Решение по делу № 2-502/2015 (2-6276/2014;) от 19.11.2014

Дело № 2-502/15

ЗАОЧНОЕ РЕ Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 января 2015 года                             г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Вдовина Н.В., при секретаре Гамидовой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Васильева Станислава Викторовича к Министерству финансов иные данные, третье лицо – администрация Марксовского муниципального района иные данные о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство),

УСТАНОВИЛ:

Васильев Станислав Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Министерству финансов иные данные о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство).

Свои требования обосновывает тем, что в соответствии с постановлением администрации Марксовского муниципального образования иные данные от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении попечительства над несовершеннолетним ФИО6» в связи с тем, что истец, являясь несовершеннолетним, остался без попечения родителей, попечителем несовершеннолетнего ФИО7 назначена ФИО2. Попечителю производилась выплата денежного пособия с ноября 2000 г., без учета фактических цен, сложившихся в регионе.

Задолженность по выплате опекунских пособий, по мнению истца, составила 15418 руб. 55 коп.

Указанная задолженность в связи с несвоевременной выплатой утратила покупательскую способность, в связи с чем, истец просил взыскать в свою пользу также индексацию указанной задолженности с учетом уровня инфляции за каждый год в размере 37023 руб. 29 коп., а всего 52441 руб. 84 коп. Также в исковом заявлении ставится вопрос о взыскании судебных расходов в размере 1300 руб.

Истец Васильев С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Представитель истца Квитчук Н.В. поддержала исковое заявление в полном объеме.

Ответчик – представитель Министерства финансов иные данные в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица администрации иные данные на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ввиду неявки ответчика суд посчитал возможным рассмотреть возникший между сторонами спор в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233-237 ГПК РФ.

Исследовав обстоятельства дела и собранные по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. № 41/85, при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребёнка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.

Декларацией прав ребёнка, провозглашенной Резолюцией 1386 (Х1У) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, установлено, что ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. ст. 148, 150 Семейного Кодекса РФ (действовавшими до 01 сентября 2008 года), ст. 148-1 (действующей с 01 сентября 2008 года), ч.3 ст. 40 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия, имеет право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.

Согласно ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя представление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.

В силу ст. 5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до 20 ноября 2005 года, с 01.06.1992 года устанавливались нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.

На основании п. 1 указанного Постановления, обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденных Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 года № 199, действовавшем до 25 марта 2008 года, органы опеки и попечительства были обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Статься 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта РФ в форме субвенций.

Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами «О федеральном бюджете на 2000-2001 годы» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 2000-2001 годы в бюджет иные данные из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти иные данные на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.

Как установлено в судебном заседании из бюджета иные данные в 2000-2001 годах не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ – иные данные и его финансовый орган – Министерство финансов иные данные, который является надлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 31 Федерального Закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Суд, исследовав представленные доказательства, подтверждающие нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, семейных детских домов, приёмных семей в соответствии с Постановлением Правительства РФ 20.06.1992 года № 409, действовавшем до 20 ноября 2005 года, на основании данных Комитета статистики Саратовской области, считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, полученных истцом за 1995-2000 г.г., не соответствовал установленному вышеуказанным постановлением Правительства РФ размеру.

Во исполнение постановления администрации Марксовского муниципального образования иные данные от ДД.ММ.ГГГГ попечителю ФИО8 за период с 2000 по 2001 г. было выплачено: в 2000 г. – 1600 руб.; в 2001 г. – 10685 руб.

В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409, следовало выплатить на питание в 2000 г. – 3189 руб. 09 коп.; в 2001 г. – 16147 руб. 09 коп.; на одежду и обувь, мягкий инвентарь: в 2000 г. 1114 руб. 47 коп.; в 2001 г. – 5835 руб. 90 коп.

Согласно расчетам истца, подтвержденным сведениями службы государственной статистики иные данные, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством) в сумме 15418 руб. 55 коп.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, в связи с несвоевременной выплатой опекунских пособий в соответствии с установленными нормами, суд считает, что суммы невыплаченных пособий подлежат индексации с учетом изменения индекса потребительских цен за соответствующий период времени.

Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами о федеральном бюджете на 2000-2001 г. за рассматриваемый период составляет 37023 рубля 29 коп.

Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчика не поступило.

Указанные суммы в силу ст. 1071 ГК РФ подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов иные данные за счет средств казны иные данные.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Таким образом, общая сумма денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца, составит – 52441 рубль 84 коп.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно статье 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате доверенности в размере 1300 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199, 233 - 237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства финансов иные данные за счет средств казны иные данные в пользу Васильева Станислава Викторовича задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 52441 рубль 84 коп.; расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1300 руб., а всего 53741 рублей 84 коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись Н.В. Вдовин

2-502/2015 (2-6276/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев С.В.
Ответчики
Министерство финансов Саратовской обл.
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
19.11.2014Передача материалов судье
19.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2014Судебное заседание
16.01.2015Судебное заседание
21.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее