Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-883/2023 ~ М-678/2023 от 20.03.2023

Дело №2а-883/2023

УИД 73RS0013-01-2023-000932-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10.05.2023                                                      г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Потехиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Витязева И. С. к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службы исполнения наказаний о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании денежной компенсации,

У С Т А Н О В И Л:

    Витязев И.С. обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что он по приговору суда отбывает уголовное наказание беспрерывно с 16.12.2013. В период времени с 23.04.2015 по 16.12.2018 он содержался в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области. Полагает, что в указанный период времени учреждением были нарушены его права на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищных, санитарных условий. По прибытию в учреждение он не был обеспечен вещевым довольствием в полном объеме. Камеры учреждения, где он содержался, рассчитаны четверых осужденных, жилая площадь в них без учетов предметов мебели и инвентаря не достигала 2 квадратных метров на одного осужденного. Во всех камерах, где он содержался, отсутствовало горячее водоснабжение, помывка в бане осуществлялась один раз в неделю, вследствие чего он испытывал глубокие нравственные и физические страдания (появился лишай), чувство несправедливости и неполноценности, страха за свое здоровье, поскольку не мог содержать свое тело в чистоте. За весь период отбывания наказания в учреждении он не был обеспечен туалетными принадлежностями – индивидуальными средствами гигиены. Кроме того, в камерах отсутствовал приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Наличие естественной вентиляции было недостаточно для поддержания оптимального микроклимата камер. Во всех камерах, где он содержался, было недостаточно искусственного и естественного освещения, что препятствовало чтению и написанию корреспонденции. Просил признать действия (бездействия) ответчика, выразившиеся в нарушении условий его содержания в указанный период незаконными, взыскать с ответчика справедливую денежную компенсацию в размере 500000 руб.

    При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, заинтересованным лицом – Министерство финансов Российской Федерации.

    В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи, административный истец Витязев И.С. требования, изложенные в административном иске, просил о его удовлетворении в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области Будилова Е.Н., действующая на основании доверенности (л.д.76), в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что условия содержания Витязева И.С. за время отбывания им наказания в учреждении соответствовали действующим нормам. Вентиляция в камерах, где он содержался, находилась в исправном состоянии, водопровод отремонтирован.    Каких-либо замечаний и претензий по поводу ненадлежащего содержания осужденных руководству учреждения не поступало.    Кроме того, административный истец всегда был обеспечен одеждой по сезону и туалетными принадлежностями. Сам по себе факт отсутствия горячего водоснабжения не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку он всегда был обеспечен горячей водой, помывкой в бане. Кроме того, естественное и искусственной освещение в камерах соответствовало нормам. Поскольку доказательств нарушения прав административного истца не имеется, просила в удовлетворении иска отказать.

    Представитель ответчика ФСИН России Никишин В.В., действующий на основании доверенности (л.д.68-70), в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, поддержав доводы представителя ФКУ Т УФСИН России.

    Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области, представитель заинтересованного лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    Суд, руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

    Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования частично обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.

      В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).

В соответствии со ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

    Согласно ч.2 ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

    При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

    В силу положений п.1 и п.7 ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и режим содержания подозреваемых и обвиняемых в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Судом установлено, что Витязев И.С. осужден 29.10.2014 Воркутинским городским судом Республики Коми по ст.ст.30 ч.3, 33 ч.5, 228 ч.2, 66 ч.3, 30 ч.3, 228-1 ч.4 п. «г», 66 ч.3, 69 ч.2 УК РФ к 14 годам лишения свободы в ИК строгого режима, отбывал меру уголовного наказания в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области с 23.04.2015 по 14.12.2018.

Обращаясь в суд с указанным административным иском, Витязев И.С. ссылается на ненадлежащие условия содержания за время его пребывания в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, а именно плохую вентиляцию в камерах, отсутствие надлежащего вещевого довольствия, в том числе не обеспечения средствами гигиены, переполненность камер, плохое освещение, отсутствие горячего водоснабжения.

    В соответствии со ст. 3 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, при этом под унижающим достоинство обращением и наказанием понимаются, в частности, ненадлежащие условия содержания под стражей, в исправительных колониях.

Из представленной суду камерной карточки (л.д.36) следует, что за время пребывания в учреждении Витязев И.С. содержался в камере 241 с 08.05.2015, в камере 225 – с 08.05.2015, в камере 241 – с 26.10.2016, в камере 240 – с 18.01.2017, в камере 241 – с 07.10.2017, в камере 244 – с 21.06.2018, в камере 241 – с 26.06.2018, в камере 237 – с 18.08.2018, в камере 241 – с 24.08.2018.

    Согласно техническому паспорту на здание режимного корпуса №2 (л.д.38-44) следует, что камера 241 имеет площадь 12,3 кв.м, камера 225 – 13,8 кв.м, камера 240 – 14 кв.м, камера 244 – 13,2 кв.м, камера 237 – 12,5 кв.м.

Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п.3 ст.39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу ч.3 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Из справки об условиях содержания Витязева И.С. в камерах учреждения (л.д.32) следует, что каждая камера, где он содержался, имеет по одному окну размером 120х140. Окна оснащены открываемыми вовнутрь форточками для проветривания. Приточно-вытяжная вентиляция в помещениях учреждения спроектирована в соответствии с п.14.13 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России. Жилые камеры, где содержатся осужденные, оборудованы в соответствии с п.14.14 Норм вытяжной вентиляцией с естественным побуждением, удаление воздуха осуществляется через внутристенные вытяжные каналы, самостоятельные (отдельные) для каждой камеры. Данная система вентиляции эксплуатируется с момента ввода здания режимного корпуса №2 в эксплуатацию с 1984 года.

Помимо естественного освещения в каждой камере имеется по одному светильнику типа TLPL2х36 Вт с защитной решеткой и светильником ночного освещения типа НСП-02-100 (естественное и искусственное освещение обеспечивает достаточную освещенность). Кроме того, имеется рабочее освещение внутри санузла – светильник типа «Луна».

Из представленной суду информации ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России (л.д.164) следует, что в ходе контрольно-надзорных мероприятий сотрудниками филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России в период с 23.04.2015 по 14.12.2018 в актах проверок замечания по несоответствию искусственной освещенности в камерах учреждения ФКУ Тюрьма отсутствуют.

    То обстоятельство, что камеры и в целом режимный корпус оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, подтверждено    представленным суду фотоматериалом (л.д.80-81).

    Доказательств тому, что указанные вентиляционные системы не функционируют, суду не представлено.

    В 2022 году спецпрокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности в камерах тюрьмы выявлялись нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм, в целях устранения которых 04.05.2022 в адрес начальника учреждения вносилось представление. Кроме того, в суд был подан административный иск к учреждению об устранении нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области (л.д.152-162), вступившим в законную силу, уточненный административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворен: суд обязал ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, в том числе, произвести ремонт настенного и потолочного покрытия в некоторых камерах, а УФСИН по Ульяновской области организовать материально-техническое и финансовое обеспечение учреждения для проведения, в том числе, указанных работ.

При этом при проведении проверки оценивалось общее санитарно-гигиеническое состояние режимных зданий, однако нарушение работы вентиляции в указанных камерах не выявлено, что прямо следует из содержания судебного постановления.

Более того, из представленного суду акта от 30.04.2014 приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтов объекта (л.д.34) следует, что в апреле 2014 завершен капитальный ремонт режимного корпуса №2.

    Статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" предусмотрено оснащение камеры следующим образом: кровать металлическая 1 шт. на человека, стол со скамейками 1-2 комплекта, 1 настенное зеркало, 1 урна для мусора, шкаф для хранения продуктов питания – 1 ячейка на человека, 1 подставка под бак для воды, 1 бак для питьевой воды с кружкой и тазом, вешалка настенная – 1 крючок на человека, 1 полка для туалетных принадлежностей, 1 умывальник.

Из представленных суду копий книг количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области (л.д.82-129) следует, что за время содержания Витязева И.С. в исправительном учреждении превышения количества человек, содержащихся в камерах в соответствии с нормой площади на одного осужденного не было.

Указанное обстоятельство подтвердил в судебном заседании и сам административный истец, однако он указал на то обстоятельство, что норма содержания на одного человека должна рассчитываться с учетом установленной мебели в камере. Указанные доводы административного истца суд находит несостоятельными, не основанными на законе.

Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах утверждены соответствующим Приказом Минюста России от 03.12.2013 №216, в соответствии с п.1 которых отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности. На зимний период: в районах с холодным и особо холодным климатом - до 1 октября; в районах с умеренным климатом - до 15 октября; в районах с жарким климатом - до 1 ноября (п.1.2). В зависимости от местных климатических условий руководители учреждений УИС могут принимать решения о переходе на зимнюю и летнюю форму одежды ранее или позднее установленных сроков (п.1.3).

    Из представленной суду камерной карточки (л.д.36-37) при прибытию в учреждение Витязева И.С. 23.04.2015 у него имелись собственные вещи, разрешенные к хранению в камере: носки, трусы, майка, сумка спортивная, сланцы, полотенце, нательное белье, миска, кружка, футболка, кипятильник, простынь, наволочка, шапка, вилки, ложка, зимняя шапка, часы. Кроме того, из указанной карточки следует, что по прибытию в учреждение Витязев И.С. был обеспечен вещами, принадлежащими учреждению, выданными в его пользование: матрац, подушка, одеяло, хлопчатобумажный костюм, ботинки, наволочка, простынь, ложка, носки, трусы, майка, нательное белье, головной убор, тапочки, фуфайка зимняя, шапка зимняя, сапоги зимние.

Таким образом, доводы стороны административного ответчика о том, что по Витязев И.С. был обеспечен в полном объеме вещевым довольствием по сезону, подтверждены, доказательств обратному в суд не представлено.

В соответствии с ч.2 ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин).

В дело представлены ведомости на выдачу гигиенических наборов осужденным, из которых следует, что Витязеву И.С. ежемесячно в период его содержания с 23.04.2015 по 14.12.2018 выдавались гигиенические наборы, а также хозяйственное мыло (л.д.45-66). В подтверждение получения указанных предметов Витязев И.С. собственноручно расписывался.

Более того, в судебном заседании Витязев И.С. озвучил состав гигиенического набора, тем самым подтвердив факт его получения.

Таким образом, в судебном заседании не подтвердились доводы административного иска о нарушении условий его содержания в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в указанный в иске период в части плохой вентиляции в камерах, отсутствия надлежащего вещевого довольствия, в том числе не обеспечения средствами гигиены, переполненности камер и плохого освещения в них.

Между тем, доводы Витязева И.С. относительно отсутствия горячего водоснабжения в камерах учреждения нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 ст.27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 УИК РФ, п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч.5 ст.35.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п.3 ст.39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», в соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 которого здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением согласно требований СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Согласно техническому паспорту на здание режимного корпуса №2, 4-х этажный по состоянию на 16.12.2009 следует, что он 1984 года постройки, в данном здании предусмотрено отопление, водопровод, канализация, электричество.

Пищеблок, медкабинеты, банно – прачечный комплекс, имеющий 5 помывочных отделений с наличием горячего и холодного водоснабжения, прачечное отделение со стиральными машинами, в целях соблюдения санитарных требований законодательства Российской Федерации обеспечены системой горячего водоснабжения.

    В соответствии с п.21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 16.12.2016 №295 помывка осужденных осуществляется два раза в неделю с еженедельной сменой нательного и постельного белья согласно утвержденного графика во всех отрядах.

Согласно ПВР ИУ, осужденным разрешено пользоваться бытовыми электрокипятильниками заводского исполнения не более 0,5 кВт для нагрева воды и использования ее по назначению.

Из камерной карточки следует, что Витязев И.С. при поступлении в учреждение имел собственный электрокипятильник, который разрешалось хранить в камере.

В 2019 году в учреждении проводился капитальный ремонт режимного корпуса №* по замене и прокладке магистральных систем холодного и горячего водоснабжения, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 31.07.2019, 30.09.2019 по госконтракту №38 от 11.06.2019 (л.д.165-173, 184, 185-187).

В 2020 году в рамках капитального ремонта здания режимного корпуса №2 в 34 камерах проведены работы по прокладке трубопроводов холодного и горячего водоснабжения в камеры режимного корпуса, что подтверждается актом №2 о приемке выполненных работ от 20.11.2020 по госконтракту №52 от 24.08.2020 (л.д.174-182, 183).

В оставшихся 30 камерах режимного корпуса №2 работы по прокладке трубопроводов холодного и горячего водоснабжения выполнены в 2021 году хозяйственным способом. Работы по подключению и вводу магистрали горячего водоснабжения в работу выполнены в декабре 2021 года.

Согласно справке, выданной учреждением (л.д.31) ежедневно во время раздачи пищи осужденными хозяйственной обслуги осуществлялась раздача горячей кипяченой воды все осужденным, а также на внутреннем посту режимного корпуса имелся электрочайник для обеспечения горячей водой осужденных при дополнительной необходимости, по просьбе осужденных дополнительно кипяченая горячая вода для гигиенических целей и питья предоставлялась младшим инспектором ежедневно с учетом потребности, что позволяло компенсировать отсутствие горячего водоснабжения.

В дело поступили сведения о состоянии здоровья административного истца Витязева И.С. (л.д.146), из которых следует, что в указанный в иске период – период содержания административного истца в учреждении ФКУ Тюрьма с 23.04.2015 по 16.12.2018 он обращался за медицинской помощью только в связи с наличием хронического заболевания.

    С учетом изложенного, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в период содержания административного истца в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области обеспечение горячей водой осуществлялось в банно-прачечном комбинате ФКУ Т при помывке осужденных, также осуществлялась еженедельная замена нательного и постельного белья, также горячая вода для бытовых нужд разрешена путем использования электрокипятильников, находящихся в камере.

Неоспоримых доказательств того, что Витязеву И.С. причинен вред здоровью вследствие ненадлежащих условий содержания в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, у него обострились имеющиеся заболевания суду не представлено, указанные доводы опровергаются имеющимися материалами дела.

Статья 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ и применяется с 27.01.2020.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Соответственно, при разрешении настоящего дела необходимо руководствоваться положениями статьи 151 и главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей помимо общих положений параграф 4 "Компенсация морального вреда".

В соответствии со ст.ст.151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред - физические или нравственные страдания гражданина, причиненные действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, который подлежит возмещению путем возложения судом на нарушителя обязанности денежной компенсации указанного вреда; при определении размеров компенсации морального вреда суд обязан принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, учитывать характер, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред, степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, а также исходить из требований разумности и справедливости. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях от 31.01.1957 и 13.05.1977, предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12).

Согласно Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" (пункт 20.1); подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5).

Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Таким образом, законом предусмотрено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводка горячей воды должна быть подведена к санитарным приборам, в том числе к раковинам (умывальникам) камер.

Исходя из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, использование компенсаторного механизма, восполняющего допущенные нарушения условий содержания, не лишает осужденного компенсации морального вреда в полном объеме, а служит основанием для его уменьшения, исходя из характера выявленных нарушений условий содержания, их длительности, последствий именно для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей (например, возраст, состояние здоровья).

Таким образом, требования Витязева И.С. о признании незаконными действий (бездействия) исправительного учреждения и о взыскании денежной компенсации подлежат удовлетворению.

          При определении размера денежной компенсации, суд учитывает, что доказательств негативных последствий, которое повлекло отсутствие горячего водоснабжения именно для административного истца с учетом его индивидуальных особенностей в дело не представлено, Витязев И.С. при рассмотрении дела ссылался лишь на дискомфорт и бытовые неудобства, связанные с отсутствием горячего водоснабжения.

         При определении размера компенсации суд исходит из принципа разумности и справедливости, учитывает также характер и продолжительность нарушений, обстоятельства, при которых они допущены, принимает во внимание, что ФКУ Т УФСИН России принимались меры по восполнению нарушений, улучшающих положение осужденного, как то еженедельная замена нательного и постельного белья, помывка осужденных, что не отрицал в судебном заседании и сам административный истец, а также подтверждено материалами дела.

       С учетом изложенного, с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации надлежит взыскать денежную компенсацию в пользу административного истца в размере 20 000 руб., отказав в удовлетворении исковых требований в большем размере по вышеуказанным основаниям.

    Доводы административных ответчиков о пропуске Витязевым И.С. сроков давности для обращения с административным иском в суд, суд находит несостоятельными, поскольку как следует из абзаца второго статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

          ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 24.05.2023.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                               ░.░. ░░░░░░░░░░

2а-883/2023 ~ М-678/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Витязев И.С.
Ответчики
ФСИН России
ФКУ Тюрьма УФСИН России по Ульяновской области
УФСИН России по Ульяновской области
Другие
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Кочергаева О. П.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
20.03.2023Регистрация административного искового заявления
20.03.2023Передача материалов судье
22.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее