояснили, что данный земельный участок до настоящего времени состоит на кадастровом учете и чтобы выделить доли истца в отдельный участок, необходимо снять с кадастрового учета данный земельный участок, т.к. данный земельный участок, в соответствии со ст. 45 Закона о кадастре, является учтенным объектом недвижимости и не подлежит снятию с учета на основании заявления (п. 5 ст. 24 Закона о кадастре). Имелось два решения – зарегистрировать право общей долевой собственности на данный земельный участок, что не представляется возможным, т.к. некоторые сособственники умерли, и в наследство никто не вступил, а другие зарегистрировали свое право в новых участках. Во вторых – снять земельный участок с кадастрового учета на основании судебного решения.
Ссылаясь на положения ст.ст. 24, 45 Закона «О государственном кадастре недвижимости», указывает, что спорный земельный участок относится к ранее учтенным объектам недвижимости, т.к. поставлен на учет до вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. до 24.07.2007г. орган кадастрового учета может снять с кадастрового учета земельный участок только в случае, если данный земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре).
Указанным законом не определена процедура аннулирования из государственного кадастра сведений о земельном участке, относящемся к ранее учтенным объектам недвижимости, что препятствует Филиалу ФГЬУ «ФКП Росреестра» по <адрес> применить положения ч. 4 ст. 24 указанного Закона, а истцу – возможности распорядиться принадлежащим ему имуществом - земельной долей, выделить земельный участок в счет земельной доли, в связи с нахождением на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 22:26:040306:268, площадью 81,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 6 км на запад от <адрес>.
Полагает, что к спорным правоотношениям применяются положения ст. 24 Закона от 24.07.2007г.
Просит заявленные требования удовлетворить. Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:26:040306:268, площадью 81,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, 6 км на запад от <адрес> /л.д. 3-4/.
В судебном заседании истец В.Ю.В. заявленные требования поддержал, показал, что ему и другим гражданам, для нужд КФХ был отведен земельный участок. Участок был отмежеван, поставлен на кадастровый учет. Впоследствии КФХ распалось. В отведенном земельном участке остались принадлежащие ему земельные доли. Также в участке имеются земли его матери, его отчима. После смерти матери он оформил на свое имя принадлежавшие матери земельный доли. После смерти отчима принадлежавшая ему земельная доля не наследовалась, хотя наследники есть – дочь отчима находится в тюрьме, где его сын – неизвестно. Оставшаяся земля – 36,6 га принадлежит ему. Чтобы оформить право собственности на данные земли сельхозназначения, необходимо размежевать земельный участок, снять его с кадастрового учета. В земельном комитете ему посоветовали решать этот вопрос через суд. Он хочет снять земельный участок с кадастрового учета, выделить из него свою долю и зарегистрировать на нее право собственности. Просит суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Судом определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика и 3-го лица, просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав доводы истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно письменного отзыва ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> на исковые требования истца, по сведениям государственного кадастра недвижимости, спорный земельный участок с кадастровым номером 22:26:010306:268 имеет статус «ранее учтенный», внесен в ГКН на основании заявления В.Ю.В. от 19.12.2006г. правообладателем участка значится В.Ю.В., вид права – общая долевая собственность, размер доли 81,6 га. Сведения о зарегистрированных правах на данный спорный земельный участок, в т.ч. и за В.Ю.В., отсутствуют. В связи с тем, что сведения о земельном участке внесены в ГКН до 01.03.2008г, он является ранее учтенным. Сведения, внесенные в ГКН о данном земельном участке, являются кадастровыми сведениями (отсутствует временный характер сведений). Поскольку данный земельный участок не имеет временно статуса, а является ранее учтенным, он не подлежит снятию с кадастрового учета на основании заявления, в порядке п. 5 ст. 24 Закона о кадастре или на основании п. 4 ст. 24 Закона о кадастре в связи с истечением 5 лет срока временного характера сведений о земельном участке. Земельный участки, сведения ГКН о которых не носят временного характера, могут быть сняты с государственного кадастрового учета: при преобразовании таких земельных участков с даты государственной регистрации вещных прав на образуемые на них земельные участки (ч. 3 ст. 24 Закона о кадастре); на основании вступившего в законную силу решения суда о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. В данном случае, участок не подвергался преобразованию (разделу, объединению и т.д.), в связи с чем, он не подлежит снятию с учета в порядке ч. 2 ст. 25 Закона о кадастре. Снятие ранее учтенного земельного участка с кадастрового учета Законом о кадастре не предусмотрено и возможно только по решению суда. Заявления от В.Ю.В. о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного спорного земельного участка в Филиал ФГБУ не поступало. Разрешение исковых требований истца оставляет на усмотрение суда.
Истцу В.Ю.В. в 1983г для организации крестьянского хозяйства «Восход» выделялись земли сельхозназначения общей площадью 36,4 га /л.д. 6/.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права /л.д. 7/, на основании свидетельства о праве на наследство за В.Ю.В. 31.01.2014г зарегистрировано право собственности на земельный участок земель сельхозназначения с кадастровым номером: 22:26:000000:13.
На земельный участок с кадастровым номером 22:26:040306:0268 заведено землеустроительное дело № 906/л.д. 8-12/, согласно которого, в границах земельного участка В.Ю.В., расположенного в 6 км на запад от <адрес>, вкрапленных участков нет. Произведено межевание данного земельного участка, установлены его границы с другими земельными участками, согласно акта отвода – данный земельный участок отведен в натуре.
В соответствии со сведениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сведения о зарегистрированных правах на данный земельный участок отсутствуют.
Из материалов кадастрового дела № 22:26:040306:0268 следует:
· Постановлением Масальского сельсовета <адрес> № от 08.12.2006г за В.Ю.В. для сельскохозяйственного производства закреплены земельные участки в размере 81,6 га пашни, расположенные в 6 км на запад от <адрес>;
· В числе дольщиков указанных земельных участков значатся: В.Ю.В., Д.З.А., Т.П.А., Ч.А.К., В.А.И., К.А.И., К.Н.;
· Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет В.Ю.В. на основании его заявления от 19.12.2006г.
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из приведенных норм Закона следует, что сущность кадастрового учета заключается в фиксации сведений об объекте недвижимого имущества, а кадастровый учет фактически является способом систематизации данных об объектах недвижимого имущества в целях создания федерального государственного информационного ресурса.
В соответствии со ст. 16 вышеуказанного Закона, кадастровый учет осуществляется, если иное не установлено настоящим Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Законом для осуществления такого учета документов или в случаях, указанных в законе – на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу ст. 20 Закона, с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Согласно ст. 25 Закона, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим (ч. 4 ст. 24 Закона).
В соответствии с п. 53 «Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (утв. Приказом Министерства экономического развития от 04.02.2010г № 42), внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные» в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.
В отношении образованных объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на «архивный» в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым № 22:26:040306:0268 был поставлен на государственный кадастровый учет истцом В.Ю.В. на основании его заявления от 19.12.2006г. Сведения о земельном участке внесены в ГКН до 01.03.2008г, спорный земельный участок является «ранее учтенным». Земельный участок был образован путем слияния нескольких земельных участков собственников для ведения крестьянского хозяйства В.Ю.В., ранее имевшим статус главы КФХ «Восход», впоследствии изменившего данный статус на статус Индивидуального предпринимателя. По вопросу снятия данного земельного участка с кадастрового учета с заявлением В.Ю.В. в кадастровый орган не обращался.
Согласно ст. 25 Закона, орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Положениями частей 3, 5 ст. 24 Закона предусмотрены основания для снятия с кадастрового учета земельного участка.
Так, учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости (ч. 3 ст. 24 Закона).
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (ч. 5 ст. 24 закона).
Из анализа указанных норм права следует, что снятие земельного участка с кадастрового учета возможно только в отношении преобразуемого земельного участка, либо аннулировании сведений в отношении временного земельного участка.
Между тем, в данном случае земельный участок по адресу: <адрес>, 6 км на запад от <адрес>, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный земельный участок. Снятие с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка Законом не предусмотрено.
Земельный участок не подвергался преобразованию, в связи с чем, он не подлежит снятию с кадастрового учета в порядке ч. 2 ст. 23 Закона.
По смыслу ч. 2 ст. 25 Закона, перечень оснований для снятия с кадастрового учета является исчерпывающим.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истцом В.Ю.В. избран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права.
Также, судом принимается во внимание, что спорный земельный участок, согласно материалов землеустроительного дела, образован из нескольких земельных участков, принадлежащих нескольким собственников. Заявляя исковые требования о снятии земельного участка с кадастрового учета, истец В.Ю.В. в судебном заседании указывает, что целью данного снятия с кадастрового учета земельного участка является выделение из него принадлежащих лично истцу земельных долей, регистрация на них права собственности. Между тем, снятие с кадастрового учета земельного участка, принадлежащего нескольким ответчикам на праве общей долевой собственности, при сохранении такого права только за обратившимся в суд истцом недопустимо, поскольку такое снятие с кадастрового учета является прекращением существования земельного участка, как индивидуально – определенной вещи, а права других собственников земельных долей, входящих в состав спорного земельного участка, будут нарушены.
В силу ст. 11 ГК РФ, судом осуществляется защита только нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования В.Ю.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд.
Судья С.Д. Корчагин
Решение не вступило в законную силу.
Разрешаю разместить на сайте суда.
Судья С.Д. Корчагин
И.о. Председателя суда Н.В. Девятко