Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-7/2021 (3а-90/2020;) ~ М-74/2020 от 22.07.2020

Дело №3а-7/2021

УИД 70OS0000-01-2020-000098-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2021 г. Томский областной суд в составе:

председательствующего Простомолотова О.В.,

при секретаре Кутлубаевой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №3а-7/2021 по административному исковому заявлению Князева Андрея Валерьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области, Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, администрации Города Томска об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере равном его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Князев А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области, Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, администрации Города Томска об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/.

В обоснование заявленных требований Князевым А.В. указано, что В обоснование заявленных требований Князевым А.В. указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности указанное нежилое здание; кадастровая стоимость которого, установленная по состоянию на 1 января 2019 г., в размере 53268029 рублей 47 копеек значительно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке в размере 27800000 рублей, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.

Определением суда от 24.07.2020 по делу в качестве заинтересованного лица привлечено ОГБУ «ТОЦИК».

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебное заседание представитель административного истца представила заявление об уточнении заявленных административных исковых требований в соответствии с заключением дополнительной судебной оценочной экспертизы и просила установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/, площадью /__/ кв.м по состоянию 1.01.2019 в размере равном его рыночной стоимости равной 28803700рублей.

Представителями административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» представлены пояснения об отсутствии возражений относительно заключения дополнительной судебной оценочной экспертизы и возражений относительно заявленных административных исковых требований

Представителем администрации Города Томска представлен отзыв в соответствии с которым администрация Города Томска просит отказать в удовлетворении иска поскольку она не является надлежащим ответчиком по делу.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Административному истцу с 07.11.2012 принадлежат на праве собственности нежилое здание с кадастровым /__/, расположенное по адресу /__/ (л.д. 6 т.1).

Приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области», установлена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере - 53268029 рублей 47 копеек (л.д.5, 211 т.1).

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Томской области акт об утверждении кадастровой стоимости не составлялся.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 23 января 2020 г.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в числе прочих установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьями 372, 374 Налогового кодекса Российской Федерации организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество организаций.

Распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 N 99-о «Об определении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год указанное нежилое здание включено в перечень объектов для целей налогообложения в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество определяется как их кадастровая стоимость.

В соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 августа 2018г. №334-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Изменения, введенные Федеральным законом от 3 августа 2018г. №334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019г. (статья 3 этого Закона) и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019г.

При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019г. согласуется с приведенными выше положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель при введении государственной кадастровой оценки недвижимого имущества не исключил установление кадастровой стоимости этого имущества в размере его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998г. №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.

Административным истцом в подтверждение заявленных требований представлен подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО» отчет №242-А/2020 от 28 мая 2020г., согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019г. составляет 27800000 рублей.

В связи с возражениями представителей административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» относительно выводов, изложенных в отчете, по ходатайству представителя административного истца Миронер В.В. была назначена судебная оценочная экспертиза в ООО «Бизнес-Оценка», по результатам которой составлено заключение эксперта №167-С, в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2019г. составляет 27800000 рублей.

Определением суда от 27.10.2020 по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза согласно выводам которой изложенным в заключении № 219-С рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ по состоянию 1.01.2019 составляет 28803700 рублей.

Поскольку экспертной организации были представлены все материалы настоящего административного дела, в том числе отчет, подготовленный ООО «Бюро оценки «ТОККО» №242-А/2020 от 28 мая 2020г., и возражения относительно данного отчета представителей административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК», суд считает, что результат судебной оценочной экспертизы основан на всестороннем изучении экспертом обстоятельств дела и доводов сторон.

Согласно заключению эксперта эксперт при оценке нежилого здания использовал сравнительный подход (метод сравнения продаж) и доходный подход. Экспертом в заключении мотивирован отказ от затратного подхода. При проведении исследования экспертом проведена выборка относительно объектов аналогов (приложение №1) и определены по 3 аналога для сравнительного и доходного подхода. На различия объектов оценки с объектами аналогами экспертом применены соответствующие корректировки.

В результате проведенного исследования экспертом определена стоимость единого объекта оценки доходным подходом и сравнительным подходом, проведено согласование результатов стоимости единых объектов оценки (нежилого здания и земельного участка), определена стоимость земельного участка и проведена очистка объекта оценки от стоимости земельного участка, в результате чего эксперт пришла к выводу о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, указанной в заключении экспертизы.

У суда нет оснований сомневаться в размере рыночной стоимости указанной заключении дополнительной судебной оценочной экспертизы № 219-С от 22 декабря 2020 поскольку она соответствует приведенному расчёту, который проверен судом в ходе судебного заседания.

Из письменных пояснений представителя административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области и заинтересованного лица ОГБУ «ТОЦИК» следует что административный ответчик и заинтересованное лицо возражений относительно выводов дополнительной судебной оценочной экспертизы не имеют.

Оценив заключение судебной оценочной экспертизы по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом результатов отчета об оценке, суд пришёл к выводу о том, что определенная заключением рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на дату утверждения его кадастровой стоимости (1 января 2019 г.) может быть установлена на вышеуказанную дату в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.

Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости; также в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области, если имело место обращения этого лица в Комиссию.

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области административный истец не обращался; административное исковое заявление подано в суд 22 июля 2020 г.

В силу части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

Исходя из положений ч.2 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела оспариваемая кадастровая стоимость утверждена не актом органа местного самоуправления – администрации Города Томска, а приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 22 ноября 2019г. №41 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, помещений, машино-мест и иных видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Томской области».

В связи с изложенным в удовлетворении требовании, заявленных к администрации Города Томска, надлежит отказать.

Также не подлежат удовлетворению требования о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости нежилого здания сведения об установленной решением суда кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости 28803700 рублей.

Так в соответствии с требованиями ст. 24.18, 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.1 ч.5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанные сведения об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, включая дату подачи соответствующего заявления, подлежат внесению Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации в государственный кадастр недвижимости в силу закона.

При этом, исходя из положений ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Князева Андрея Валерьевича к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/ в размере равном его рыночной стоимости - 28803700 рублей по состоянию на 1.01.2019 для применения в целях предусмотренных законодательством Российской Федерации, и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определённой по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 22.07.2020.

В удовлетворении иска к администрации Города Томска отказать.

В удовлетворении требований о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Томской области обязанности внести в ЕГРН в качестве кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу /__/, рыночную стоимость в размере 28803700 рублей – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Томский областной суд.

Председательствующий

3а-7/2021 (3а-90/2020;) ~ М-74/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Князев Андрей Валерьевич
Ответчики
Департамент по управлению государственной собственностью по Томской области
Управление Росреестра по ТО
администрация г.Томска
Другие
Левчугов Владислав Викторович
Суд
Томский областной суд
Судья
Простомолотов Олег Владимирович
Дело на странице суда
oblsud--tms.sudrf.ru
22.07.2020Регистрация административного искового заявления
22.07.2020Передача материалов судье
24.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Подготовка дела (собеседование)
14.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2020Судебное заседание
20.10.2020Производство по делу возобновлено
20.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Подготовка дела (собеседование)
27.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2020Судебное заседание
22.01.2021Производство по делу возобновлено
22.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2021Дело оформлено
16.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее