Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-257/2018 ~ М-137/2018 от 13.02.2018

Дело № 2 – 257/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2018 года г. Канск

Канский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Гришаниной Н.В.,

при секретаре Рыковой Е.В.,

прокурора – Поздняковой Л.О.

представителя ответчика – Кирьяновой О.Н.,

представителя третьего лица - Будаева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора, в интересах Шатиловой ФИО10 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в интересах Шатиловой Н.А., о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что в Канскую межрайонную прокуратуру обратилась Шатилова Н.А. с заявлением о защите трудовых прав, выразившихся в выплате заработной платы за период с января по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года ниже минимального размера оплаты труда. По данному заявлению проведена проверка, в ходе которой было выявлено нарушение трудовых прав работника Шатиловой Н.А. со стороны его работодателя МБОУ «В-Амонашенская СОШ» за период ДД.ММ.ГГГГ г., выразившееся в начислении и выплате ей заработной платы за период с января по декабрь ДД.ММ.ГГГГ г. ниже минимального размера оплаты труда. Прокурор просит взыскать в пользу Шатиловой Н.А. с ответчика задолженность по заработной плате в общем размере 3995,56 рублей.

В судебном заседании истец – помощник Канского межрайонного прокурора Позднякова Л.О. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Материальный истец Шатилова Н.А. в судебное заседание не явилась, ранее представила заявление, в котором иск поддержала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика – директор МБОУ «В-Амонашенская СОШ» Кирьянова О.Н. в судебном заседании исковые требования признала.

Представитель третьего лица администрации Канского района Будаев А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что заработная плата в ДД.ММ.ГГГГ году была начислена правильно, поскольку постановление Конституционного суда РФ № 38-п от 07.12.2017 вступило в законную силу 07.12.2017 и не имеет обратной силы, заявил о пропуске истцом установленного законом срока обращения в суд за разрешением возникшего трудового спора.

Представитель третьего лица – МКУ «Управление образования администрации Канского района» Горбачева О.С. в судебное заседание не явилась, направила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, указала, что возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица - Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Красноярского края, в суд не явился, ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения явившихся участников процесса и требований ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав стороны, а также исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.

Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

Статьей 1 ФЗ от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2017 г. на территории РФ установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в сумме 7500 рублей в месяц.

Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 г. на территории РФ установлен МРОТ в сумме 7800 рублей в месяц.

Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 руб. (с января по июнь 2017 года) и 7800 руб. (с июля по декабрь 2017 года), с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12 000 руб. (с января по июнь 2017 года) и 12480 руб. (с июля по декабрь 2017 года). Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п.

Доводы представителей управления образования администрации Канского района, администрации Канского район о том, что в заявленные истцом периоды заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с соблюдением требований трудового законодательства и в том понимании, которое осуществлялось в правоприменительной практике в 2017 году, а также ссылка на то, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является общеобязательным только с указанной даты – 07.12.2017 г., основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Упомянутым выше Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения ст. 129, ч.ч. 1, 3 ст. 133, ч.ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом указано, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл вышеобозначенных положений Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В силу положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017№ 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

При пересмотре по предусмотренным процессуальным законодательством основаниям в кассационном или надзорном порядке вынесенных по данному вопросу судебных постановлений, основанных на соответствующих нормах в истолковании ином, чем выявленный Конституционным Судом РФ их конституционно-правовой смысл, суды также должны в силу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, руководствоваться его Постановлением от 07.12.2017 № 38-П.

При этом, суд в любом случае учитывает, что обратная сила постановлений Конституционного Суда РФ может иметь место, когда речь идет: об изменении правового регулирования ранее существовавших отношений; у участвовавших в правоотношении сторон появляются новые права и обязанности; постановление улучшает положение лица.

Как установлено в судебном заседании, Шатилова Н.А. принята на работу к ответчику на должность уборщика служебных помещений, с ней заключен трудовой договор, определена тарифная ставка (оклад) в размере <данные изъяты> руб. и надбавки к заработной плате – 30% районный коэффициент и 30% надбавка за работу в тяжелых климатических условиях, 25% - за опыт работы).

В ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение трудовых прав Шатиловой Н.А., выразившееся в начислении и выплате ей заработной платы за период с января по декабрь 2017 г. ниже минимального размера оплаты труда.

Относительно заявленного довода третьего лица о пропуске истцом срока для обращения в суд с вышеуказанным иском, суд исходит из следующего.

В силу части 2 статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 20 декабря 2005 года N 482-О, от 20 февраля 2007 года N 123-О-О, от 24 января 2008 года N 7-О-О), предусмотренные статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроки для обращения в суд по индивидуальным трудовым спорам выступают в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.

Согласно Коллективного договора МБДОУ «В-Амонашенская СОШ» выплата заработной платы работникам производится не реже чем каждые полмесяца и не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена: 15 числа следующего месяца и 30 числа текущего месяца. Следовательно, заработная плата за январь 2017 года должна быть выплачена в полном объеме 15 февраля 2017 года, а за февраль 2017 года не позднее 15 марта 2017 года.

В ходе рассмотрении дела установлено, что за защитой своего нарушенного права Шатилкина Н.А. обратилась в Канскую межрайонную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, с исковым заявлением прокурор в интересах работника обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, с требованием о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в части взыскания недоначисленной заработной платы в связи с пропуском истцом срока обращения в суд.

Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере:

- за отработанные 136 часов в январе ДД.ММ.ГГГГ года в размере 181 рубль, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 136 час. (норма времени в январе ДД.ММ.ГГГГ г.) * 136 час. (отработано работником) = 12 000 руб. (должно быть начислено) - 11819 руб. (фактически начислено) = 181 руб. (недоначислено).

- за отработанные 143 часов в феврале ДД.ММ.ГГГГ года в размере 181 рубль, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 143 час. (норма времени в феврале ДД.ММ.ГГГГ г.) * 143 час (отработано работником) = 12 000 руб. (должно быть начислено) - 11819 руб. (фактически начислено) = 181 руб. (недоначислено).

- за отработанные 175 часов в марте 2017 года в размере 181 рубль, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 175 час. (норма времени в марте ДД.ММ.ГГГГ г.) * 175 час (отработано работником.) = 12000 руб. (должно быть начислено) – 11819 руб. (фактически начислено) = 181 руб. (недоначислено).

- за отработанные 160 часов в апреле ДД.ММ.ГГГГ года в размере 181 рубль, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 160 час. (норма времени в апреле ДД.ММ.ГГГГ г.) * 160 час (отработано работником) = 12000 руб. (должно быть начислено) – 11819 руб. (фактически начислено) = 181 руб. (недоначислено).

- за отработанные 160 часов в мае ДД.ММ.ГГГГ года в размере 181 рубль, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 160 час. (норма времени в мае ДД.ММ.ГГГГ г.) * 160 час. (отработано работником) = 12 000 руб. (должно быть начислено) - 11819 руб. (фактически начислено) = 181 руб. (недоначислено).

- за отработанные 168 часов в июне ДД.ММ.ГГГГ года в размере 181 рубль, которая рассчитана по следующей схеме: 12 000 руб. / 168 час. (норма времени в июне ДД.ММ.ГГГГ г.) * 168 час. (отработано работником) = 12000 руб. (должно быть начислено) – 11819 руб. (фактически начислено без учета отпускных) = 181 руб. (недоначислено).

- за отработанные 152 часа в августе ДД.ММ.ГГГГ года в размере 546,04 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 184 час. (норма времени в августе ДД.ММ.ГГГГ г.) * 152 час. (отработано работником) = 10309,56 руб. (должно быть начислено) — 9763,52 руб. (фактически начислено) = 546,04 руб. (недоначислено).

- за отработанные 168 часов в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года в размере 380,53 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. /168 час. (норма времени в сентябре ДД.ММ.ГГГГ г.) * 168 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) – 12099,47 руб. (фактически начислено) = 380,53 руб. (недоначислено).

- за отработанные 176 часов в октябре ДД.ММ.ГГГГ года в размере 661 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 176 час. (норма времени в октябре ДД.ММ.ГГГГ г.) * 176 час. (отработано работником) = 12 480 руб. (должно быть начислено) – 11819 руб. (фактически начислено) = 661 руб. (недоначислено).

- за отработанные 167 часов в ноябре ДД.ММ.ГГГГ года в размере 661 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб./167 час. (норма времени в ноябре ДД.ММ.ГГГГ г.) * 167 час. (отработано работником) = 12480 руб. (должно быть начислено) – 11819 руб. (фактически начислено) = 661 руб. (недоначислено).    

- за отработанные 168 часов в декабре ДД.ММ.ГГГГ года в размере 661 рублей, которая рассчитана по следующей схеме: 12 480 руб. / 168 час. (норма времени в декабре ДД.ММ.ГГГГ г.) * 168 час. (отработано работником) = 12 480 руб. (должно быть начислено) - 11819 руб. (фактически начислено) = 661руб. (недоначислено); всего на сумму 3995 рублей 56 копеек.

Расчеты недоначисленной заработной платы, представленные стороной истца, судом проверены, их достоверность в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорена, в связи с чем, они представляются суду правильным, при этом, расчет содержит алгоритм получения оспариваемых сумм, соответствующий данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющихся в деле расчетных листков за спорный период, а также с учетом данных, представленных по запросу процессуального истца ответчиком.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шатиловой Н.А., к МБОУ «В-Амонашенская СОШ» о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению, и с работодателя, в лице МБОУ «В-Амонашенская СОШ», в пользу Шатиловой Н.А. подлежит взысканию заработная плата за период с января по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3 995 рублей 56 копеек.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика МБОУ «В-Амонашенская СОШ» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шатиловой ФИО11, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа» о взыскании заработной платы – удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа» в пользу Шатиловой ФИО12 заработную плату за период с января по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3995 рублей 56 копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья      Н.В. Гришанина

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2-257/2018 ~ М-137/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Канский межрайонный прокурор
Шатилова Нина Александровна
Ответчики
МБОУ "В-Амонашенская СОШ"
Другие
МКУ "Управление образования администрации Канского района"
Суд
Канский районный суд Красноярского края
Судья
Гришанина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
kanskray--krk.sudrf.ru
13.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2018Передача материалов судье
16.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.04.2018Предварительное судебное заседание
16.05.2018Судебное заседание
22.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2018Дело оформлено
08.11.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее