П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 октября 2018 года г.Курск
Судья Промышленного районного суда г.Курска Конорева Ж.М.,
с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении – Мезенцева С.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Мезенцева сергея николаевича,
<данные изъяты>
привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Мезенцева С.Н. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, согласно которому Мезенцев С.Н. оказал неповиновение законным требованиям сотрудников полиции, исполнявшим обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
В судебном заседании Мезенцев С.Н. указал, что он действительно находился в состоянии алкогольного опьянения, но своим видом человеческое достоинство не оскорблял, одет был опрятно, понимал, что с ним происходит, ориентировался в пространстве, ни к кому не приставал, сотрудниками полиции был задержан около своего дома. На ногах шел уверенно, не падал.
Выслушав в суде Мезенцева С.Н., изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст.2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст.26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью - исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Мезенцев С.Н. отказался выполнить законное требование сотрудника полиции – пройти освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения, в связи с тем, что он ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 Мезенцев С.Н. в общественном месте – <данные изъяты> находился по внешним признакам в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (шаткая походка, неопрятный внешний вид, невнятная речь, резкий запах спиртного изо рта).
В соответствии с ч.1 ст.19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно п.14 ч.1 ст.13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право
доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;
направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частями 3, 4 ст.30 Закона «О полиции» установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, выражается в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Следовательно, лицо подлежит административной ответственности по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, если доказано, что им не выполнены законные распоряжения или требования, в том числе, сотрудника полиции, для чего при решении вопроса об ответственности лица необходимо установить, соответствует ли распоряжение или требование сотрудника указанного органа нормативным актам, на основе которых оно принято, соблюден ли установленный порядок предъявления требования и т.п.
Из протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 09.10.2018 года указано, что основанием для медицинского освидетельствования послужили только шаткая походка, неопрятный внешний вид, невнятная речь, резкий запах спиртного изо рта, вызывающие брезгливость и отвращение, оскорбляющие человеческое достоинство и общественную нравственность.
Из рапортов полицейских УМВД России по г.Курску следует, что Мезенцеву С.Н. было предложено пройти медосвидетельствование в связи с нахождением в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (шаткая походка, неопрятный внешний вид, невнятная речь, резкий запах спиртного изо рта).
В соответствии с ч.1 ст.27.12.1 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в ч.ч.1, 1.1 ст.27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В представленных суду материалах дела не содержится данных о совершении Мезенцевым С.Н. административного правонарушения.
Фактически указание в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения основание подразумевает под собой наличие в действиях Мезенцева С.Н. признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ.
Статья 20.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а в такой степени опьянения, которая оскорбляет человеческое достоинство, общественную нравственность: неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение; грязная, мокрая, расстегнутая одежда; из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться; полная беспомощность пьяного.
Согласно выводам, содержащимся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.06.2016 №1410-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гуглина В.Н. на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях» признание лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возможно в случае выявления реальной общественной опасности его действий, что связано с необходимостью установления в них всех признаков объективной стороны указанного правонарушения, в том числе выяснения того, было ли состояние опьянения данного лица таковым, что оно действительно оскорбляло человеческое достоинство и общественную нравственность. Иное понимание оспариваемого законоположения не отвечало бы задачам производства по делам об административных правонарушениях, требующим в числе прочего всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела (статья 24.1 указанного Кодекса).
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и рапортах сотрудников полиции не приведены характеристики состояния опьянения Мезенцева С.Н., позволяющие сделать вывод об оскорбительности таким состоянием человеческого достоинства и общественной нравственности.
Указание в протоколе на появление Мезенцева С.Н. на улице в состоянии опьянении, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, на шаткую походку, на не внятную речь, на резкий запах алкоголя изо рта, на неопрятный внешний вид без конкретизации его соответствующих действий, не может свидетельствовать о наличии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП РФ.
Объективных доказательств того, что Мезенцев С.Н. нарушал общественный порядок, приставал к гражданам, выражался нецензурной бранью, на замечания не реагировал, либо иным образом оскорблял человеческое достоинство и общественную нравственность, материалы дела не содержат.
Несмотря на то, что в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ содержится указание на неопрятный внешний вид Мезенцева С.Н., внешний вид Мезенцева С.Н. в судебном заседании не свидетельствует о его неопрятности. Мезенцев был опрятно одет, его одежда была чистой и аккуратной.
Оснований не доверять показаниям Мезенцева о его поведении на улице на момент задержания 09.10.2018 года и об обстоятельствах его задержания, у суда не имеется.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения по делу толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, поскольку по настоящему делу бесспорные доказательства виновности Мезенцева С.Н. отсутствуют, выносится решение о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Мезенцева сергея никоалевича по ч.1 ст.19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения – прекратить.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Курский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись)