Дело № 12-136/16
РЕШЕНИЕ
01 июля 2016 года Судья Октябрьского районного суда <адрес> края ФИО2 при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО «Да Логистика» ФИО1 на постановление руководителя МТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора № от 12.01.2016г. по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Да Логистика» Сбруева ФИО4 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя МТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Да Логистика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Директор ООО «Да Логистика» Сбруев Д.В. на указанное постановление подал жалобу, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, указав, что основанием для привлечения к ответственности послужило нарушение срока предоставления информации резидентом в кредитное учреждение о смене юридического адреса организации-резидента. Действий по несоблюдению установленных порядка представления форм учета и в отчетности по валютным операциям ООО «ДА Логистика» не совершалось, так как согласно положений ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту - ФЗ № 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации как орган валютного регулирования устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Каких-либо нарушений по соблюдению порядка представления отчетов о движении средств по счетам, порядка представления документов при осуществлении валютных операций, сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операпиям, уведомления об исполнении нерезидентом условий договора ООО «ДА Логистика» также не совершалось. Росфиннадзором инкриминируется Директору нарушение установленных правил оформления паспортов сделок. Однако, при этом Росфиннадзором не было учтено следующее. Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ № 173-ФЗ, валютное законодательство Российской Федерации состоит из ФЗ №ь 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации). Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее - акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, законодатель установил два различных вида документов: а) акты валютного законодательства РФ, в число которых входят ФЗ № 173-ФЗ и другие федеральные законы; б) акты органов валютного регулирования, в число которых входят указания, положения и инструкции Центрального банка (согласно ст. 7 ФЗ Федерального закона от 07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Правила оформления паспортов сделок, нарушение которых инкриминируется Директору предусмотрены главой 6 Инструкции №-И «Порядок оформления паспорта : л елки». Данная глава Инструкции №-И обязывает резидента оформить в уполномоченном банке документ - паспорт сделки и определяет процедуру открытия сделки, а также перечень документов, необходимых для открытия паспорта :телки. Диспозиция ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность именно за нарушение порядка оформления (открытия) паспорта сделки. При этом, диспозиция статьи 15.25 ч. 6 КоАП РФ не предусматривает ответственности за нарушение порядка внесения изменений в паспорт сделки, несоблюдения сроков, - указанных в гл. 8 инструкции №-И «Порядок внесения изменений в паспорт сделки (переоформление паспорта сделки)». Таким образом, в действиях Директора отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Директор предоставил все необходимые заявления и документы, подтверждающие вносимые в паспорт сделки изменения; Директор исполнил возложенную обязанность по внесению изменений самостоятельно и до момента возбуждения дела об административном правонарушении; сведения ю местонахождении юридического лица - резидента прямо не влияют и не препятствуют обеспечению учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами, которые обеспечиваются именно паспортом сделки; несвоевременное уведомление о смене местоположения юридического лица не повлекло нарушения валютного законодательства РФ, не повлекло тяжёлых последствий в виде, например, вывода либо невозвращения валютной выручки; несвоевременное уведомление о смене местоположения юридического лица не явилось следствием или причиной какой-либо незаконной валютной операции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал жалобу, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представители Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> и ИФНС по <адрес> в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, представили письменные возражения на жалобу, в которых просят в ее удовлетворении отказать.
Обсудив жалобу, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО «ДА Логистика», Россия, (Клиент) заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № TAUT-F с фирмой-нерезидентом «TAUTU PRODUCTS GMBH», Латвия, (Продавец). В соответствии с условиями договора Клиент на возмездной основе, поручает, а Экспедитор обязуется от своего имени, но за счет и в интересах Клиента выполнить работы по организации перевозок грузов Клиента морским транспортом. Валюта договора - Российский рубль. Общая сумма договора 30 000 000,00 рублей. Дата завершения исполнения обязательств по договору 31.12.2017г.
В ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица ООО «ДА Логистика» в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно изменен адрес организации с «353915, <адрес>, офис 111/3» на «353900, <адрес>» о чем свидетельствует лист записи Единого государственного реестра юридических лиц выданный налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ.
По заключенному договору в уполномоченном банке - НВФ АО «СМП Банк» ДД.ММ.ГГГГ оформлен паспорт сделки № (далее - ПС), в разделе 1 «Сведения о резиденте» пункте 1.2 которого указан адрес юридического лица - резидента: «353915, <адрес>, офис 111/3».
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту - Закон № 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона 173-03 Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Банком России издана Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ №-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (в редакции от №-У, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №-У, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Инструкция №-И), содержащая требования к порядку и срокам оформления паспортов сделок по заключенным контрактам.
Глава 6 Инструкции №-И устанавливает порядок оформления паспорта сделки.
Согласно пункту 6.1. Инструкции №-И резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), указанному в главе 5 настоящей Инструкции, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту и по форме 2 при осуществлении валютных операций по кредитному договору) (далее - ПС) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем ПС, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) и ПС по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев, указанных в главе 12 настоящей Инструкции.
Приложение № к Инструкции №-И устанавливает порядок заполнения паспорта сделки, а именно в разделе 1 «Сведения о резиденте» пункте 1.2 указывается адрес места нахождения юридического лица - резидента либо адрес места жительства в Российской Федерации физического лица - индивидуального предпринимателя или физического лица, занимающегося в установленном законодательством российской Федерации порядке частной практикой.
В оформленном ПС № по договору от ДД.ММ.ГГГГ № TAUT-F в разделе 1 «Сведения о резиденте» пункте 1.2 указан адрес юридического лица - резидента: «353915, <адрес>, офис 111/3».
На основании изложенного, в соответствии с требованиями главы 6 Инструкции №-И, пункта 6.1 Инструкции №-И, приложения № к Инструкции №-И и с учетом изменений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДА Логистика» при оформлении ДД.ММ.ГГГГ ПС № по заключенному договору от ДД.ММ.ГГГГ № TAUT-F в разделе 1 «Сведения о резиденте» пункте 1.2 следовало указать новый адрес юридического лица - резидента, а именно: «353900, <адрес>». Таким образом, ООО «ДА Логистика» нарушило порядок заполнения оформленного ДД.ММ.ГГГГ ПС №.
Место совершения административного правонарушения - 353900, <адрес>.
Дата совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ.
Требования главы 6 Инструкции №-И ООО «ДА Логистика» нарушены.
Следовательно, действия (бездействия) ООО «ДА Логистика» противоречат требованиям действующего законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Совершенное ООО «ДА Логистика» правонарушение посягает на интересы государства в реализации единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении участника внешнеэкономической деятельности к исполнению своих обязанностей.
Правовая обязанность директора ООО «ДА Логистика» как резидента, вытекает из общеправового принципа, закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации,согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а соответственно, установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения обязанностей резидента при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Правовая возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Данные обстоятельства по делу не установлены.
Учитывая вышеизложенное, директор ООО «ДА Логистика» не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которые от него требовались в целях надлежащего исполнения валютного законодательства Российской Федерации при исполнении положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», что свидетельствует о его вине.
Таким образом, директор ООО «ДА Логистика» совершил административное правонарушение, выразившееся в несоблюдение требований главы 6 Инструкции №-И, ответственность за которое, предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Ко АП РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ №) (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ № применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В соответствии с требованиями пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ № при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно статьи 2.9 КоАП РФ и требованиям Постановления Пленума ВАС РФ № оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу, государству. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении участника внешнеэкономической деятельности к исполнению своих обязанностей.
Оценивая характер и обстоятельства совершенного должностным лицом правонарушения, принимая во внимание отсутствие надлежащего уровня внутреннего контроля по соблюдению требований валютного законодательства; отсутствие лиц, назначенных ответственными за организацию контроля внутри организации над исполнением заключенных внешнеторговых договоров и, соответственно, невозможность составления и своевременного представления отчетности, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.
Таким образом, руководитель МТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при принятии соответствующего постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «Да Логистика» ФИО1 к административной ответственности правильно квалифицировал его действия по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и привлек к административной ответственности. Наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции статьи с учетом обстоятельств по делу.
Грубых процессуальных нарушений государственным инспектором норм КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя МТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «Да Логистика» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Да Логистика» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии.
Судья