Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5418/2016 ~ М-5482/2016 от 24.11.2016

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕ Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22.12.2016г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Гороховик О. В.,

при секретаре Ходыкиной Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вольнова Ю.О.     к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения,

У С Т А Н О В И Л:

     Вольнов Ю. О. обратился в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения, указав, что ему    на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, 3 –й переулок, <адрес>. 17.03.16 г. он обратился в Департамент управления имуществом г. о. Самары с заявлением о предварительном согласовании предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.    Распоряжением от 06.07.2016г. № 701 ему было отказано в предварительном согласовании в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно из земель,    государственная собственность на который не разграничена на основании п. п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, п. п. 3 п. 3 ст. 11.10, п. п. 4,6 11.9 ЗК РФ (земельный участок расположен в зоне предприятий и складов 5-4 класса вредности по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре). Считает данный отказ незаконным и не обоснованным, нарушающим    ее права как    собственника жилого помещения, имеющего исключительное первоочередное право на приобретение земельного участка в собственность.

    Ссылаясь на указанные     обстоятельства, просит признать распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 06.07.2016г. незаконным и нарушающим его права, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить нарушение ее прав и законных интересов путем согласования предоставления земельного участка площадью 391 кв. м. в собственность бесплатно Вольнову Ю. О., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца     поддержал    требования, при этом пояснила, что       жилое помещение, расположенное на испрашиваемом земельном участке, было построено в 1957г. до введение в действие Правил застройки и землепользования от 26.04.2001г., что подтверждается техническим паспортом помещения. Кроме того, испрашиваемый истицей земельный участок не обременен красными линиями, в связи с этим, считает, что имеет право на оформление    земельного участка в собственность.

Представитель административного ответчика - Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

        Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

        Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

            В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

            Согласно Закону Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сфере градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» с 01.03.2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от министерства имущественных отношений к Администрации г.о. Самара.

В соответствии с ч.2 постановления администрации г.о. Самара от 19.08.2015 №929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по организации подготовки проектов соответствующих распорядительных актов администрации г.о. Самара о заключении проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный

участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления

о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

    Согласно ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 6 постановления Самарской Городской Думы от 26.04.2001г. № 61 « Об утверждении Правил застройки и землепользования в г. Самаре» объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и     использоваться без их проведения в соответствии с настоящими Правилами.

Исключения составляют те не соответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам    постановлением главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.

Из материалов дела следует, что Вольнов Ю. О. является собственником жилого дома,    расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

17.03.16 г. Вольнов Ю. О. обратился с заявлением в Департамент управления имуществом г. о. Самары о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

             Распоряжением от 06.07.2016 г.     истцу    было отказано в предварительном согласовании земельного участка в собственность бесплатно из земель,    государственная собственность на который не разграничена    в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ПК-1 и разрешенный вид использования земельных участков в данной зоне не соответствует разрешенным видам использования в данной территориальной зоне.

Судом установлено, что жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке был построен в 1957 г., то есть до утверждения Правил застройки и землепользования, что подтверждается техническим паспортом помещения.

Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что обстоятельств, свидетельствующих об опасности использования указанного помещения для жизни и здоровья    людей судом не установлено, суд считает, что оспариваемый отказ Департамента нарушает требования закона и права административного истца, в связи с чем, требования Вольнова Ю. О. о    признании распоряжения от г. № 319 незаконным и его отмене являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 277 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Учитывая, что заявление Вольнова Ю. О. не было рассмотрено надлежащим образом, истцу необоснованно было отказано в предоставлении муниципальной услуги, на ответчика подлежит возложению обязанность рассмотреть повторно заявление Вольнова Ю. О. с учетом обстоятельств, установленных решением суда.

Согласно    ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

П. 8 ст. 219 КАС РФ установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Судом установлено, что истцом срок на подачу указанного заявления был пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

Судом установлено, что срок пропущен истцом в связи с тем, что    ранее     было обращение в Железнодорожный районный суд <адрес>      с заявлением о признании права собственности на испрашиваемый земельный участок. Определением от 20.09.16 г. исковое заявление было оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка.

Факт    обращения в Железнодорожный районный суд г. Самары свидетельствует о том, что административный истец не имел возможность       осуществлять защиту своих прав установленными    законами способами.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Вольнова Ю.О.     удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара    от 06.07.2016 г. .

Обязать Департамент управления    имуществом г.о. Самара возобновить рассмотрение     заявления Вольнова Ю.О. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Самары.

В окончательной форме решение изготовлено 23.12.2016 года.

Судья                                     Гороховик О. В.

2а-5418/2016 ~ М-5482/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вольнов Ю.О.
Ответчики
Департмент управления имуществом г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Гороховик О. В.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
25.11.2016Передача материалов судье
25.11.2016Решение вопроса о принятии к производству
25.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2016Судебное заседание
24.11.2016Регистрация административного искового заявления
22.12.2016Судебное заседание
23.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее