Адм. дело № 2а-1232/2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2015 года г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Прокопьевой И.Г.
при секретаре Шефер А.О.,
с участием помощника прокурора Невидальской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Боброва ФИО10 к Зеленоградской территориальной избирательной комиссии, об оспаривании решения Зеленоградской территориальной избирательной комиссии от 17 ноября 2015 года № 157/978-3 о регистрации Кожанского ФИО11 кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 3,
УСТАНОВИЛ:
Бобров С.В., являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 3 обратился в суд с административным иском к Зеленоградской избирательной комиссии Калининградской области об отмене решения № 157/978-3 от 17 ноября 2015 года Зеленоградской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 3 Кожанского ФИО11.
В обоснование заявленных требований указал, что указанное решение считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 76 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» при выдвижении кандидата избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию помимо прочих документов также представляются: заверенная подписью уполномоченного лица и печатью избирательного объединения копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Ввиду того, что кандидат Кожанский А.В. выдвинут Общим собранием избирательного объединения «Местное отделение «Зеленоградский район» Калининградского регионального отделения политической партии «Патриоты России», а данное избирательное объединение не зарегистрировано в качестве юридического лица, предоставление вышеупомянутого документа является обязательным.
При этом, среди документов, представленных кандидатом Кожанским А.В. для выдвижения, присутствует Протокол №3 Пленума комитета Калининградского регионального отделения политической партии «Патриоты России». Как ошибочно полагала комиссия, при проверке и вынесении решения о регистрации кандидата Кожанского А.В., данный протокол является документом подтверждающим решение о создании Местного отделения политической партии «Патриоты России». Однако согласно п. 7.8. Устава политической партии «Патриоты России»: «Заседание Комитета проходит в форме Пленума. Решения Комитета принимаются в форме Постановленийили Резолюций. Ход заседания Комитета оформляется протоколом». Таким образом, очевидно, что формой документа, подтверждающего создание местного отделения, может быть исключительно Постановление или Резолюция, протокол же является документом, отражающим лишь ход заседания. В соответствии с подпунктом а) пункта 1 статьи 27 Федерального Закона № 95-ФЗ «О политических партиях» избирательное объединение обязано соблюдать действующее законодательство и Устав партии.
Таким образом, полагает, что решение о регистрации кандидата в депутаты было принято с нарушением требований подпункта б), в), пункта 24 статьи 38 Закона №67-ФЗ, подпункта 2,3 пункта 2 статьи 79 Муниципального закона, а именно: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях»; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления и (или) регистрации кандидата.
Обжалуемым решением было существенным образом нарушено предоставленное заявителю Конституцией Российской Федерации право быть избранным в органы местного самоуправления (ст. 32), в части соблюдения принципа равенства кандидатов, предусмотренного ст. 5, 39 № 67-ФЗ.
Если кандидат Кожанский А.В. (соответствующее избирательное объединение) не выполняет возложенные на них юридические обязанности и не соблюдает установленные процедуры, в том числе при выдвижении, совершении иных действий в рамках избирательной кампании по выборам депутатов Окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ», то он тем самым заведомо ставит в неравное положение других кандидатов, добросовестно соблюдающих предусмотренные ограничения и выполняющих требования законодательства.
Просит суд: признать незаконным и отменить Решение Зеленоградской территориальной избирательной комиссии от 17 ноября 2015 года № 157/978-3 о регистрации Кожанского ФИО11 кандидатом в депутаты Окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 3.
Административный истец Бобров С.В. и его представитель по доверенности Садыков Р.А. о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, в суд не явились, с заявлениями и ходатайствами не обращались. Ранее представитель истца представлял заявление, а также в телефонограмме указал, что административный иск поддерживает и просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Зеленоградской территориальной избирательной комиссии Баланин И.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Кожанский А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, указывая, что им в избирательную комиссии был представлен полный пакет необходимых для его регистрации в качестве кандидата в депутаты документов, оснований для отказа в его регистрации не имелось, поддержал письменные возражения на иск, приобщенные к материалам дела.
Представитель Калининградского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» - председатель комитета Калининградского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Чесалин М.Ю., просил отказать в удовлетворении административного иска, указывая, что постановление Пленума Комитета Калининградского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» от 30.10.2005 года о создании местного Зеленоградского отделения принято и оформлено в соответствии с Уставом, вне противоречия законодательству РФ.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 10 ст. 239 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из материалов дела, решением районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» № 289 от 01 октября 2015 года назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» на 27 декабря 2015 года. Указанное решение опубликовано в газете «Волна» от 03.10.2015 № 77 (8931) и на его основании Зеленоградская территориальная избирательная комиссия организует и проводит в настоящее время выборы депутатов в указанный представительный орган местного самоуправления.
Решением Зеленоградской избирательной комиссии от 28 октября 2015 года № 148/866-3 Бобров С.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 3, выдвинут в порядке самовыдвижения, основание регистрации – подписи избирателей.
Решением Зеленоградской избирательной комиссии от 17 ноября 2015 года № 157/978-3 Кожанский А.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 3, выдвинут избирательным объединением – Местное отделение «Зеленоградский район» Калининградского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», основание регистрации – постановление общего собрания избирательного объединения.
Таким образом, Бобров С.В. наделен правом на обращение в суд с указанными требованиями, в соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС Российской Федерации.
