РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2022 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Тимошенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Зуева М. Г., Зуевой Л. В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании решения незаконным,
установил:
Зуев М.Г., Зуева Л.В. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование заявления указано, что административным истцам на праве общей совместной собственности принадлежит жилой дом площадью <данные изъяты> год, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №. Земельный участок, на котором данное здание расположено, площадью <данные изъяты> в собственность либо в аренду истцов не оформлен, используется фактически. Истцы обратились с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка путем раздела земельного участка №. Данный участок относится к землям, на которые государственная собственность не разграничена, имеет площадь 11 042 кв.м и разрешенное использование «для строительства многоэтажной жило застройки», предоставлялся для строительства строительной компании ООО «Дом-75». Эта же компания возводила принадлежащий истцам жилой дом. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара сообщил о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № на том основании, что: не представлено согласие собственников зданий – многоквартирных домов с кадастровыми номерами № №, принадлежащих на праве собственности иным лицам.
С данным решением административные истцы не согласны. Полагают, что жилой дом, принадлежащий административным истцам, является домом блокированной застройки, по этой причине истребование согласия собственников, расположенных на земельном участке № домов ничем не обосновано. Помимо этого, никто, кроме истцов не праве претендовать на право собственности на указанный земельный участок.
Ссылаясь на изложенное, просят признать незаконным и нарушающим права административных истцов отказ Департамента управления имуществом г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административных истцов, утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании представитель административных истцов просила требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административных истцов, просила в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица ООО «Дом 75» в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований административных истцов.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 постановления Администрации г.о. Самара от 11 января 2017 г. № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ).
Согласно п.1 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Из материалов дела следует, что на основании договора о долевом участии в строительстве односекционного коттеджа № от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам на праве общей совместной собственности принадлежит жилой дом площадью 448,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, в соответствии с которой предполагается образование земельного участка площадью 1411 кв.м путем раздела участка с кадастровым номером № (л.д. 8).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара сообщил о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № на основании п. 2.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 N 170 (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.11 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе: отсутствие согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходного земельного участка или земельных участков, из которого (которых) образуется земельный участок, указанный в запросе (заявлении) об утверждении схемы расположения земельного участка, если указанное согласие требуется с учетом положений пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации; пересечение границ земельного участка с границами другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (Едином государственном реестре недвижимости), за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости.
В качестве причин отказа указано, что не представлено согласие на раздел земельного участка собственников зданий – многоквартирных домов с кадастровыми номерами № принадлежащего на праве собственности иным лицам.
Согласно подп. 3 п. 2.6 Административного регламента для получения муниципальной услуги заявитель самостоятельно представляет согласие в письменной форме землепользователя (землепользователей), землевладельца (землевладельцев), арендатора (арендаторов), залогодержателя (залогодержателей) исходного земельного участка или земельных участков, из которого (которых) образуется земельный участок, а также собственника (собственников) объекта (объектов) недвижимости, расположенного на данных земельных участках (в случае, если у исходного земельного участка или земельных участков, из которого (которых) образуется земельный участок, имеются землепользователь (землепользователи), землевладелец (землевладельцы), арендатор (арендаторы), залогодержатель (залогодержатели) и указанное согласие требуется в соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, либо на исходном земельном участке или земельных участках расположен объект (объекты) недвижимости).
На исходном земельном участке с кадастровым номером № помимо принадлежащего истцам жилого дома расположены объекты недвижимости – многоквартирные дома с кадастровыми номерами № <адрес> № (<адрес> принадлежащие на праве собственности нескольким иным лицам, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Поскольку согласие собственников данных объектов на образование испрашиваемого административными истцами земельного участка представлено не было, у Департамента имелись законные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Представленные суду согласия нескольких собственников указанных многоквартирных жилых домов на образование земельного участка не имеет значения, так как на момент принятия оспариваемого решения такое согласие не представлялось.
Доводы административного истца о том, что собственник здания не является лицом, чье согласие требуется в соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, являются несостоятельными. С момента государственной регистрации своего права на данный объект в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ собственник здания является землепользователем участка.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН, а также информации Департамента градостроительства г.о. Самара земельный участок № до настоящего времени находится в аренде у ООО «Дом 75» в связи с тем, что Управлением Росреестра отказано в регистрации соглашения о расторжении договора, так как запись об ипотеке в силу закона в пользу участников долевого строительства на указанный земельный участок не прекращена, а также отсутствуют записи о регистрации прав собственности всех участников долевого строительства на все объекты долевого строительства на земельном участке №.
В связи с изложенным суд считает, что решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, по мотиву отсутствия согласия собственника объекта недвижимости, расположенного на исходном земельном участке, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку оспариваемое решение незаконным не признано, оснований для возложении на Департамент обязанности заново рассмотрев заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории также не имеется.
Административные истцы не лишены права установить границы земельного участка под принадлежащим им объектом недвижимости в исковом порядке с целью дальнейшего предоставления уполномоченным органом сформированного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Зуева М. Г., Зуевой Л. В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании решения незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) М.Н. Ретина
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