№ 2-7591/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2017 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ивченковой Ю.М.,
при секретаре Лутфуллиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова Юрия Павловича к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обеспечении жизненно необходимым лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Филиппов Ю.П. обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании ответчика принять меры по организации мероприятий на приобретение лекарственного препарата и обеспечить его препаратом Дазатиниб за счет бюджета Республики Башкортостан 100 мг. в сутки непрерывно, длительно в соответствии с медицинскими показаниями. Обратить решение суда в части исковых требований об обязании ответчика обеспечить его препаратом Дазатиниб за счет бюджета РБ 100 мг. в сутки непрерывно, длительно в соответствии с медицинскими показаниями, к немедленному исполнению, заключив соответствующий контракт на его приобретение до проведения торгов и/или окончания закупок. Взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб., убытки понесенные в результате приобретения за счет собственных средств жизненнонеобходимого лекарственного препарата Дезатиниб (Спрайсел) в сумме 115 000 руб.
В обосновании иска указано, что истец является инвалидом П группы с клиническим диагнозом: хронический миелолейкоз крови в фазе акселерации (код по международной классификации болезней МКБ-10: С92.1), установленный с декабря 2011 года, имеет сопутствующие заболевания. Жизненно важным для него препаратом является Дазатиниб (Спрайсел) – 100мг/сутки, что подтверждается медицинской документацией, выданной ГБУЗ РКБ им.Г.Г.Куватова и Справкой СМЭ-2013 от 06.08.2014г.
Препарат Дазатиниб (Спрайсел) – 100 мг в аптечную сеть г.Ишимбай не поступал в июле, августе, сентябре месяце 2017г. Ввиду отсутствия данного препарата, ГБУЗ РБ Ишимбайский РБ рецепты на бесплатной получение Дазатиниб не выписывались и на руки не выдавались.
31 августа 2017г. истец обратился в Министерство здравоохранения РБ, ГБУЗ РКБ им.Куватова, где после повторной сдачи анализов ему было выдано заключение с подтверждением диагноза хронической миелолейкоз хроническая фаза, указано на наличие включения его федеральный регистр в рамках «7 нозологий», подтверждена необходимость приема препарата Дазатиниб дозировкой 100 мг в сутки в связи с отсутствием чувствительности к препаратам 1 поколения. Бесплатное амбулаторное обеспечение истца препаратом Дазатиниб проводилось за счет бюджета РБ, в выданных ему рецептах на бесплатное получение препарата источником финансирования указан бюджет субъекта РФ.
В судебном заседании истец Филиппов Ю.П.в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца Барышникова Е.Ю., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РБ Мустафин А.Х., действующий на основании доверенности, в суде просил в исковых требованиях Филиппова Ю.П. отказать по доводам изложенным в возражении на исковое заявление.
Представители третьих лиц: ГБУЗ РКБ им.К.К.Куватова Ханова А.Л., Сафуанова Г.Ш. просили суд удовлетворить исковые требования.
Представители третьих лиц Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, ГУП Башфармация Республики Башкортостан. Правительство Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Ишимбайская ЦРБ на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (вступил в силу с 1 января 2013 года); предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).
В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Статьей 6.2 указанного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно части 2 статьи 6.2. Закона, перечень лекарственных препаратов, в том числе, перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии со статьей 6.2 указанного Закона в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 года N 2724-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год (ЖНВЛП).
Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с названным постановлением, неработающие инвалиды II группы по медицинским показаниям обеспечиваются всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацию) ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установлено, что у Филиппова Ю.П. установлена вторая группа инвалидности, что подтверждается справкой МСЭ-2013 №2053817 от 01.09.2014г. Согласно материалам дела у Филиппова Ю.П. установлен диагноз: хронический <данные изъяты> <данные изъяты> (код по международной классификации болезней МКБ-10: С92.1), имеет сопутствующие заболевания.
Филиппов Ю.П. наблюдается по месту жительства, лечился стационарно в ГБУЗ РКБ им.Г.Г.Куватова с 19.09.2016г. по 29.09.2016г., Ишимбайской центральной больнице ГБУЗ РБ с 28.03.2017г. по 06.11.2017г. Согласно врачебному консультативному заключению ГБУЗ РКБ им.Г.Г.Куватова от 27.01.2017г. истцу рекомендован препарат 2 линии – Дазатиниб (торговое наименование «Спрайсел») 100 мг. в сутки ежедневно длительно в связи с непереносимостью терапии лекарственными препаратами 1 линии, отсутствием цитогенетического и молекулярного ответа, мутацией гена, полной резистентностью к препаратам 1 линии.
Истец обеспечивался препаратом «Дазатиниб» с 6 февраля 2017г. по 06 июня 2017г. В дальнейшем, препарат Дазатиниб (Спрайсел) – 100 мг в аптечную сеть г.Ишимбай не поступал с июля по сентябрь месяцы 2017г. Ввиду отсутствия данного препарата, ГБУЗ РБ Ишимбайский РБ рецепты на бесплатное получение Дазатиниб не выписывались и на руки не выдавались.
31 августа 2017г. истец обратился в Министерство здравоохранения РБ, ГБУЗ РКБ им.Куватова, где после повторной сдачи анализов ему было выдано заключение с подтверждением диагноза хронической миелолейкоз хроническая фаза, указано на наличие включения его федеральный регистр в рамках «7 нозологий», подтверждена необходимость приема препарата Дазатиниб дозировкой 100 мг в сутки в связи с отсутствием чувствительности к препаратам 1 поколения.
23 сентября 2017г. Филиппов Ю.П. приобрел в ООО «Аптека 24» за счет собственных средств препарат «Дазатиниб» в количестве 1 шт. на сумму 115 000,00 руб.
Истец обращался к ответчику по вопросу обеспечения его названным препаратом, в решении ответчика указано, что закупочные мероприятия препарата Дазатиниб не завершены.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Данный лекарственный препарат включен в перечень ЖНВЛП, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от
28 декабря 2016 года N 2885-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2017 год" (ЖНВЛП).
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года N 310, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами
Филиппова Ю.П. возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Доказательств, опровергающих нуждаемость истца в обеспечении вышеуказанными лекарственными препаратами, Министерством здравоохранения суду не представлено.
Таким образом, бездействие Министерства здравоохранения Республики Башкортостан противоречит действующему законодательству, влечет существенное нарушение прав Филиппова Ю.П. на медицинскую помощь. Более того, не предоставление Филиппову Ю.П. лекарственных препаратов в рекомендованных лечащим врачом дозировках влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.
Иск подлежит удовлетворению; следует обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить Филиппова Ю.П. жизненно необходимым лекарственным препаратом: Дазатиниб в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, до момента отсутствия показаний к применению препарата за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Далее. В соответствии со ст. 220 ГПК Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.
В силу ч.1 ст. 212 ГПК Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом предмета заявленного спора, в части возложения обязанности обеспечить Филиппова Ю.П. жизненно необходимым лекарственным препаратом: Дазатиниб в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, решение следует обратить к немедленному исполнению.
Далее. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителей и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Как указано в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года за N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Учитывая степень перенесенных истцом нравственных и физических страданий, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, при которых истцу был причинен моральный вред, а также принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда с Министерства здравоохранения РБ в размере 5000 рублей.
Далее. Поскольку обеспечение лекарственным препаратом Дазатиниб является государственной гарантией, закрепленной законодательно. Лицо, страдающее онкологическим заболеванием, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования, стоимости и наличия в том или ином перечне. Таким образом, иск в части взыскания убытков, понесенных истцом в результате приобретения за счет собственных средств жизненно необходимого лекарственного препарата Дазатиниб (Спрайсел) подлежит удовлетворению в размере заявленных требований 115 000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Филиппова Ю.П. удовлетворить частично
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить Филиппова Юрия Павловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом: Дазатиниб по жизненным показаниям в необходимом объеме на постоянной основе, до момента отсутствия показаний к применению препарата, за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Решение суда в части обязании Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить Филиппова Юрия Павловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом: Дазатиниб по жизненным показаниям в необходимом объеме на постоянной основе, до момента отсутствия показаний к применению препарата, за счет средств бюджета Республики Башкортостан, - обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Филиппова Юрия Павловича компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Филиппова Юрия Павловича сумму в размере 115 000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий судья Ивченкова Ю.М.