Порядок организации и проведения муниципальных выборов регламентирован Федеральным законом № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а так же Законом Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области».
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 23 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижение избирательным объединением.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом, равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В силу Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» федеральный законодатель, предоставляя право гражданам Российской Федерации быть выдвинутыми кандидатом в депутаты непосредственно, либо в списке кандидатов в депутаты (пункт 1 статьи 32), одновременно устанавливает требования к выдвижению, в том числе к уведомлению избирательной комиссии о выдвижении кандидата, обязательные для соблюдения всеми участниками данных общественных отношений.
Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 названного Федерального закона, в пункте 14.5 которой приведен перечень документов, представляемых выдвинутым кандидатом в избирательную комиссию для регистрации его в качестве кандидата в депутаты. Так при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Аналогичная норма содержится и в п.1 ч.1 ст 76 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области».
В силу п. п. «б», «в» п. 24 ст. 38, пп. «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата для кандидатов, выдвинутых политической партией, а также основанием отмены регистрации кандидата по вновь открывшимся обстоятельствам являются несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» государственной регистрации подлежат политическая партия и ее региональные отделения.
Регистрация иных структурных подразделений политической партии законом не предусмотрена.
Согласно пп. «г» п. 1 ст. 26 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации.
Согласно положению пункта 4.4. Устава политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» местное отделение, каким является «Местное отделение «Зеленоградский район» Калининградского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», входит в состав соответствующих региональных отделений, подлежит регистрации исключительно по решению Политсовета Партии.
В соответствии с п.6.1 Устава местное отделение Партии создается по решению Бюро Комитета соответствующего регионального отделения партии или непосредственно Политсоветом партии с особенностей административно-территориального деления субъекта РФ.
Согласно п. 7.6. и п. 7.7 Устава Комитет регионального отделения Партии является постоянно действующим органом регионального отделения. Принимает решение о создании первичных и местных отделений.
Пунктом 7.8 Устава предусмотрено, что заседание Комитета проходит в форме Пленума. Решения Комитета принимаются в форме Постановлений или Резолюций. Ход заседания Комитета оформляется Протоколом.
В соответствии с п.7.13 Устава руководство деятельностью Комитета и Бюро Комитета регионального отделения осуществляется председателем Комитета, который подписывает решения Конференции регионального отделения, выписки из протокола Конференции, решения Комитета регионального отделения и его Бюро.
Основанием для выдвижения Кожанского А.В. в качестве кандидата в депутаты стало решение Местного отделения «Зеленоградский район» Калининградского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» от 31.10.2015 года.
Право данного местного отделения политической партии на выдвижение кандидатов на выборах в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» подтверждается положениями пункта 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, пунктом 6.3 Устава политической партии.
Учитывая, что регистрации такое местное отделение не подлежит, выдвинутые им кандидаты обязаны выполнить требования Закона по предоставлению в Зеленоградскую ТИК надлежащим образом заверенной копии решения о создании местного отделения.
В качестве такого документа в избирательную комиссию был представлен Протокол № 3 Пленума Комитета Калининградского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» от 30 октября 2005 года, из которого следует, что повесткой дня заседания Пленума являлся вопрос о создании местных отделений «Калининградского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», в том числе «Зеленоградский район». Пленум проводился при наличии кворума – из 10 членов Комитета присутствовали 7 (при кворуме для открытия Пленума -6 человек, кворум для принятия решения – 4 человека). Результатом проведенного Пленума по итогам голосования – 7 человек «за», «против» и «воздержались» - нет, принято решение: «Постановили: Создать местные отделения партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» ( в том числе) на территории Зеленоградского района».
Данный протокол подписан председателем Комитета и секретарем.
Административный истец полагает, что данное решение не соответствует Уставу Партии (п.7.8), предусматривающему, что решения Комитета принимаются в форме Постановлений или Резолюций.
С такой позицией административного истца нельзя согласиться, поскольку как указано в том же пункте Устава Партии, ход заседания Комитета оформляется протоколом. Протокол является документом, фиксирующим принятое коллективное решение. Из самого протокола следует, что данное решение принято в форме Постановления, т.к. в нем указано «Постановили», а также подтверждает законность принимаемого решения на наличие кворума и обсуждаемого вопроса. Данное постановление подписано председателем Комитета в соответствии с п. 7.13 Устава.
При таком положении, указание административного истца на необходимость составления отдельного документа в виде Постановления или Резолюции, и на то, что протокол не является документом, подтверждающим выполнение п. 7.8 Устава Партии, является не обоснованным, поскольку избирательной комиссии был представлен надлежаще оформленный в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями документ о создании Местного отделения «Зеленоградский район» Калининградского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ», подтверждающий принятие такого решения.
Кроме того, законом не предусмотрено такое основание к отказу в регистрации кандидата в депутаты, как недостатки решения о создании районного местного отделения политической партии.
Иных нарушений требований закона при регистрации кандидата Кожанского А.В. судом не установлено.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Боброва ФИО10 к Зеленоградской территориальной избирательной комиссии, об оспаривании решения Зеленоградской территориальной избирательной комиссии от 17 ноября 2015 года № 157/978-3 о регистрации Кожанского ФИО11 кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 3 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд в течение пяти дней, со дня вынесения решения.
Судья: подпись. Копия верна.
Судья: И.Г. Прокопьева